РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2022 года г. Самара
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи – Чернякова Н.Н.,
с участием административного ответчика Лобанова М.В.,
при секретаре – Кужеевой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2281/22 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Лобанову Максиму Викторовичу о взыскании задолженности по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с административного ответчика –Лобанова М.В. задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 38400 рублей, пени в размере 342 рубля 72 копейки, а всего взыскать 38742 рубля 72 копейки.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец в 2019 году являлся собственником транспортного средства, а соответственно налогоплательщиком. Налоговым органом в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление и требование об уплате транспортного налога. В установленный срок сумма задолженности не уплачена, в связи с чем административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа и взыскании задолженности. <дата> мировым судьей вынесен судебный приказ, который определением от <дата> отменен в связи с поступившим возражением административного ответчика.
Административный истец в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Присутствующий в судебном заседании административный ответчик возражал против удовлетворения административных требований, указав, что с 2015 года находился в местах лишения свободы, освободился <дата>, автомобиль был заложен в ломбард. Автомобилем не владеет и не пользуется.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 19 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с указанным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 указанного Кодекса.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату (п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ).
В силу пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных данным кодексом.
Из материалов дела следует, что в 2019 году Лобанову М.В. принадлежал автомобиль «Ауди А6», государственный регистрационный знак № №, что подтверждается сведениями из ГИБДД.
Административному ответчику направлялось налоговое уведомление № от <дата>.
В связи с неуплатой налога в установленный срок административному ответчику направлялось требование № по состоянию на <дата> об уплате задолженности по транспортному налогу за 2019 в размере 38400 рублей, пени в размере 342 рубля 72 копейки, предоставлен срок для уплаты задолженности до <дата>.
В установленный срок административный ответчик требования не исполнил, что послужило основанием для обращения административного истца к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу. <дата> мировым судьей вынесен судебный приказ, который определением от <дата> отменен после поступления возражений административного ответчика.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей (абз. 3 п. 1 статьи 48 НК РФ в редакции от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Исходя из требования № по состоянию на <дата> срок уплаты задолженности по налогам установлен до <дата>, в связи с чем, налоговый орган на основании ст.48 НК РФ в установленный 6-ти месячный срок обратился с заявлением о выдаче судебного приказа, учитывая вынесение судебного приказа <дата>.
В районный суд с административным иском заявитель обратился <дата> в пределах 6-ти месячного срока с момента отмены судебного приказа (<дата>).
В соответствии с частью 1 статьи 11 УИК РФ осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации.
Федеральным законодательством, Законом Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» не предусмотрено освобождение лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, от обязанности уплаты налогов.
Не влияют на возможность взыскания транспортного налога доводы административного ответчика о том, что автомобиль заложен в ломбард.
Транспортное средство зарегистрировано в установленном порядке в органах ГИБДД, оно не относится к числу транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении N 1035-О от 21 мая 2015 года, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика.
Сведений о прекращении регистрации транспортного средства, как и о смене собственника, суду не представлены.
Негативные последствия, обусловленные непринятием административным истцом мер к изменению сведений либо прекращению регистрации транспортного средства, возлагаются на лицо, указанное в качестве собственника автомобиля по сведениям УГИБДД.
Оснований полагать, что административный истец был освобожден от обязанности вносить изменения в сведения о регистрации транспортного средства, не имеется.
С учетом изложенного, заявленное административным ответчиком ходатайство о направлении судом запросов в ломбард для установления местонахождения автомобиля, не подлежит удовлетворению, так как не влияют на решение по делу.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Ввиду неуплаты административным ответчиком в установленные сроки налогов, ей обоснованно начислены пени, размер которых соответствует положениям ст.75 НК РФ, проверен судом и является арифметически верным.
При таких обстоятельствах, заявленный административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Административный истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворённым требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Лобанову Максиму Викторовичу о взыскании транспортного налога, - удовлетворить.
Взыскать с Лобанова Максима Викторовича, ИНН №, проживающего: <адрес>, задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 38400 рублей, пени 342 рубля 72 копейки, а всего взыскать 38742 рубля 72 копейки.
Взыскать с Лобанова Максима Викторовича, ИНН №, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1362 рубля.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Председательствующий Н.Н. Черняков
Мотивированное решение изготовлено 19.12.2022.