№ 2а-585/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 сентября 2021 года адрес
Останкинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Бедняковой В.В., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Соболевой Е.П. к судебному приставу-исполнителю Останкинского ОСП ГУФССП России по адрес фио о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным,
установил:
Административный истец Соболева Е.П. обратилась в суд к судебному приставу-исполнителю Останкинского ОСП ГУФССП России по адрес фио, в котором просит признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Останкинского ОСП ГУФССП России по адрес фио №77010/21/156923 о взыскании с Соболевой Е.П. исполнительского сбора в размере 442 757,41 рублей, вынесенного в рамках исполнительного производства 20084/21/77010-ИП от 11.03.2021.
В обоснование требований указано, что в производстве Останкинского ОСП ГУФССП России по адрес находится исполнительное производство 20084/21/77010-ИП от 11.03.2021, в отношении должника Соболевой Елены Павловны.
11.03.2021г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №77010/21/95087. С данным постановлением истец ознакомлена не была, поскольку оно было направлено по неверному адресу. Вследствие этого, истец была лишена возможности получить указанное постановление и исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, в установленный законом пятидневный срок.
О факте наличия исполнительного производства Соболева Е.П. узнала случайно, проверив информацию на сайте ФССП, после чего 19.04.2021г. добровольно оплатила задолженность по исполнительному производству № 20084/21/77010-ИП.
21.04.2021г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора №77010/21/156923. Размер исполнительского сбора составляет 442 757,41 рублей.
С постановлением Соболева Е.П. не согласна, считает его незаконным и подлежащим отмене, поскольку административный истец предприняла меры и исполнила решение суда в добровольном порядке, а также учитывая отсутствие вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, а именно неполучение постановления о возбуждении исполнительного производства. Указанные обстоятельства, по мнению административного истца, свидетельствуют о том, что решение судебного пристава-исполнителя о применении санкции в виде взыскания исполнительского сбора незаконно, оснований для взыскания исполнительского сбора не имелось, поскольку виновного неисполнения требований исполнительного документа не имеется.
Административный истец в судебное заседание не явилась, направила представителя по ордеру адвоката Фокину ИА., которая в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Учитывая, что явка административного ответчика не признана судом обязательной, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе взыскивать исполнительский сбор.
Согласно ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не сумма прописью с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и сумма прописью с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере сумма прописью, с должника-организации - сумма прописью.
В Определении Конституционного Суда РФ от 01.04.2008 N 419-О-П "По жалобе открытого акционерного общества "Межотраслевой концерн "Уралметпром" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 4 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" указано, что сути, исполнительский сбор представляет собой меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства; он является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности).
Также как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, поскольку взыскание с должника исполнительского сбора на основании пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин, при наличии таковых должник не может быть привлечен к публично-правовой ответственности в виде взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что 11.03.2021г. судебным приставом-исполнителем Останкинского ОСП ГУ ФССП России по адрес фио на основании исполнительного листа серии ФС №034045026 от 09.02.2021г., выданного Истринским городским судом адрес по делу № 2-119/2016, возбуждено исполнительное производство № 20084/21/77010-ИП в отношении должника Соболевой Елены Павловны.
По состоянию на 11.03.2021г. задолженность по исполнительному производству составляла 6 325 105,85 рублей.
В постановлении должнику Соболевой Е.П. установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии настоящего постановления.
В исполнительном листе серии ФС № 034045026 от 09.02.2021г. адресом должника указан: адрес.
Согласно выписке из домовой книги, Соболева Е.П. с 28.02.2017г. зарегистрирована по месту жительства адресу: адрес.
При этом постановление о возбуждении исполнительного производства направлено административному истцу по адресу, указанному в исполнительном документе: адрес, по которому административный истец его не получила.
Истец указывает, что о возбуждении в отношении нее исполнительного производства узнала с сайта ФССП и сразу оплатила имеющуюся задолженность, что подтверждается платежным поручением № 781674 от 19.04.2021г.
21.04.2021г. административным ответчиком вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора № 77010/21/146923 в размере 442 757,41 рублей.
Оплата исполнительского сбора истцом также в полном объеме произведена, что подтверждается квитанцией по операции от 31.05.2021г.
При этом, постановление судебного пристава-исполнителя фио от 21.04.2021г. истец считает незаконным, поскольку истец постановление о возбуждении исполнительного производства не получала, затем предприняла меры и исполнила решение суда в добровольном порядке как только узнала о наличии исполнительного производства. Ее вина в неисполнении в срок исполнительного документа отсутствовала.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования административного истца о признании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным, поскольку постановление о возбуждении исполнительного производства была направлена приставом по адресу, указанному в исполнительном документе. Оснований для направления постановления о возбуждении ИП должнику по иному адресу у судебного пристава-исполнителя не имелось.
Вместе с тем, суд считает возможным освободить истца от уплаты исполнительского сбора ввиду того, что истец исполнила требования исполнительного документа до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, сразу после того, как узнала о наличии исполнительного производства.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ 442.757,41 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № 77010/21/146923 ░░ 21.04.2021░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 20084/21/77010-░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░