Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2700/2020 от 30.10.2020

Судья Агибалов В.С.

Дело № 33-2700/2020

№ 2-2102/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 ноября 2020 года

г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Забелиной О.А.

судей Жидковой Е.В., Корневой М.А.

при секретаре Зябкине А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сотниковой С.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 21.09.2020, которым постановлено:

«исковые требования Сотниковой С.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.

Признать за Сотниковой С.Н. право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от <дата> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на три года.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии Сотниковой С.Н. с <дата>.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) в пользу Сотниковой С.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы на отправку почтовой корреспонденции в размере 139,94 руб., а также расходы по оплате услуг представителя в размере 3000 руб.».

Заслушав доклад судьи Жидковой Е.В., объяснения представителя Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности ФИО5, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Сотниковой С.Н., исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Сотникова С.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее - ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование требований указала, что в период с 1974 года по настоящее время она проживает в <адрес>. Данный населенный пункт в период с <дата> по <дата> был отнесен к территории с льготным социально-экономическим статусом.

При обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в назначении пенсии ей было отказано.

Считая отказ в назначении пенсии необоснованным, Сотникова С.Н., с учетом уточнения исковых требований, просила суд включить период проживания с 1986 года по 1991 год на территории с льготным социально-экономическим статусом в д. Образцово Орловского района Орловской области и обязать пенсионный орган назначить и производить ей выплату пенсии с момента возникновения права – с <дата>.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая его незаконным и необоснованным.

Приводит доводы о том, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения иска Сотниковой С.Н., так как факт ее проживания на территории, отнесенной к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС, в спорный период документально не подтвержден.

Выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о взыскании в пользу Сотниковой С.Н. расходов на оплату услуг представителя.

В возражениях Сотникова С.Н. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 01.01.2019 возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Как установлено статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на 31.12.2018) право на страховую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пункта 7 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.

Согласно статье 33 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии с Конституцией РФ (статья 20) и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.

В силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (статья 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1).

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В Перечне населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р, указан населенный пункт <адрес>, как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986 по 31.01.1998.

Из материалов дела следует, что письмом ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области от <дата> Сотниковой С.Н. отказано в признании права на снижение пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, из-за отсутствия документов, подтверждающих факт проживания на загрязненной территории.

С учетом установления факта воспитания Сотниковой С.Н. ребенка-инвалида до достижения им возраста 8 лет, наличия страхового стажа, а также документально подтвержденного периода проживания на загрязненной территории, который составляет 06 лет 02 месяца 10 дней, ответчик признал право Сотниковой С.Н. на досрочное назначение страховой пенсии по старости в возрасте 49 лет, в связи с чем ей было рекомендовано обратиться с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по достижении указанного возраста.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылалась на то, что с 1974 года по настоящее время проживает и зарегистрирована в <адрес>, которая в период с <дата> по <дата> относилась к зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Суд проверил указанные доводы истца и пришел к правильному выводу об их обоснованности.

Так, из похозяйственных книг Образцовского сельского Совета народных депутатов за период с 1986 года по 1990 год, с 1991 года по 1995 год следует, что членом главы хозяйства ФИО6 значится дочь П. (Сотникова) С.Н., выбывшая в 1991 году на <адрес>.

Согласно справке Образцовского ФАП БУЗ ОО «Плещеевская ЦРБ», Сотникова С.Н. состоит на медицинском учете с 1974 года по настоящее время. С 1974 года она была прописана по адресу: <адрес>, а с 1991 года – по адресу: <адрес>

Как следует из справки МБОУ «Образцовская средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области от <дата>, Сотникова С.Н. являлась учащейся указанного дошкольного образовательного учреждения в период с <дата> по <дата> и проживала по адресу: <адрес>.

Аналогичные сведения о месте жительства Сотниковой С.Н. содержатся в архивной справке от <дата>, выданной БПОУ ОО «Орловский техникум технологии и предпринимательства им. В.А. Русанова», где в период с <дата> по <дата> Сотникова С.Н. проходила обучение.

Из справки главы Образцовского сельского поселения от <дата> следует, что подтвердить регистрацию по месту жительства Сотниковой С.Н. в период с <дата> по <дата> в д. Образцово не представляется возможным в связи с пожаром в здании администрации, в результате которого были уничтожены домовые книги по регистрации граждан с 1977 года по 2003 год.

Согласно свидетельству о заключении брака ФИО9 и П. (Сотникова) С.Н. заключили брак <дата>, местом регистрации брака указан <адрес>.

<дата> Сотниковой С.Н. выдано удостоверение серии АМ для граждан, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с проживанием в д. Образцово Орловского района Орловской области с <дата> по <дата>.

С <дата> по настоящее время Сотникова С.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес>, что следует из паспорта Сотниковой С.Н., а также подтверждается поквартирной карточкой, справкой главы Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата>.

Допрошенные судом первой инстанции свидетели ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО9, подтвердили факт постоянного проживания Сотниковой С.Н. в спорные периоды в <адрес>.

Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имелось, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.

Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Сотникова С.Н. в период с <дата> по <дата> проживала в населенном пункте <адрес>, относившемся в указанный период к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем обоснованно признал за истцом право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на 3 года.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для досрочного назначения истцу пенсии по старости опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, согласно которым подтверждается, что истец в спорный период проживала на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В силу положений статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, имеющим право на одновременное снижение общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со статьями 30-37 указанного закона и подпунктами 1 – 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предоставлено право на суммирование льгот по снижению пенсионного возраста.

Поскольку право Сотниковой С.Н., <дата> года рождения, на досрочную пенсию с учетом включенного судом спорного периода, возникло с момента достижения истцом возраста 47 лет, а в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) она обратилась <дата>, до достижения возраста 47 лет, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении Сотниковой С.Н. пенсии с даты возникновения права, с <дата>.

Также обоснованно, с учетом положений статей 98, 100 ГПК РФ, суд взыскал с ответчика понесенные истцом судебные расходы в размере 3 000 рублей.

Определенный судом размер судебных расходов соответствует принципу разумности, соразмерен понесенным заявителем расходам, соответствует объему выполненной представителем работы и характеру подлежащего защите права.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для взыскания с пенсионного органа в пользу истца судебных расходов, основан на неверном толковании норм права и не может служить основанием для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.

Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 21.09.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Агибалов В.С.

Дело № 33-2700/2020

№ 2-2102/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 ноября 2020 года

г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Забелиной О.А.

судей Жидковой Е.В., Корневой М.А.

при секретаре Зябкине А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сотниковой С.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 21.09.2020, которым постановлено:

«исковые требования Сотниковой С.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.

Признать за Сотниковой С.Н. право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от <дата> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на три года.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии Сотниковой С.Н. с <дата>.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) в пользу Сотниковой С.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы на отправку почтовой корреспонденции в размере 139,94 руб., а также расходы по оплате услуг представителя в размере 3000 руб.».

Заслушав доклад судьи Жидковой Е.В., объяснения представителя Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности ФИО5, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Сотниковой С.Н., исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Сотникова С.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее - ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование требований указала, что в период с 1974 года по настоящее время она проживает в <адрес>. Данный населенный пункт в период с <дата> по <дата> был отнесен к территории с льготным социально-экономическим статусом.

При обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в назначении пенсии ей было отказано.

Считая отказ в назначении пенсии необоснованным, Сотникова С.Н., с учетом уточнения исковых требований, просила суд включить период проживания с 1986 года по 1991 год на территории с льготным социально-экономическим статусом в д. Образцово Орловского района Орловской области и обязать пенсионный орган назначить и производить ей выплату пенсии с момента возникновения права – с <дата>.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая его незаконным и необоснованным.

Приводит доводы о том, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения иска Сотниковой С.Н., так как факт ее проживания на территории, отнесенной к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС, в спорный период документально не подтвержден.

Выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о взыскании в пользу Сотниковой С.Н. расходов на оплату услуг представителя.

В возражениях Сотникова С.Н. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 01.01.2019 возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Как установлено статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на 31.12.2018) право на страховую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пункта 7 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.

Согласно статье 33 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии с Конституцией РФ (статья 20) и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.

В силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (статья 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1).

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В Перечне населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р, указан населенный пункт <адрес>, как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986 по 31.01.1998.

Из материалов дела следует, что письмом ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области от <дата> Сотниковой С.Н. отказано в признании права на снижение пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, из-за отсутствия документов, подтверждающих факт проживания на загрязненной территории.

С учетом установления факта воспитания Сотниковой С.Н. ребенка-инвалида до достижения им возраста 8 лет, наличия страхового стажа, а также документально подтвержденного периода проживания на загрязненной территории, который составляет 06 лет 02 месяца 10 дней, ответчик признал право Сотниковой С.Н. на досрочное назначение страховой пенсии по старости в возрасте 49 лет, в связи с чем ей было рекомендовано обратиться с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по достижении указанного возраста.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылалась на то, что с 1974 года по настоящее время проживает и зарегистрирована в <адрес>, которая в период с <дата> по <дата> относилась к зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Суд проверил указанные доводы истца и пришел к правильному выводу об их обоснованности.

Так, из похозяйственных книг Образцовского сельского Совета народных депутатов за период с 1986 года по 1990 год, с 1991 года по 1995 год следует, что членом главы хозяйства ФИО6 значится дочь П. (Сотникова) С.Н., выбывшая в 1991 году на <адрес>.

Согласно справке Образцовского ФАП БУЗ ОО «Плещеевская ЦРБ», Сотникова С.Н. состоит на медицинском учете с 1974 года по настоящее время. С 1974 года она была прописана по адресу: <адрес>, а с 1991 года – по адресу: <адрес>

Как следует из справки МБОУ «Образцовская средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области от <дата>, Сотникова С.Н. являлась учащейся указанного дошкольного образовательного учреждения в период с <дата> по <дата> и проживала по адресу: <адрес>.

Аналогичные сведения о месте жительства Сотниковой С.Н. содержатся в архивной справке от <дата>, выданной БПОУ ОО «Орловский техникум технологии и предпринимательства им. В.А. Русанова», где в период с <дата> по <дата> Сотникова С.Н. проходила обучение.

Из справки главы Образцовского сельского поселения от <дата> следует, что подтвердить регистрацию по месту жительства Сотниковой С.Н. в период с <дата> по <дата> в д. Образцово не представляется возможным в связи с пожаром в здании администрации, в результате которого были уничтожены домовые книги по регистрации граждан с 1977 года по 2003 год.

Согласно свидетельству о заключении брака ФИО9 и П. (Сотникова) С.Н. заключили брак <дата>, местом регистрации брака указан <адрес>.

<дата> Сотниковой С.Н. выдано удостоверение серии АМ для граждан, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с проживанием в д. Образцово Орловского района Орловской области с <дата> по <дата>.

С <дата> по настоящее время Сотникова С.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес>, что следует из паспорта Сотниковой С.Н., а также подтверждается поквартирной карточкой, справкой главы Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от <дата>.

Допрошенные судом первой инстанции свидетели ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО9, подтвердили факт постоянного проживания Сотниковой С.Н. в спорные периоды в <адрес>.

Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имелось, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.

Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Сотникова С.Н. в период с <дата> по <дата> проживала в населенном пункте <адрес>, относившемся в указанный период к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем обоснованно признал за истцом право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на 3 года.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для досрочного назначения истцу пенсии по старости опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, согласно которым подтверждается, что истец в спорный период проживала на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В силу положений статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, имеющим право на одновременное снижение общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со статьями 30-37 указанного закона и подпунктами 1 – 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предоставлено право на суммирование льгот по снижению пенсионного возраста.

Поскольку право Сотниковой С.Н., <дата> года рождения, на досрочную пенсию с учетом включенного судом спорного периода, возникло с момента достижения истцом возраста 47 лет, а в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) она обратилась <дата>, до достижения возраста 47 лет, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении Сотниковой С.Н. пенсии с даты возникновения права, с <дата>.

Также обоснованно, с учетом положений статей 98, 100 ГПК РФ, суд взыскал с ответчика понесенные истцом судебные расходы в размере 3 000 рублей.

Определенный судом размер судебных расходов соответствует принципу разумности, соразмерен понесенным заявителем расходам, соответствует объему выполненной представителем работы и характеру подлежащего защите права.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для взыскания с пенсионного органа в пользу истца судебных расходов, основан на неверном толковании норм права и не может служить основанием для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.

Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 21.09.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-2700/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Сотникова Светлана Николаевна
Ответчики
ГУ УПФР РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)
Суд
Орловский областной суд
Судья
Жидкова Елена Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
02.11.2020Передача дела судье
18.11.2020Судебное заседание
24.11.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее