гр. дело № 2-686/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2016 года судья Зеленоградского районного суда Калининградской области Реминец И. А., при секретаре Голишниковой М. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белюсевой ФИО7 к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ Северо-Западное Территориальное Управление имущественных отношений МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в лице Отдела № 4 (г. Калининград) о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
установил:
Истец Белюсева И. Д. обратилась в суд с иском к вышеназванным ответчикам о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указала, что 28 августа 1997 года ей в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке, на основании решения жилищной комиссии от Министерства обороны РФ была выделена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 41,65 кв.м на состав семьи: муж - ФИО1, дочь - ФИО2. Собственником жилого помещения является Министерство обороны Российской Федерации. Руководствуясь Законом «О приватизации жилищного фонда в РФ» указанную квартиру истица решила приобрести в собственность, для чего письменно обратилась к начальнику отдела № ФГУ Западное региональное управление жилищного обеспечения отдел г. Калининград, Департамент имущественных отношений МО РФ, ВГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. В ответах на ее обращения Белюсевой И. Д. было сообщено о невозможности приватизации спорного жилого помещения по причине отсутствия полномочий на заключение договоров приватизации с гражданами и разъяснено право на решение данного вопроса в судебном порядке. Ссылаясь на копию письма Департамента имущественных отношений МО РФ на имя Командующего БФ, имеющемся в аналогичных делах в судах Калининградской области, указывает, что региональные управления жилищного обеспечения, в которые реорганизованы квартирно-эксплуатационные части МО РФ и Департамент имущественных отношений не имеют полномочий для заключения договоров передачи жилых помещений в собственность физических лиц, а МО РФ в лице Департамента не возражает против оформления в собственность в порядке приватизации жилых помещений, занимаемых на законных основаниях, при наличии договоров социального найма и всех подтверждающих право на приватизацию документов.
Полагает, что органы уполномоченные передать ей в собственность квартиру в порядке приватизации устранились от исполнения своих обязанностей, что лишает ее возможности реализовать свое право на получение квартиры в собственность. Такое бездействие уполномоченных органов государственной власти считает незаконным, нарушающим ее права, установленные ч. 2 ст. 35 Конституцией РФ.
При ссылке на положения Федеральных законов «О статусе военнослужащих» и «О приватизации жилищного фонда РФ» просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, общей площадью 41,65 кв. метров, жилой 26,8 кв.м.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена в/ч 49289, на территории которой находится жилой дом и расположенная в нем спорная квартира.
В судебное заседание истица Белюсева И. Д. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, со слов представителя просила дело рассматривать в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истицы Демидова И. П., действующая на основании доверенности заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
В судебное заседание представители ответчиков Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ Северо-Западное Территориальное Управление имущественных отношений МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в лице Отдела № 4 (г. Калининград) не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Причина неявки неизвестна, возражений относительно заявленных требований не поступило.
В судебное заседание представитель третьего лица в/ч 49829 не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя истца, исследовав все доказательства по делу и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущество находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
Закон «О приватизации жилищного фонда в РФ» не предусматривает возможность приватизации бесхозного жилищного фонда.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее Закон о приватизации) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
Согласно статье 6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со статьей 7 настоящего Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Согласно ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Реализуя указанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
В соответствии с данными нормами закона, военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках (п. 6 ст. 15 Закона).
Согласно положениям ст. 8 вышеуказанного Закона, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему на основании договора социального найма жилого помещения, он может признать право собственности в порядке приватизации в судебном порядке.
В то же время, согласно ст. 4 указанного выше Закона (О приватизации) не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Белюсева И. Д. проходила военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ, была уволена по достижению предельного возраста пребывания на военной службе и при этом после увольнения была обеспечена квартирой в военном городке <адрес>, который в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года № 752-р являлся закрытым военным городком (решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению старшего матроса в отставке Белюсевой И. Д. на действия командира войсковой части 49289, связанные с обеспечением жилым помещением).
28 августа 1997 года Белюсевой И. Д. был выдан ордер № на право занятия двухкомнатной <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес> состав семьи: муж - ФИО1, дочь - ФИО2.
Как поясняла в судебном заседании представитель истицы, фактически данное жилое помещение было предоставлено Белюсевой И. Д. в 1984 году, скорее всего как служебное, поскольку она проходила службу в указанной части, с этого же времени она была зарегистрирована в спорной квартире и проживала в ней, а в 1997 году данную квартиру распределили ей официально на основании решения жилищной комиссии, в связи с ее увольнением со службы.
Согласно выписке из домовой книги от 30 мая 2016 года Белюсева И. Д. зарегистрирована в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Иных лиц в указанной квартире не зарегитсрировано.
Судом также установлено, что Белюсева И. Д. свое право на приватизацию жилого помещения, предусмотренное Законом не использовала.
В 2015 – 2016 гг истица обращалась в различные военные ведомства по вопросу приватизации занимаемого ею жилого помещения.
Ответом ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» от 04 февраля 2015 года № 141/2-1063 истице было предложено предоставить копию ордера на право пользования жилым помещением, ответом того же органа от 15 апреля 2015 года № 141/2-5054 указано, что Учреждение не наделено полномочиями собственника недвижимого имущества на заключение договора передачи в собственность граждан жилых помещений и рекомендовано решать данный вопрос в судебном порядке.
Из ответа отдела № 4 г. Калининград ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 03 февраля 2016 г. №42\01\393 следует, что Белюсева И. Д. не состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального, служебного найма, обращено внимание на то, представленный ею ордер не содержит информации о том, что данное жилье является служебным, разъяснены положения Закона о порядке предоставления жилых помещений нуждающимся в них.
Ответом Департамента имущественных отношений МО РФ от 25.04.2016 №141\12101 на обращение Белюсевой И. Д. по вопросу передачи в собственность занимаемого ею жилого помещения указано, что балансодержателем жилого <адрес> является ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ; учитывая, что Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, такое решение может быть признано в рамках гражданского судопроизводства, также указано на то, что служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
Согласно "Инструкции о порядке заселения жилой площади Министерства обороны СССР" (утв. Минобороны СССР 04.10.1978 N 147/15/35060) к жилому фонду Министерства обороны СССР относятся:
- собственные жилые дома Министерства обороны СССР;
- жилые помещения, выделенные Министерству обороны СССР в домах местных Советов народных депутатов, министерств и ведомств в соответствии с решениями Правительства СССР;
- жилая площадь, независимо от ее ведомственной принадлежности, па которой проживают военнослужащие и их семьи.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Судом установлено и не оспаривается стороной истца, что спорное жилое помещение является государственной собственностью Российской Федерации, находится в ведении Министерства обороны РФ.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
Согласно ст. 33 ЖК РСФСР, действующего в период возникновения спорных правоотношений, в совокупности со ст. 10 ЖК РСФСР, жилые помещения в бессрочное пользование предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такое требование к пользованию служебным жилым помещением глава 3 Жилищного Кодекса РСФСР не содержала.
В соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР, действующего на момент предоставления истице жилого помещения, ордер выдавался местными органами власти вне зависимости от ведомственной принадлежности жилищного фонда.
Порядок обеспечения жилой площадью в Вооруженных Силах РФ в указанный период был установлен в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года № 285 (утратил силу с 26 июня 2000 г), согласно которому жилые помещения в ведомственных домах Министерства обороны РФ предоставлялись военнослужащим, а также рабочим и служащим, работающим в воинских частях. Согласно п. 28 указанного Положения ордера на заселение жилой площади в закрытых и обособленных военных городках выдавались КЭЧ района (гарнизона), а оформление ордеров в домах Министерства обороны, расположенных не в военных городках, производилось через КЭЧ района в установленном порядке, т.е. в соответствии с п. 1 ст. 47 ЖК РСФСР, местными органами власти.
Согласно п. 8 "Инструкции о порядке заселения жилой площади Министерства обороны СССР" (утв. Минобороны СССР 04.10.1978 N 147/15/35060) в закрытых и обособленных военных городках ордера на жилые помещения выдаются КЭЧ района.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В абзацах 5, 6 п. 1 этой же статьи конкретизировано, что служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Таким образом, предоставленное истице, как военнослужащей и членам ее семьи, жилое помещение, принадлежащее Министерству обороны Российской Федерации, находилось в обособленном, а затем и в закрытом военном городке, то есть в силу закона являлось служебным.
Суд не может принять во внимание доводы стороны истца о том, что в ордере, выданном Белюсевой И. Д. отсутствует отметка о том, что спорная квартира является служебной, что в настоящее время ЗВГ № 2 <адрес> исключен из Перечня закрытых военных городков, а доказательств тому, что спорное жилое помещение отнесено к служебным - ответчиками не представлено, в связи и чем, никаких препятствий к признанию за истицей права собственности на спорное жилое помещение не имеется, по следующим основаниям.
Действительно, каких либо документальных подтверждений тому, что спорное жилое помещение включалось в число служебных в установленном ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего ранее, или ст. 92 ЖК РФ, действующего в настоящее время, порядке, стороной ответчиков суду не представлено.
Вместе с тем, из документов, представленных суду стороной истца следует, что приказом командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ квартиры жилого фонда военного городка № участка №, закреплены за войсковыми частями <данные изъяты> гарнизона, в том числе <адрес> ДОС1 за войсковой частью №; справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной в/<данные изъяты> на имя Белюсевой И. Д. – она действительно проживает на территории ЗВГ № в/ч №, жилой фонд (ДОСы №,7,2,8,9) находятся на территории ЗВГ №.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в числе которых значится и закрытый военный городок № <адрес>.
С учетом того, что наделение военного городка статусом закрытого было направлено на закрепление жилой площади закрытых военных городков за военным ведомством для создания служебного жилого фонда и обеспечения военнослужащих и гражданских служащих Вооруженных Сил РФ жилыми помещениям для временного проживания на период прохождения военной службы или трудовых отношений, находящиеся на территории закрытых военных городков жилые помещение подлежали предоставлению в качестве служебного жилья, независимо от того, принималось ли решение о включении данных жилых помещений в число служебных в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
В дальнейшем, 19.08.2011 N 1470-р Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 N 1470-р "О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р" военный городок - <адрес>, исключен из Перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Однако само по себе исключение военного городка из перечня закрытых военных городков не влечет утрату жилым помещением статуса служебного. Указанная квартира предоставлена Белюсевой И. Д. как военнослужащей, что не оспаривалось стороной истца, т.е. во временное пользование на период прохождения военной службы. Решение о предоставлении спорного жилого помещения истице на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом также не принималось.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. N 8, в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
С учетом приведенных норм и разъяснений, военнослужащие и члены их семей имеют право на приватизацию жилых помещений, занимаемых ими только по договорам социального найма. Такого договора уполномоченным на то органом с истицей заключено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Белюсевой ФИО7 к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ Северо-Западное Территориальное Управление имущественных отношений МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в лице Отдела № 4 (г. Калининград) о признании права собственности на <адрес> в порядке приватизации– отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 29 августа 2016 года.
Судья, подпись –
Копия верна, судья - И. А. Реминец