Дело № 2-1467/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 сентября 2014 года г.Владикавказ
Ленинский районный суд г. Владикавказа Республики Северная Осетия – Алания в составе:
председательствующего судьи Цаголова З.М.,
при секретаре Моргоевой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герасименко ФИО11 к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице филиала в СО-Алания о возложении обязанности внести изменения в лицевой счет, исключении начисленной оплаты за потребленный газ, взыскании судебных расходов,
установил:
Герасименко Н.Н. обратилась в суд с иском к ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице филиала в СО-Алания о возложении обязанности внести изменения в лицевой счет №, исключении начисленной оплаты за потребленный газ в размере <данные изъяты> рублей, взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей и на оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты>
В обоснование исковых требований Герасименко Н.Н. указала, что она с семьей проживает в домовладении, расположенном по адресу: РСО-Алания, <адрес>, которое отапливается природным газом. С ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время она работает в должности процедурной медсестры больницы ст. Архонской в МБУЗ «<адрес> больница» <адрес> РСО-Алания. Как медицинский работник, постоянно проживающий в сельской местности, она имеет право на предоставление государством жилья с бесплатным отоплением и освещением. Однако порядок предоставления указанных льгот не реализован, и ответчиком незаконно начислена сумма оплаты природного газа в размере <данные изъяты> рублей, израсходованного за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на отопление помещения, в котором она проживает. Просила внести изменения в соответствующий лицевой счет, исключив сумму <данные изъяты> рублей из начисленной стоимости оплаты природного газа, взыскать с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей и на оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты>
Герасименко Н.Н., надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась. Суд считает возможным, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие истицы.
В судебном заседании представитель Герасименко Н.Н. – Дзадзаев С.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Герасименко Н.Н. поддержал, при этом пояснил, что в 2007-2009 г.г. администрацией местного самоуправления <адрес> РСО-Алания истице были частично компенсированы расходы на оплату стоимости природного газа на отопление жилого помещения в размере <данные изъяты> рублей. Просил внести изменения в соответствующий лицевой счет, исключив сумму <данные изъяты> рублей из начисленной стоимости оплаты природного газа и взыскать с ответчика в пользу истицы судебные расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей и на оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты>
В судебном заседании представитель ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице филиала в СО-Алания Чехоев С.Р., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал и пояснил, что ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» является коммерческой организацией, имеющей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Не оспаривая право истицы на получение мер социальной поддержки, представитель указал об отсутствии правовых оснований для возложения на поставщика газа обязанности по списанию задолженности и об обоснованности начисления оплаты за потребленный газ. Согласно действующему законодательству предоставление гражданам различных мер социальной поддержки является прерогативой государства и относится к его расходным обязательствам. При этом именно государство определяет размер и порядок предоставления соответствующих льгот. Республика Северная Осетия-Алания реализовала указанные полномочия путем принятия Закона Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2010 года № 32-РЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», согласно которому возмещение расходов на оплату коммунальных услуг производится в виде предоставления ежемесячной выплаты в размере 100 процентов платы за отопление. По мнению представителя ответчика, предоставление натуральных льгот в виде бесплатного отопления за счет коммерческой организации, каковой является ответчик, противоречит требованиям закона, а запрет на начисление оплаты за потребленный газ вышеуказанными нормативными правовыми актами не предусмотрен. Поэтому истице следует обратиться в суд с требованиями о выплате ежемесячных денежных компенсаций, ответчиками должны выступать Министерство труда и социального развития РСО-Алания, Министерство финансов РСО-Алания и Министерство финансов РФ в лице УФК РФ. Кроме того, просил применить срок исковой давности, поскольку в соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года, а истица просит внести изменения за период с 2007 года по ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика пояснил, что администрацией местного самоуправления <адрес> РСО-Алания в 2007-2009 г.г. истице были компенсированы денежные суммы на оплату природного газа на отопление жилого помещения в размере <данные изъяты> рублей. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Согласно статье 6 раздела 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (части 2 и 3 статьи 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18). Все равны перед законом и судом (статья 19). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46).
Истица воспользовалась в полной мере предоставленным ей конституционным правом на защиту своих прав и интересов.
Часть 2 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года предусматривала, что врачи, провизоры со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В силу п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) указанное положение Основ признано утратившим силу.
Данный закон, согласно преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Статьей 63 Основ в новой редакции определено, что меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения определяются и осуществляются органами местного самоуправления (ч. 4, 6). При этом, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Указанная правовая позиция отражена в постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года № 5-11, определении Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2008 года N 383-0-11, в которых указано, что установленное п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года № 149-О-11 в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично- правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Часть 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 1 января 2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, как указано в вышеназванном определении Конституционного Суда РФ, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
Соответствующий нормативный правовой акт, регламентирующий размер и порядок предоставления названных льгот в субъекте Российской Федерации – РСО-Алания был принят в виде Закона РСО-Алания № 32-РЗ от 30.06.2010 года «О мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности» (далее – Закон РСО-Алания от 30.06.2010 года № 32-РЗ), согласно которому медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, работающим в республиканских учреждениях здравоохранения, предоставляется ежемесячная выплата в размере 100 процентов платы за жилое помещение, отопление и освещение. Указанным гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется право на возмещение расходов в размере 100 процентов на приобретение и доставку топлива в виде денежной компенсации. Настоящий Закон вступил в силу с 01.07.2010 года. Органам местного самоуправления муниципальных образований РСО-Алания предложено до 01.01.2011 года принять решение о приведении своих нормативных актов в соответствие с федеральным законодательством и нормами настоящего Закона.
Однако Законом РСО-Алания от 30.12.2010 года № 63-РЗ « О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», действие Закона РСО-Алания от 30.06.2010 года № 32-РЗ приостановлено с 01.01.2011 года по 31.12.2011 года.
Из этого следует, что федеральным законодательством сохранялось право на предоставление льгот в натуральной форме медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения до 31.12.2010 года, затем заменено на право предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, освещения и тепла.
Анализ приведенных правовых актов в их взаимосвязи позволяет суду сделать вывод, что медицинские и фармацевтические работники организаций здравоохранения, проживающие в сельской местности, освобождены от оплаты стоимости газа, потребленного ими на отопление занимаемой жилой площади. При этом до 31.12.2010 года предоставление указанных льгот предусмотрено в натуральном виде, следовательно, начисление ответчиком истице стоимости оплаты отопления, занимаемого ею жилого помещения, за период с 01.01.2007 года по 31.12.2010 года является незаконным.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Муниципальным образованием <адрес> Герасименко Н.Н. проживает по адресу: <адрес>, и в состав ее семьи входят: <данные изъяты>
Из свидетельства о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО2 и ФИО3 заключили брак. После заключения брака присвоена фамилия жене – ФИО10, актовая запись №
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, согласно трудовой книжке истицы и справке № от ДД.ММ.ГГГГ Герасименко Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в МБУЗ <данные изъяты> в должности <данные изъяты> и, следовательно, является получателем мер социальной поддержки, предусмотренной Законом РСО-Алания от 30.06.2010 года № 32-РЗ.
Между тем, согласно пояснений представителя истицы, справке о произведенных начислениях, а также из представленных ответчиком данных по лицевому счету № ООО « Газпром межрегионгаз Пятигорск» в СО-Алания фактически произведено начисление оплаты за отопление по домовладению, расположенному по адресу: <адрес>, что свидетельствует о нарушении права истицы на меры социальной поддержки.
При этом, как усматривается из представленного ответчиком расчета за период с 2007 по 2009 год по указанному домовладению, который не оспаривался сторонами, излишне начисленная сумма оплаты за отопление составляет <данные изъяты>
Согласно п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и др. товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Таким образом, общие правила о договоре энергоснабжения, в том числе и об обязанности абонента оплачивать принятую энергию, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
При этом, согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как следует из представленных суду данных лицевого счета № по домовладению, расположенному по адресу: РСО-Алания, <адрес>, расчет оплаты за потребленный газ включает в себя не только потребление газа на приготовление пищи и подогрев воды, но и на отопление жилого помещения. При этом, согласно нормативам потребления природного газа на приготовление пищи и подогрев воды, установленных Постановлением Правительства РСО-Алания «О розничных ценах на природный газ, реализуемый населению», а также с учетом состава семьи истицы излишне начислено <данные изъяты>
Вместе с тем, в судебном заседании представители сторон пояснили, что в 2007-2009 г.г. администрацией местного самоуправления <адрес> РСО-Алания истице были частично компенсированы денежные суммы на оплату природного газа на отопление жилого помещения в размере <данные изъяты> рублей. Однако указанные суммы полностью не покрывали расходы истицы на потребленный природный газ.
В силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Таким образом, из представленного ответчиком расчета излишне начисленных сумм в размере <данные изъяты>, который не оспаривался сторонами, следует исключить денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей, поскольку указанная сумма, как это было установлено судом из пояснений представителей сторон, была выплачена истице администрацией местного самоуправления по месту жительства в качестве компенсации оплаты природного газа на отопление в 2007 – 2009 г.г.
Следовательно, заявленные истицей требования о внесении изменений в лицевой счет № и исключении необоснованной начисленной суммы на оплату отопления подлежат удовлетворению в размере <данные изъяты>
В соответствии со ст. 199 ГК РФ представителем ответчика заявлено о применении к исковым требованиям трехгодичного срока исковой давности, поскольку истица просит внести изменения за период с 2007 года по 2010 год.
Суд не соглашается с тем, что в данном случае необходимо применить трехгодичный срок исковой давности, поскольку данные правоотношения являются длящимися и к ним не применяется исковая давность.
Кроме того, в газете «Северная Осетия» № 189 (26214) от 16 октября 2012 года, опубликовано объявление ответчика о праве абонентов, являвшихся работниками учреждений образования и здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, в период с 1 января 2007 года до перехода на ежемесячные денежные выплаты (монетизация мер социальной поддержки) на перерасчет платы за газ в пределах объемов, расходуемых на отопление жилых помещений. При этом ответчик добровольно производил соответствующий перерасчет, что представитель филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в СО-Алания в судебном заседании не отрицал.
В силу ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
Размещение вышеуказанного объявления и совершение ответчиком действий по перерасчету данной категории абонентов необоснованно начисленных сумм за оплату потребленного газа на отопление жилых помещений суд расценивает в качестве основания прерывания срока исковой давности. Следовательно, истица не пропустила трехгодичный срок, обратившись в суд ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Статьей 88 ГПК РФ установлено, что к судебным расходам относится государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно представленным суду соглашению об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ и приходному кассовому ордеру об оплате правовой помощи истица произвела оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истицы.
Кроме того, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, оплаченная истицей при подаче иска в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░12 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░-░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░-░░░░░░, <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░-░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░13 ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░-░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░14 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░-░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░