Дело № 2а-102/2020 77RS0010-01-2019-003343-79
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дата адрес
Измайловский районный суд адрес в составе председательствующего судьи фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-102/2020 по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного наименование организации к Измайловской межрайонной прокуратуре адрес, прокуратуре адрес о признании незаконным представления об устранении нарушений законодательства об образовании и о чернобыльской катастрофе от дата№ 7-2-2019/630,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное наименование организации обратился в суд с административным иском к Измайловской межрайонной прокуратуре адрес, прокуратуре адрес об оспаривании предписания. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что дата Измайловским межрайонным прокурором фио было вынесено представление № 7-2-2019/630 об устранении нарушений законодательства об образовании и о чернобыльской катастрофе, согласно которому выдвинуты следующие требования: безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя Измайловской межрайонной прокуратуры и принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, причин, и условий, им способствующих, и недопущению их впредь; привлечь к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения; о результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить прокурору в письменной форме в установленный законом месячный срок.
Оспариваемое представление вынесено на основании результатов проверки, проведенной Измайловской межрайонной прокуратурой по обращению фио от дата о несогласии с отказом административного истца назначить фио государственную социальную стипендию.
Заявитель просит признать недействительным и отменить Представление № 7-2-2019/630 Измайловского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства об образовании и о чернобыльской катастрофе дата
Представитель административного истца фио в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель административных ответчиков фио в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам письменных возражений.
Заинтересованное лицо фио в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила возражения на административное исковое заявление, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ФЗ от дата № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от дата № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу ст.5 Федерального закона от дата № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
В соответствии с п. п. 6 - 6.1 Постановления Конституционного Суда РФ от дата N№ 19-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом законодательного Собрания адрес действие Федерального закона порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", как следует из части 1 его статьи 1 и части 1 статьи 2, распространяется на отношения, направляемые в Государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Согласно ст. 36 ФЗ № 273 от дата «Об образовании в РФ» Государственная социальная стипендия назначается студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий, а также студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и подпунктами "а" - "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Государственная социальная стипендия назначается также студентам, получившим государственную социальную помощь. Государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.
На основании п.1.2 Постановления правительства Москвы от дата № 964-ПП «О порядке подготовки и выдачи справки о назначении государственной социальной помощи в адрес» Справка о назначении государственной социальной помощи в адрес выдается гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в адрес, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета адрес по образовательным программам:
Среднего профессионального образования в государственных образовательных организациях адрес, федеральных государственных образовательных организациях (далее - государственные профессиональные образовательные организации).
Бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры в государственных образовательных организациях адрес, федеральных государственных образовательных организациях (далее - государственные образовательные организации высшего образования).
В силу п. 1.3 Постановления правительства Москвы от дата № 964-ПП «О порядке подготовки и выдачи справки о назначении государственной социальной помощи в адрес» Справка о назначении государственной социальной помощи в адрес выдается гражданину, претендующему на получение государственной социальной стипендии, из числа лиц, указанных в пункте 1.2 настоящего Порядка которым назначена (предоставлена) государственная социальная помощь в течение года, предшествующего дате обращения за такой справкой в виде:
Социальных выплат, назначаемых и выплачиваемых органами социальной защиты населения адрес заявителю (региональная социальная доплата к пенсии, пособия, компенсационные выплаты).
Субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заявителю (в том числе гражданину, членом семьи которого является заявитель и с которым он постоянно проживает).
Единовременной материальной помощи заявителю, находящемуся в трудной жизненной ситуации, выплачиваемой префектурами административных округов адрес, управами районов адрес, органами социальной защиты населения адрес.
Адресной социальной помощи заявителю (продуктовой, вещевой помощи с использованием электронного социального сертификата).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, дата Измайловским межрайонным прокурором фио было вынесено Представление № 7-2-2019/630 об устранении нарушений законодательства об образовании и о чернобыльской катастрофе.
Представление вынесено на основании результатов проверки, проведенной Измайловской межрайонной прокуратурой по обращению фио от дата о несогласии с отказом заявителя в назначении фио государственной социальной стипендии.
дата, с участием представителя Измайловской межрайонной прокуратуры, было проведено заседание Комиссии созданной приказом ректора №60 от дата для рассмотрения Представления № 7-1-2019/630.
Рассмотрев вышеуказанное Представление, Комиссия пришла к выводу об отсутствии нарушений со стороны РГУФКСМиТ.
Протокол заседания Комиссии был представлен в Измайловскую межрайонную прокуратуру дата
дата студентка фио обратилась к заявителю с заявлением о назначении на получение государственной социальной стипендии в связи с тем, что она относится к категории «Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, следствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
При этом в качестве документа, подтверждающего соответствие одной из категорий граждан, указанных в п. 13 Приказа №1663, была представлена Справка №2429 от дата, выданная наименование организации Отделения №24 в адрес.
Согласно представленной Справке фио датар. зарегистрирована по месту жительства в адрес с дата по настоящее время».
Сведения о том, что фио относится к категории лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в представленной Справке отсутствовали.
Иных документов, подтверждающих наличие оснований к назначению на получение государственной социальной стипендии, фио не представила.
Согласно полученным от Правового департамента Министерства образования и науки Российской Федерации разъяснениям (письмо от дата № 17-21), «студент, относящийся к категории лиц, постоянно проживающих работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, имеет право на государственную социальную стипендию в случае его проживания (работы), а также обучения на такой территории».
фио, будучи студенткой очной формы обучения, обучается в РГУФКСМиТ и фактически проживает в общежитии РГУФКСМиТ на территории адрес и зарегистрирована по месту проживания по адресу: Москва, адрес общежитие РГУФКСМиТ на срок с дата по дата.
Государственная социальная стипендия не является компенсацией, возмещением причиненного вреда или мерой социальной поддержки, поэтому не попадает под действие Закона РФ №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Данная позиция отражена в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от дата №13-7/В-303, где указано, что вопросы, связанные с выплатой государственной академической стипендии, а также государственной социальной стипендии, предусмотренной в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации отнесены к компетенции Министерства образования и науки Российской Федерации.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в своем письме от дата № 11-1/ООГ-2715 указывает что граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения либо выехавшие в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации, отнесены к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, которым в соответствии со статьей 18 закона №1244-1 гарантируются меры социальной поддержки.
Однако, государственная социальная стипендия не относится к мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан, вопросы назначения государственной социальной стипендии Законом №1244-1 не регулируются».
Минтруд России указанным письмом рекомендует обратиться по интересующему вопросу выплаты стипендий) в Минобрнауки России», а Минобрнауки России в своем письме №05-69 от дата указывает что «учитывая то, что подтверждение статуса граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона РФ от дата № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не относится к компетенции Минобрнауки России, за дополнительными разъяснениями рекомендуем обратится в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Указаний о наличии права на получение государственной социальной стипендии у лиц, зарегистрированных (проживающих) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, ни в Федеральном законе от дата № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ни в Приказе № 1663 не содержится.
Члены Стипендиальной комиссия принимают решение о назначении на стипендии исключительно на основании документов представленных обучающимися, в которых компетентные органы (должностные лица) подтверждают отнесение обучающегося к той или иной категории, а не сами определяют эту категорию.
Ни заявитель, ни члены Стипендиальной комиссии заявителя не наделены полномочиями по отнесению той или иной категории граждан к лицам, подвергшимся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф и руководствуются исключительно нормами действующего законодательства и официальными разъяснениями, полученными от компетентных органов.
Следовательно, отказывая фио в назначении государственной социальной стипендии в отсутствие предусмотренных нормами действующего законодательства документов, подтверждающих соответствие одной из категорий граждан, указанных в пункте 13 Приказа 1663, члены Стипендиальной комиссии действовали строго в рамках действующего законодательства об образовании.
Назначение и выплата государственной социальной стипендии обучающимся в отсутствие подтверждающих документов может быть рассмотрена контролирующими органами и учредителем как нецелевое расходование средств федерального бюджета.
дата фио снова обратилась в университет с заявлением о назначении на получение государственной социальной стипендии в связи с тем, что она относится к категории «Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, следствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
В качестве документа, подтверждающего наличие оснований к назначению на государственную социальную стипендию, ей была представлена Справка №2812 от дата, выданная наименование организации отделения №24 в адрес.
Согласно представленной Справке фио, паспортные данные зарегистрирована по месту жительства в адрес с дата по настоящее время».
Сведений о том, что фио относится к категории студентов, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (как того прямо требуют нормы Приказа 1663), в представленной справке не имеется.
Иных документов фио не представила.
Поскольку документы, подтверждающих наличие предусмотренных действующим законодательством оснований к назначению на получение государственной социальной стипендии отсутствуют, решением стипендиальной комиссии РГУФКСМиТ отказано в назначении фио государственной социальной стипендии.
дата фио обратилась к заявителю с заявлением о назначении на получение государственной социальной стипендии в повышенном размере, в связи с тем, что она относится к категории «Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, следствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Указанная стипендия назначается обучающимся также в порядке, предусмотренном Приказом №1663. Согласно п. 14 указанного Приказа, в соответствии с которым студентам первого и второго курсов, обучающимся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета), имеющим оценки по успеваемости "отлично" или "хорошо” или "отлично" и "хорошо" и относящимся к категориям лиц, имеющих право на получение государственной социальной стипендии в соответствии с пунктом 73 настоящего Порядка, или являющимся студентами в возрасте до 20 лет, имеющими только одного родителя - инвалида 1 группы, назначается государственная академическая и (или) государственная 1 социальная стипендия в повышенном размере...».
В качестве документа, подтверждающего наличие оснований к назначению на государственную социальную стипендию, фио повторно представила Справку №2812 от дата, выданную наименование организации Отделения №24 в адрес, в которой отсутствует указание на то, что студент является подвергшимся воздействию радиации.
Иных документов, подтверждающих наличие оснований к назначению на получение государственной социальной стипендии в повышенном размере фио не представила.
Поскольку фио не были представлены документы, подтверждающие наличие предусмотренных нормами действующего законодательства оснований к назначению на получение государственной социальной стипендии и государственной социальной стипендии в повышенном размере, в назначении на стипендию ей было отказано.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца в части признания представления Измайловского межрайонного прокурора № 7-2-2019/630 от дата об устранении нарушений законодательства об образовании и о чернобыльской катастрофе, поскольку нарушений при рассмотрения обращения граждан -студентки фио административным истцом не допущено, административный истец действовал в рамках действующего законодательства об образовании и о чернобыльской катастрофе и обоснованно исходил из того, что ввиду отсутствия подтверждающих документов, оснований для назначения фио государственной социальной стипендии не имелось.
Таким образом, представление Измайловского межрайонного прокурора № 7-2-2019/630 от дата суд признает незаконным.
Суд не находит оснований для отмены указанного представления, поскольку признание представления незаконным в судебном порядке автоматически отменяет ранее выданное представление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Федерального государственного бюджетного образовательного наименование организации к Измайловской межрайонной прокуроре адрес, прокуратуре адрес о признании недействительным представления об устранении нарушений законодательства об образовании и о чернобыльской катастрофе от дата № 7-2-2019/630 - удовлетворить частично.
Признать незаконным представление Измайловского межрайонного прокурора адрес от дата об устранении нарушений законодательства об образовании и о чернобыльский катастрофе № 7-2-2019/630.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Измайловский районный суд адрес в течение месяца ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░
1