Дело №2а-5262/2021
УИД: 36RS0002-01-2021-005942-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2021 года г. Воронеж
Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,
при секретаре Самардаковой В.С.,
с участием административного истца Прошкина Д.В.,
представителя административного ответчика ФКУ Военный комиссариат Воронежской области Курьянова В.Е., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Прошкина Даниила Витальевича к призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.о.г. Воронеж, ФКУ Военный комиссариат Воронежской области о признании незаконным решения призывной комиссии, обязании выдать военный билет с зачислением в запас,
УСТАНОВИЛ:
Прошкин Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.о.г. Воронеж о признании решения призывной комиссии Коминтерновского и Центрального районов неправомерным, его отмене, об обязании призывной комиссии признать Прошкина Д.В. прошедшим военную службу (как отслужившим в другом государстве до 01.08.2013 года), признании за Прошкиным Д.В. права на освобождение от службы в армии Российской Федерации и на этом основании выдаче военного билета.
В обоснование исковых требований указано, что Прошкин Д.В. состоит на учете в комиссариате Коминтерновского района. Обратился по достижении им 27 лет для выдачи военного билета и зачислении в запас. Призывной комиссией 12.04.2021 года был признан не прошедшим службу без оснований. Отказано в выдаче военного билета. Истец с этим не согласен, считает, что было нарушено его право на освобождение от призывных норм и от службы в армии России. В личное дело не была внесена информация о службе истца в Узбекистане в 2013 году (есть военный билет). Истец неоднократно просил учесть этот факт. По этому вопросу была подана жалоба в Коминтерновский комиссариат и в Центральный комиссариат, но решение не изменили. Истец заканчивает 4 курс ВГТУ (непрерывная очная форма обучения, бюджет), является участником программы переселения соотечественников, имеет гражданство РФ с августа 2018 года. 07.02.2013 года по направлению призывной комиссии военного комиссариата Яккасарайского района г. Ташкента истцом был заключен трехсторонний договор №25 с Министерством обороны Узбекистана на срок 12 месяцев, согласно законодательству Узбекистана, поступил на военную службу в мобилизационный призывной резерв. Министерством обороны Узбекистана было выдано военное удостоверение как прошедшему военную службу и выполнившему все условия договора.
Определением судьи от 06.08.2021 года в порядке подготовки к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен ФКУ Военный комиссариат Воронежской области.
В дальнейшем истец уточнил исковые требования, просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж № 3 от 12.04.2021 года о признании истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязании устранить допущенные нарушения прав истца, принять решение в отношении истца в соответствии с положениями ст. 28, 52 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», выдать военный билет с зачислением в запас.
В судебном заседании административный истец Прошкин Д.В. поддержал исковые требования.
Представитель административного ответчика ФКУ Военный комиссариат Воронежской области Курьянов В.Е., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований, представил письменные возражения.
Представитель административного ответчика призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Установлено, что административный истец Прошкин Д.В. являлся гражданином республики Узбекистан. В 2017 году истец поступил на международный факультет ФГБОУ ВГТУ.
В августе 2018 года истец получил гражданство Российской Федерации.
С 01.09.2018 года истец был зарегистрирован по адресу: <адрес>
С октября 2020 года по настоящее время истец зарегистрирован по адресу: <адрес>
Для постановки на воинский учет Прошкин Д.В. явился во второе управление 16.03.2021 года, т.е. по достижении 27 лет, документов, подтверждающих прохождение им военной службы в республике Узбекистан, не представлял.
Призывной комиссией Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж от 12.04.2021 года (протокол 3) в отношении Прошкина Д.В. было принято решение о зачислении в запас и вынесено заключение о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Порядок призыва граждан на военную службу в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», Указами Президента РФ, Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2008г. № 663.
Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии с абзацами 1, 3, 5 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинский обязанности военной службе», в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах; при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинский обязанности военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663.
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Анализ приведенных законоположений свидетельствует о том, что необходимым и достаточным условием при зачислении в запас состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, по основанию, предусмотренному пунктом 1.1. статьи 28 названного Федерального закона, является наличие в документах воинского учета данных о том, что призывник не прошел военную службу, не имея на то законных оснований, с которыми закон после 1 января 2014 года связывает освобождение, отсрочку от призыва на военную службу или освобождения от исполнения воинской обязанности.
С доводами истца о том, что истец проходил военную службу в республике Узбекистан суд не может согласиться.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2002 года №436-II «О всеобщей воинской обязанности и военной службу» военная служба в мобилизационном призывном резерве является одним из видов военной службы Республики Узбекистан.
В соответствии со статьей 6 указанного Закона лица, годные к несению срочной военной службы и не имеющие права на отсрочку и освобождение от нее, но не призываемые на очередной срок в Вооруженные Силы, подлежат зачислению в мобилизационный призывной резерв. Служба в мобилизационном призывном резерве организуется по территориальному принципу в виде месячных сборов и предусматривает внесение призывниками денежных взносов на специальный счет Министерства финансов Республики Узбекистан. Указанные лица зачисляются на службу в мобилизационный призывной резерв до достижения ими 27 лет и могут привлекаться к ежегодным военным сборам, а при возникновении чрезвычайных ситуаций или военной агрессии против Республики Узбекистан призываются на действительную военную службу. По достижении 27-летнего возраста граждане прошедшие службу в мобилизационном призывном резерве, зачисляются в состав резерва Вооруженных Сил.
Таким образом, Законом Республики Узбекистан "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" предусмотрено прохождение службы в мобилизационном призывном резерве гражданами до достижения ими 27-летнего возраста, а не ограничивается внесением денежных взносов и прохождением месячных сборов.
Согласно представленных истцом документов (военное удостоверение, типовой договор о порядке внесения взносов на специальный счет Министерства финансов «средства мобилизационного призывного резерва» № 25 от 07.02.2013 года) истец не проходил военную службу по призыву, которая в Республике Узбекистан составляет 12 месяцев, а находился в мобилизационном резерве. В военном удостоверении истца серии (№) на стр. 13 произведена заверенная печатью запись о том, что истец проходил учебные сборы с 14.06.2013 года по 12.07.2013 года, что не является прохождением военной службы по призыву.
В нарушение законодательства Российской Федерации после получения гражданства Российской Федерации истец в двухнедельный срок на воинский учет по месту учебы или по месту проживания не встал.
При постановке на воинский учет в марте 2021 года Прошкин Д.В. каких-либо документов, подтверждающих прохождение им военной службы в Республике Узбекистан не представлял. Копию военного удостоверения серии (№) истец представил вместе с заявлением-жалобой от 02.06.2021 года в военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа Воронежской области, т.е. уже после проведения заседания призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа Воронежской области, на которой рассматривался вопрос о зачислении истца в запас и решение о выдаче справки взамен военного билета. Данное заседание призывной комиссии состоялось 12.04.2021 года (протокол №3), и на нем истец присутствовал лично.
В соответствии с приказом Министерства обороны РФ от 18.07.2014 года №495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан РФ и порядка проведения осмотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета» справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности.
При таких данных, суд полагает, что оспариваемое решение призывной комиссии соответствует закону, принято административным ответчиком призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж при наличии к тому правовых оснований, и прав Прошкина Д.В. не нарушает.
Исходя из изложенного, оснований для удовлетворения административного искового заявления Прошкина Д.В. к призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.о.г. Воронеж, ФКУ Военный комиссариат Воронежской области о признании незаконным решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.о.г. Воронеж №3 от 12.04.2021 года о признании истца не прошедшим военную службу по призыву не имея законных оснований, обязании призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.о.г. Воронеж устранить допущенные нарушения прав, выдав военный билет с зачислением в запас, не имеется.
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Прошкина Даниила Витальевича к призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.о.г. Воронеж, ФКУ Военный комиссариат Воронежской области о признании незаконным решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.о.г. Воронеж №3 от 12.04.2021 года о признании Прошкина Даниила Витальевича не прошедшим военную службу по призыву не имея законных оснований, обязании призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.о.г. Воронеж устранить допущенные нарушения прав, выдав военный билет с зачислением в запас, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Судья подпись Л.В. Анисимова
Мотивированное решение
изготовлено 02.09.2021 года
Дело №2а-5262/2021
УИД: 36RS0002-01-2021-005942-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2021 года г. Воронеж
Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,
при секретаре Самардаковой В.С.,
с участием административного истца Прошкина Д.В.,
представителя административного ответчика ФКУ Военный комиссариат Воронежской области Курьянова В.Е., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Прошкина Даниила Витальевича к призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.о.г. Воронеж, ФКУ Военный комиссариат Воронежской области о признании незаконным решения призывной комиссии, обязании выдать военный билет с зачислением в запас,
УСТАНОВИЛ:
Прошкин Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.о.г. Воронеж о признании решения призывной комиссии Коминтерновского и Центрального районов неправомерным, его отмене, об обязании призывной комиссии признать Прошкина Д.В. прошедшим военную службу (как отслужившим в другом государстве до 01.08.2013 года), признании за Прошкиным Д.В. права на освобождение от службы в армии Российской Федерации и на этом основании выдаче военного билета.
В обоснование исковых требований указано, что Прошкин Д.В. состоит на учете в комиссариате Коминтерновского района. Обратился по достижении им 27 лет для выдачи военного билета и зачислении в запас. Призывной комиссией 12.04.2021 года был признан не прошедшим службу без оснований. Отказано в выдаче военного билета. Истец с этим не согласен, считает, что было нарушено его право на освобождение от призывных норм и от службы в армии России. В личное дело не была внесена информация о службе истца в Узбекистане в 2013 году (есть военный билет). Истец неоднократно просил учесть этот факт. По этому вопросу была подана жалоба в Коминтерновский комиссариат и в Центральный комиссариат, но решение не изменили. Истец заканчивает 4 курс ВГТУ (непрерывная очная форма обучения, бюджет), является участником программы переселения соотечественников, имеет гражданство РФ с августа 2018 года. 07.02.2013 года по направлению призывной комиссии военного комиссариата Яккасарайского района г. Ташкента истцом был заключен трехсторонний договор №25 с Министерством обороны Узбекистана на срок 12 месяцев, согласно законодательству Узбекистана, поступил на военную службу в мобилизационный призывной резерв. Министерством обороны Узбекистана было выдано военное удостоверение как прошедшему военную службу и выполнившему все условия договора.
Определением судьи от 06.08.2021 года в порядке подготовки к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен ФКУ Военный комиссариат Воронежской области.
В дальнейшем истец уточнил исковые требования, просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж № 3 от 12.04.2021 года о признании истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязании устранить допущенные нарушения прав истца, принять решение в отношении истца в соответствии с положениями ст. 28, 52 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», выдать военный билет с зачислением в запас.
В судебном заседании административный истец Прошкин Д.В. поддержал исковые требования.
Представитель административного ответчика ФКУ Военный комиссариат Воронежской области Курьянов В.Е., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований, представил письменные возражения.
Представитель административного ответчика призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Установлено, что административный истец Прошкин Д.В. являлся гражданином республики Узбекистан. В 2017 году истец поступил на международный факультет ФГБОУ ВГТУ.
В августе 2018 года истец получил гражданство Российской Федерации.
С 01.09.2018 года истец был зарегистрирован по адресу: <адрес>
С октября 2020 года по настоящее время истец зарегистрирован по адресу: <адрес>
Для постановки на воинский учет Прошкин Д.В. явился во второе управление 16.03.2021 года, т.е. по достижении 27 лет, документов, подтверждающих прохождение им военной службы в республике Узбекистан, не представлял.
Призывной комиссией Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж от 12.04.2021 года (протокол 3) в отношении Прошкина Д.В. было принято решение о зачислении в запас и вынесено заключение о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Порядок призыва граждан на военную службу в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», Указами Президента РФ, Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2008г. № 663.
Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии с абзацами 1, 3, 5 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинский обязанности военной службе», в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах; при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинский обязанности военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663.
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Анализ приведенных законоположений свидетельствует о том, что необходимым и достаточным условием при зачислении в запас состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, по основанию, предусмотренному пунктом 1.1. статьи 28 названного Федерального закона, является наличие в документах воинского учета данных о том, что призывник не прошел военную службу, не имея на то законных оснований, с которыми закон после 1 января 2014 года связывает освобождение, отсрочку от призыва на военную службу или освобождения от исполнения воинской обязанности.
С доводами истца о том, что истец проходил военную службу в республике Узбекистан суд не может согласиться.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2002 года №436-II «О всеобщей воинской обязанности и военной службу» военная служба в мобилизационном призывном резерве является одним из видов военной службы Республики Узбекистан.
В соответствии со статьей 6 указанного Закона лица, годные к несению срочной военной службы и не имеющие права на отсрочку и освобождение от нее, но не призываемые на очередной срок в Вооруженные Силы, подлежат зачислению в мобилизационный призывной резерв. Служба в мобилизационном призывном резерве организуется по территориальному принципу в виде месячных сборов и предусматривает внесение призывниками денежных взносов на специальный счет Министерства финансов Республики Узбекистан. Указанные лица зачисляются на службу в мобилизационный призывной резерв до достижения ими 27 лет и могут привлекаться к ежегодным военным сборам, а при возникновении чрезвычайных ситуаций или военной агрессии против Республики Узбекистан призываются на действительную военную службу. По достижении 27-летнего возраста граждане прошедшие службу в мобилизационном призывном резерве, зачисляются в состав резерва Вооруженных Сил.
Таким образом, Законом Республики Узбекистан "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" предусмотрено прохождение службы в мобилизационном призывном резерве гражданами до достижения ими 27-летнего возраста, а не ограничивается внесением денежных взносов и прохождением месячных сборов.
Согласно представленных истцом документов (военное удостоверение, типовой договор о порядке внесения взносов на специальный счет Министерства финансов «средства мобилизационного призывного резерва» № 25 от 07.02.2013 года) истец не проходил военную службу по призыву, которая в Республике Узбекистан составляет 12 месяцев, а находился в мобилизационном резерве. В военном удостоверении истца серии (№) на стр. 13 произведена заверенная печатью запись о том, что истец проходил учебные сборы с 14.06.2013 года по 12.07.2013 года, что не является прохождением военной службы по призыву.
В нарушение законодательства Российской Федерации после получения гражданства Российской Федерации истец в двухнедельный срок на воинский учет по месту учебы или по месту проживания не встал.
При постановке на воинский учет в марте 2021 года Прошкин Д.В. каких-либо документов, подтверждающих прохождение им военной службы в Республике Узбекистан не представлял. Копию военного удостоверения серии (№) истец представил вместе с заявлением-жалобой от 02.06.2021 года в военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа Воронежской области, т.е. уже после проведения заседания призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа Воронежской области, на которой рассматривался вопрос о зачислении истца в запас и решение о выдаче справки взамен военного билета. Данное заседание призывной комиссии состоялось 12.04.2021 года (протокол №3), и на нем истец присутствовал лично.
В соответствии с приказом Министерства обороны РФ от 18.07.2014 года №495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан РФ и порядка проведения осмотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета» справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности.
При таких данных, суд полагает, что оспариваемое решение призывной комиссии соответствует закону, принято административным ответчиком призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж при наличии к тому правовых оснований, и прав Прошкина Д.В. не нарушает.
Исходя из изложенного, оснований для удовлетворения административного искового заявления Прошкина Д.В. к призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.о.г. Воронеж, ФКУ Военный комиссариат Воронежской области о признании незаконным решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.о.г. Воронеж №3 от 12.04.2021 года о признании истца не прошедшим военную службу по призыву не имея законных оснований, обязании призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.о.г. Воронеж устранить допущенные нарушения прав, выдав военный билет с зачислением в запас, не имеется.
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Прошкина Даниила Витальевича к призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.о.г. Воронеж, ФКУ Военный комиссариат Воронежской области о признании незаконным решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.о.г. Воронеж №3 от 12.04.2021 года о признании Прошкина Даниила Витальевича не прошедшим военную службу по призыву не имея законных оснований, обязании призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.о.г. Воронеж устранить допущенные нарушения прав, выдав военный билет с зачислением в запас, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Судья подпись Л.В. Анисимова
Мотивированное решение
изготовлено 02.09.2021 года