Дело № 10RS0011-01-2021-000837-36 (2а-2216/2021)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2021 года город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Тарабрина Н.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску к Порошиной Людмиле Антоновне о взыскании обязательных платежей,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный ответчик не уплатила в установленный законом срок налог на имущество физических лиц за 2015-2016 годы, в связи с чем образовалась задолженность. Административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 916 рублей, начисленные на нее пени за период с 02.12.2016 по 08.02.2017 в сумме 21,07 рублей, и задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 177 рублей.
Определением от 24.02.2021 судом принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ путем исследования письменных доказательств без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, материалы дела по судебному приказу №СП2а-2301/2020-11, суд приходит к следующим выводам.
Согласно с. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно требованиям ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Частью 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст.45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Статьей 400 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статье 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пункт 1 статьи 402 НК РФ устанавливает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Статьей 406 НК РФ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) установлено, что в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, расположенных в пределах одного муниципального образования. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Положениями п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Решением Петрозаводского городского совета 02 сессии 28 созыва от 24.11.2016 №28/02-28 ставки налога, при определении налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости, установлены в следующих размерах:
1) Гаражей и машино-мест - в размере 0,05 процента.
2) Жилых помещений (квартир, комнат),
жилых домов,
единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом),
хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, в следующих размерах:
Кадастровая стоимость объекта налогообложения |
Ставки налога |
До 300000 рублей включительно |
0,1 процента |
Свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно) |
0,3 процента |
Свыше 500 000 рублей до 700 000 рублей (включительно) |
0,3 процента |
Свыше 700 000 рублей |
1,5 процента |
Из материалов дела следует, что административный ответчик в 2015-2016 годах являлся собственником объекта недвижимости: квартиры по адресу: <адрес> (налоговая база 610993 рублей (инвентаризационная стоимость 2015 год), 707942 рублей (инвентаризационная стоимость 2016 год), 1/2 доля в праве собственности, налоговая ставка 0,3%, 12 мес. владения в каждом календарном году).
В адрес административного ответчика налоговым органом были направлены налоговые уведомления:
- №112543231 от 05.08.2016 об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 916 рублей в срок до 01.12.2016;
- №50021378 от 09.09.2017 об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 1062 рублей в срок до 01.12.2017.
В установленный законом срок административный ответчик налоги не уплатил.
Согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Взыскание пеней производится в том же порядке, что и изыскание недоимки.
В соответствии с п.1 ст.69 НК требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Инспекцией в адрес административного ответчика были направлены требования:
- №6918 от 09.02.2017 об уплате недоимки по налогу на имущество физических в сумме 916 рублей, и пени в сумме 21,07 рублей в срок до 22.03.2017,
- №11549 от 09.02.2018 об уплате недоимки по налогу на имущество физических в сумме 1062 рублей, и пени в сумме 19,21 рублей в срок до 28.03.2018.
Требования административным ответчиком исполнены не были.
С 18.03.2016 административному ответчику предоставлена льгота по налогу на имущество физических лиц в размере 100%, в связи с чем за 2016 год налоговым органом произведен перерасчет налога, исчислен налог только за два месяца (январь, февраль 2016 года): 1062/12*2=177 рублей.
Таким образом, в настоящее время за административным ответчиком сохраняется задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 916 рублей, начисленным на нее пеням за период с 02.12.2016 по 08.02.2017 в сумме 21,07 рублей, и задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 177 рублей.
Расчет подлежащих взысканию сумм пени произведен в соответствии с требованиями закона и является правильным. Административный ответчик доказательств отсутствия задолженности не представил.
Из представленных административным ответчиком возражений следует, что ею оспариваются требования налогового органа по мотивам пропуска процессуального срока для взыскания указанной задолженности.
Указанные доводы, по мнению суда, являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права в связи со следующим:
В силу п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
По общему правилу, в соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Учитывая, что сумма задолженности, заявленная ко взысканию, не превысила за три года 3000 рублей, следовательно, налоговый орган вправе обратиться в суд за ее взысканием в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока с даты срока исполнения самого раннего требования (требование №6918 сроком исполнения до 22.03.2017), то есть до 22.09.2020 (22.03.2020 + 6 мес).
Административный истец обратился с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Порошиной Л.А. указанной задолженности 15.06.2020, то есть в установленный законом срок.
17.06.2020 мировым судьей судебного участка №9 г. Петрозаводска вынесен судебный приказ №СП2а-2301/2020-11.
17.07.2020 мировым судьей судебного участка № 11 г. Петрозаводска РК по заявлению должника судебный приказ №СП2а-2301/2020-11.
Налоговый орган обратился в суд с настоящим иском 18.01.2021, то есть в установленный законом срок (с учетом того, что 17.01.2021 выходной день).
С учетом изложенного, того обстоятельства, что административным истцом соблюдены процедура предъявления требований о взыскании обязательных платежей и срок обращения в суд, имеются фактические и правовые основания для удовлетворения требований о взыскании пени в заявленном размере, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Применительно к положениям ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286, 289-298 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск удовлетворить.
Взыскать с Порошиной Людмилы Антоновны, проживающей по адресу: <адрес>, в доход бюджета обязательные платежи в сумме 1114,07 рублей, в том числе: задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 916 рублей, начисленным на нее пеням за период с 02.12.2016 по 08.02.2017 в сумме 21,07 рублей, и задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 177 рублей.
Взыскать с Порошиной Людмилы Антоновны в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
По ходатайству заинтересованного лица решения может быть отменено, если после его принятия поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда.
Судья Н.Н. Тарабрина