Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-587/2023 ~ М-95/2023 от 11.01.2023

УИД 63RS0-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                    20 марта 2023 года

Куйбышевский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи        Кузиной Н.Н.,

при секретаре                                     ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетней ФИО3 в лице законного представителя ФИО4 к     ГБУЗ СО "Самарская городская больница ", Министерству здравоохранения <адрес> о возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд в интересах ФИО3 с иском к ГБУЗ СО "Самарская городская больница ", Министерству здравоохранения <адрес>, в котором с учетом уточнений, просил суд обязать Министерство здравоохранения <адрес>, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «Самарская городская больница » организовать обеспечение своевременного и полном объеме предоставления ФИО3 изделий медицинского назначения в соответствии с имеющейся потребностью до момента совершеннолетия.

В обоснование иска указав, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности ГБУЗ СО «СГБ », выразившиеся в следующем. Несовершеннолетняя ФИО3, <дата> года рождения с 2010 наблюдается в ГБУЗ СО «СГБ » с диагнозом: сахарный диабет 1 типа. Несовершеннолетней присвоена категория «ребенок-инвалид» <дата>, повторно <дата> на срок до ее совершеннолетия. Из представленного ГБУЗ СО «СГБ » лицевого счёта пациента на имя ФИО3 следует, что ей в период с <дата> по <дата> в том числе выписано: январь 2021 - тест-полоски Еasy Touch для определения уровня глюкозы в крови (ФИО1) в количестве 1 упаковки;    февраль 2021 - тест-полоски в системе контроля уровня глюкозы в крови Diacont (ОК Биотек Ко Лтд) в количестве 2 упаковок; апрель 2021 - иглы для инсулиновых инжекторов 30G 0.3х8 стерильные медицинские (Веньчжоу Бэйпу Сайенс энд ФИО1 Ко.Лтд.) в количестве 1 упаковки; июнь 2021 - тест-полоски к системе контроля уровня глюкозы в крови Diacont (ОК Биотек Ко Лтд) в количестве 2 упаковок; сентябрь 2021 - тест-полоски One Call Plus для определения уровня глюкозы в крови (ФИО2.) в количестве 2 упаковок; ноябрь 2021 - тест-полоски One Call Plus для определения уровня глюкозы в крови (ФИО2.) в количестве 4 упаковок. Таким образом, за 365 дней 2021 ФИО3 было выписано 9 упаковок медицинского препарата: тест-полоски на 450 тест-полосок и 2 упаковки игл для инсулиновых инжекторов на 200 штук, что является явно недостаточным, поскольку, Стандартом первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинозависимом диабете, предусмотрено обеспечение 1672 тест-полосками для исследования уровня глюкозы в крови с помощью анализатора.

В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО6 уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просил исковые требования удовлетворить.

Законный представитель ФИО3 - ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Представитель ответчика ГБУЗ СО "Самарская городская больница " - ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные требования не признала, пояснила, что со стороны ответчиков отсутствуют нарушения прав несовершеннолетнего, обеспечение изделиями медицинского назначения осуществляется надлежащим образом.

Представитель ответчика - Министерства здравоохранения <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от <дата> N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 715 утвержден Перечень социально значимых заболеваний, в который включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от <дата> N 2406-р в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета.

Постановлением Правительства РФ от <дата> N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому лицам, страдающим диабетом предоставляются бесплатно все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от <дата> N 22н утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа, в котором в разделе "Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением" предусмотрено исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, с усредненным показателем частоты предоставления - 0,855 и усредненным показателем кратности применения - 365.

Клиническими рекомендациями от 2019 года, предусмотренными для лечения "сахарного диабета 1 типа у детей", также предусмотрено использование непрерывного мониторирования глюкозы, расходными материалами при этом являются датчики системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы.

В соответствии с п. 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Постановлением <адрес> от <дата> утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

В разделе 4 данной Программы указано, что в рамках Программы ОМС за счет средств обязательного медицинского страхования в ее базовой части оказываются следующие виды медицинской помощи: первичная медико-санитарная, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, в случаях болезни эндокринной системы. Оговорено, что оказание медицинской помощи в рамках Программы осуществляется на основе стандартов медицинской помощи в соответствии с условиями и порядками оказания медицинской помощи по ее видам, утвержденными в установленном порядке.

Постановлением <адрес> (в ред. от <дата> , от <дата> N 531, от <дата> N 655) утвержден Перечень отдельных категорий заболеваний и групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания для детей, медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

При этом указано, льготное лекарственное обеспечение, которое организует министерство здравоохранения <адрес>, подразумевает обеспечение определенных групп и категорий населения — жителей <адрес> лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированные продукты лечебного питания для детей (далее — лекарственные препараты) для лечения в амбулаторных условиях заболеваний и их осложнений за счет средств федерального и областного бюджетов, согласно установленным нормам законодательных и нормативных документов Российской Федерации и <адрес>.

В пункте 6 данного перечня предусмотрено бесплатное предоставление гражданам, страдающим сахарным диабетом всех лекарственных препаратов на основании стандартов оказания медицинской помощи, спирта этилового (100 граммов в месяц), шприцов инсулиновых, автоинъекторов, игл к ним, средств диагностики по индивидуальным показаниям по решению врачебной комиссии.

Как установлено судом, несовершеннолетняя ФИО3, 2006 года рождения, наблюдается в ГБУЗ СО «Самарская городская больница ». С 2010 ей поставлен диагноз: Сахарный диабет 1 типа. Назначено постоянное получение инсулинотерапии (Туджео или Лантус, Хумалог). <дата> освидетельствована в Бюро МСЭ, признана ребенком - инвалидом. Инвалидность продлена до совершеннолетия, регулярно наблюдается у врача - эндокринолога, невролога, офтальмолога, по месту жительства.

В период с <дата> по <дата> находилась в ГБУЗ «Самарская областная детская клиническая больница им. ФИО8» на обследовании и лечении в отделении эндокринологическое с диагнозом: Сахарный диабет 1 типа. Метаболическая субкомпенсация.

Согласно выписному эпикризу из медицинской карты стационарного больного , лечащим врачом и заведующим отделением даны рекомендации, среди прочего, инсулинотерапия по схеме Туджео, Хумалог ХЕ+1 на все приемы пищи (35 ед./сут.) Самоконтроль гликемии. Контроль гликозилированного гемоглобина один раз в три месяца.

Из представленного ГБУЗ СО «СГБ » лицевого счёта пациента на имя ФИО3 следует, что ей с <дата> по <дата> в том числе выписано: январь 2021 - тест-полоски Еasy Touch для определения уровня глюкозы в крови (ФИО1) в количестве 1 упаковки; февраль 2021 - тест-полоски в системе контроля уровня глюкозы в крови Diacont (ОК Биотек Ко Лтд) в количестве 2 упаковок; апрель 2021 - иглы для инсулиновых инжекторов 30G 0.3х8 стерильные медицинские (Веньчжоу Бэйпу Сайенс энд ФИО1 Ко.Лтд.) в количестве 1 упаковки; июнь 2021 - тест-полоски к системе контроля уровня глюкозы в крови Diacont (ОК Биотек Ко Лтд) в количестве 2 упаковок; сентябрь 2021 - тест-полоски One Call Plus для определения уровня глюкозы в крови (ФИО2.) в количестве 2 упаковок; ноябрь 2021 - тест-полоски One Call Plus для определения уровня глюкозы в крови (ФИО2.) в количестве 4 упаковок.

Таким образом, за 365 дней 2021 ФИО3 было выписано 9 упаковок медицинского препарата: тест-полоски на 450 тест-полосок и 2 упаковки игл для инсулиновых инжекторов на 200 штук, что является явно недостаточным, поскольку, стандартом первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинозависимом диабете, предусмотрено обеспечение 1672 тест-полосками для исследования уровня глюкозы в крови с помощью анализатора

Указанные обстоятельства установлены также результатами прокурорской проверки, по итогам которой в адрес заведующего детской поликлиники ГБУЗ СО «СГБ » вынесено представление.

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Из вышеприведенных положений в их совокупности следует, что к числу государственных гарантий относится бесплатное обеспечение лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам врачей вне зависимости от наименования и стоимости препарата.

При этом отсутствие в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи конкретного наименования медицинского изделия не лишает ребенка-инвалида права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности, исковых требований, поскольку имеются достаточные основания полагать, что отсутствие непрерывного мониторинга глюкозы несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО3 приводит к жизни угрожающим для нее последствиям, что является нарушением приведенных конституционных принципов приоритета и высшей ценности прав и свобод человека, не допускающих ставить жизнь пациента под непосредственную угрозу и зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на лекарственное обеспечение органов публичной власти, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом.

Доказательств, опровергающих нуждаемость пациента в соответствующих изделиях медицинского назначения, либо в нуждаемость в меньшем размере, чем усредненный показатель кратности применения для исследования уровня глюкозы в крови, не представлено.

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░4 ░ ░░░░ ░░ "░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ", ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ » ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░3, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.

░░░░░                ░░░░░░░                           ░.░. ░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░                                                                                    ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-587/2023 ~ М-95/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Куйбышевского района г. Самара
Ответчики
ГБУЗ СО "Самарская городская больница №10"
Министерство здравоохранения Самарской области
Другие
Назейкина В.В.
Мурзинцев С.Ф.
Садчикова А.А.
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Кузина Н. Н.
Дело на сайте суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
11.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2023Передача материалов судье
17.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2023Судебное заседание
28.02.2023Судебное заседание
20.03.2023Судебное заседание
27.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2023Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее