Дело №2-129-2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Губаха 31.01.2018 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи А.Н. Мельникова,
при секретаре А.Е. Захаровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.А.В. к акционерному обществу «Центр энергетики МГТУ им. Н.Э.Баумана» о признании незаконным начисление платы и выставление счетов за услуги отопления и обязании произвести перерасчет,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью «Партнер»,
УСТАНОВИЛ:
С.А.В. обратилась в суд с иском к акционерному обществу «Центр энергетики МГТУ им.Н.Э.Баумана» (далее - АО «ЦЭБ»), заявив требования о признании незаконным начисление платы и выставление счетов за услугу «отопление» и обязании произвести перерасчет за эту услугу по <адрес>. В обоснование заявленных требований указала, что на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № указанное жилое помещение было передано в бессрочное владение и пользование ей и членам ее семьи. В 2015 году было проведено общее собрание собственников жилого <адрес>, по результатам которого было принято решение о возможности установки дополнительного газового оборудования в <адрес>. После этого для установки в квартире газового котла ею были пройдены все необходимые согласования, в том числе с управляющей компанией ООО «Партнер», получено техническое заключение Губахинского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации» и решение администрации г.Губахи о согласовании переустройства с установлением срока производства ремонтно-строительных работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с соблюдением требований постановления администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ № и проектной документации. После завершения работ она получила акт приемочной комиссии о завершенных мероприятиях (работах) по переустройству квартиры путем отключения от централизованной системы отопления и оборудования автономного отопления от газового котла. В течение двух лет после установки в ее квартире газового котла к ней со стороны структур ЖКХ не было претензий по оплате услуги «отопление», однако при обращении ДД.ММ.ГГГГ к АО «ЦЭБ» с просьбой принять документы на газовое отопление и не начислять плату за услугу «отопление», ответчик ответил, что она не может быть освобождена от оплаты этой услуги и предъявил счет за октябрь 2017 года в размере 4811 рублей. Эти действия ответчика являются незаконными, поскольку она эту услугу от ответчика не получает, при этом исправно исполняет обязанность по несению расходов на содержание общего имущества, в том числе на коммунальные услуги, приходящиеся на общедомовые нужды. В этой связи ответчик должен произвести ей перерасчет за услугу «отопление» с ДД.ММ.ГГГГ.
Истица С.А.В. в судебное заседание не явилась, доверила представлять свои интересы Рубцову А.О., который в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования.
Представитель АО «ЦЭБ» Носова О.И. в судебном заседании иск не признала, мотивируя тем, что <адрес> технологически присоединен к централизованной системе теплоснабжения дома, внутридомовая система отопления является общедомовым имуществом, поэтому собственники помещений этого дома являются потребителями тепловой энергии, поставляемой АО «ЦЭБ». В соответствии с п.40 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 (далее - Правила №354), потребители коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносят плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества МКД. Действующим законодательством предусмотрена возможность перевода жилого помещения, технологически присоединенного к централизованной системе теплоснабжения многоквартирного дома, на автономное отопление при соблюдении ряда требований, в том числе при внесении изменений в проектную документацию многоквартирного дома в части его инженерных систем, однако такие изменения отсутствуют. Представленное истицей решение общего собрания собственников многоквартирного <адрес> не содержит согласия всех собственников на реконструкцию общедомовых сетей дома, влекущее их уменьшение, вследствие чего демонтаж обогревающих элементов в квартире является незаконным в силу ч.3 ст.36 ЖК РФ и п.35 Правил №354. В отсутствие договора энергоснабжения с управляющей компанией АО «ЦЭБ» является исполнителем коммунальной услуги по отоплению, поэтому вправе начислять и взимать плату за эту услугу с потребителей. Наличие письменного договора энергоснабжения с каждым потребителем не требуется, поскольку данные договоры заключены путем совершения конклюдентных действий в соответствии с пунктом 6 Правил №354.
Представитель ООО «Партнер» в судебное заседание не явился, возражений и ходатайств не представил.
В судебном заседании установлено, что истица С.А.В. является нанимателем по договору социального найма <адрес>. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «Партнер». Теплоснабжение и водоснабжение данного многоквартирного дома через централизованные сети осуществляет АО «ЦЭБ». Истица в установленном порядке получила согласие других собственников указанного многоквартирного дома и администрации городского округа «<адрес>» на переустройство системы отопления квартиры путем отключения от централизованной системы отопления дома и установки автономного газового котла. Данные работы были произведены истицей в соответствии с проектной документацией, завершение переустройства квартиры подтверждено актом приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. О переустройстве системы отопления квартиры С.А.В. уведомила ОА «ЦЭБ», которое с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время начисляет ей плату за отопление и выставляет платежные документы на оплату этой услуги.
Это, кроме объяснений сторон, подтверждается письменными доказательствами.
Из договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что администрация Северо-Углеуральского городского поселения на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № передала С.А.В. и членам ее семьи - сыновьям ФИО1 и ФИО2 в бессрочное владение и пользование жилое помещение по адресу: <адрес>.
В решении общего собрания собственников жилья <адрес> указано, что собственники указанного дома не возражают против установки дополнительного газового оборудования в <адрес>.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Партнер» указано, что при установке газового котла для отопления жилой <адрес> имеется техническая возможность отключить обогревающие элементы от централизованной системы отопления с последующим закольцеванием системы отопления.
В техническом заключении Губахинского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что переустройство системы отопления в <адрес> возможно в соответствии с прилагаемым проектом с соблюдением требований СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Внутренние санитарно-технические системы», СНиП 41-03-2003 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов».
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № администрация городского округа «<адрес>» дала согласие на проведение работ по переустройству <адрес> многоквартирном <адрес> в соответствии с представленным проектом в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с соблюдением требований постановления администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № и проектной документации, выполненной Губахинским филиалом ГУП «Центр технической инвентаризации».
АО «Газпром газораспределение Пермь» представлена проектная документация на установку отопительного аппарата (газового котла) в <адрес> многоквартирном <адрес>.
Из договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ № и акта о приемке выполненных работ за август 2015 года следует, что АО «Газпром газораспределение Пермь» выполнило по заданию С.А.В. работы по установке дополнительного бытового газового оборудования в <адрес> многоквартирном <адрес> в соответствии с проектной документацией.
В акте приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что приемочная комиссия считает предъявленные к приемке мероприятия (работы) по переустройству жилого помещения по адресу: <адрес>, произведенными в соответствии с согласованным проектом и требованиями законодательства.
В своих заявлениях от ДД.ММ.ГГГГ С.А.В. просит АО «ЦЭБ» принять документы на автономное газовое отопление и не начислять оплату за услугу «отопление».
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № АО «ЦЭБ» отказало С.А.В. в освобождении от оплаты услуги «отопления».
В копии квитанции АО «ЦЭБ» за октябрь 2017 года указано, что по адресу: <адрес>, произведено начисление платы за коммунальные услуги, в том числе и плата за услугу «отопление» в размере 4811 рублей 07 копеек.
При оценке совокупности исследованных доказательств и разрешении спора суд учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданскогокодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения.
Из содержания приведенных норм следует, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения. Расположенные в квартире собственника приборы отопления индивидуализированы и обслуживают одно конкретное помещение, в связи с чем не могут быть отнесены к общему имуществу многоквартирного дома.
Частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право собственника на переустройство принадлежащего ему жилого помещения путем установки, замены или переноса инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующих внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Статьей 26 Жилищного кодекса РФ определено, что переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (ч.1). Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя (ч.4). Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения (ч.5). Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (ч.6).
Статьей 28 Жилищного кодекса РФ установлено, что завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии (ч.1). Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (ч.2).
Таким образом, находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру, поэтому общедомовым имуществом не являются и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (данная правовая позиция отражена в решении Верховного Суда РФ от 22.09.2009 года №ГКПИ09-725).
Данное переустройство, вопреки доводам ответчика, не является реконструкцией системы отопления всего дома, не влечет за собой уменьшение размера общего имущества МКД и согласия всех собственников не требует. В соответствии со статьей 25 ЖК РФ данное переустройство требует внесения изменений только в технический паспорт жилого помещения, но не в технический паспорт всего многоквартирного дома.
Часть 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещает переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 44 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 года №307 (ред. от 09.09.2017 года) «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:
- наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
- наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
- температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;
- давление теплоносителя - до 1 МПа.
Пункт 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, содержит запрет на самовольный демонтаж обогревающих элементов, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом.
Пункт 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года, содержит запрет на переоборудование жилых квартир, ведущее к нарушению работы инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования.
Из содержания этих норм следует, что действующее нормативно-правовое регулирование не содержит императивного запрета на переход одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на индивидуальное отопление.
Вопреки доводам ответчика, переустройство квартиры истицы произведено с полученного в установленном порядке разрешения органа местного самоуправления и других собственников помещений МКД, поэтому не является самовольным. Доказательств того, что переустройство квартиры истицы привело к нарушению работы инженерной системы отопления дома или установленного на нем оборудования, ответчиком не представлено.
Возражения ответчика о незаконности произведенного переустройства квартиры истицы суд отклоняет, поскольку ответчик не представил доказательств того, что установленный в квартире истицы автономный источник тепловой энергии, работающий на природном газе, не отвечает установленным требованиям, при том что возможность его установки в квартире соответствует представленной проектной документации, разработанной на основании действующих нормативных правовых актов.
Наличие в квартире истицы стояков центральной системы теплоснабжения факт поставки ответчиком тепловой энергии в квартиру истицы не подтверждает, поскольку эти стояки изолированы, доказательств поступления тепловой энергии от этих стояков в квартиру истицы ответчиком не представлено.
Каких-либо доказательств, подтверждающих, что демонтированные в квартире истицы приборы отопления предназначены для функционирования системы отопления дома в целом и являются неотъемлемыми элементами, без которых данная система не может функционировать, не представлено. При таких обстоятельствах переход истицы на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии в установленном законом порядке не нарушает прав ни теплоснабжающей организации, ни других собственников помещений МКД.
В силу статьи 32 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
На момент фактического завершения переустройства квартиры истица долгов за отопление не имела, поэтому вправе отказаться от предоставляемой ответчиком услуги централизованного теплоснабжения ее квартиры.
В статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи настоящего Кодекса (ч.7). На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается надлежащим выполнением обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (ч.7.1).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2014 года №АКПИ13-1116, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией, поэтому при отсутствии такого договора функции исполнителя коммунальных услуг осуществляет ресурсоснабжающая организация в соответствии с пунктами 8-10, 14-17 Правил №354.
Между тем, ответчик не представил ни доказательств принятия на общем собрании собственниками и нанимателями помещений многоквартирного <адрес> решения об оплате коммунальной услуги по отоплению непосредственно ресурсоснабжающей организации, ни доказательств того, что АО «ЦЭБ» в силу сложившихся обстоятельств является исполнителем этой коммунальной услуги в соответствии с пунктами 8-10, 14-17 Правил №354.
При таких обстоятельствах действия АО «ЦЭБ» по начислению и взиманию платы за эту коммунальную услугу нельзя признать правомерными.
В соответствии с абзацем 2 пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Между тем, оплата тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, для нанимателя жилого помещения по договору социального найма не предусмотрена (ч.1 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель обязан оплачивать только оказанные ему услуги, эта обязанность возникает при условии выполнения исполнителем работы (услуги) в полном объеме.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительным.
Из содержания этих норм и ч.1 ст.36 ЖК РФ следует, что переход нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, на индивидуальное теплоснабжение предполагает соответствующее изменение порядка и размера оплаты коммунальной услуги по отоплению, поскольку в этом случае наниматель обязан оплачивать только тепловую энергию, потребленную на общедомовые нужды. Поскольку применительно к потреблению тепловой энергии в многоквартирных домах действующее законодательство такой возможности не предусматривает, то переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в многоквартирном доме в установленном законом порядке в силу статей 16 и 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» освобождает нанимателя такого помещения от оплаты поставляемой централизованно коммунальной услуги по отоплению.
При таких обстоятельствах у АО «ЦЭБ» отсутствуют правовые основания для начисления и взимания платы за эту коммунальную услугу по квартире истицы.
Оснований для взыскания с ответчика понесенных истицей расходов на оплату услуг представителя не имеется, поскольку доказательств несения этих расходов истица не представила.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия акционерного общества «Центр энергетики МГТУ им. Н.Э.Баумана» по начислению платы и представлению платежных документов за услугу «отопление» нанимателю <адрес> С.А.В..
Обязать акционерное общество «Центр энергетики МГТУ им. Н.Э.Баумана» произвести перерасчет платы за услугу «отопление» нанимателю <адрес> С.А.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: