Дело № 2-1-70/2018
Р Е Ш Е Н И ЕИ М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Сухиничи 17 апреля 2018 года
Сухиничский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Гуровой Т.В., при секретаре Филоненко Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Калужской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ в защиту прав и законных интересов членов профсоюза Черновой Татьяны Викторовны, Морозовой Елены Анатольевны к ГБУЗ КО «ЦРБ Сухиничского района», ООО «Главпромэкспертиза» о признании недействительными карт специальной оценки условий труда, признании права на дополнительный отпуск, повышенный размер оплаты труда.
у с т а н о в и л:
Калужская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ обратилась 15 марта 2018 года в суд с иском в защиту прав и законных интересов членов профсоюза Черновой Татьяны Викторовны, Морозовой Елены Анатольевны к ГБУЗ КО «ЦРБ Сухиничского района», ООО «Главпромэкспертиза» о признании недействительными карт специальной оценки условий труда, признании права на дополнительный отпуск, повышенный размер оплаты труда. В обоснование требований указывает, что Чернова Т.В. работает в должности фельдшера кабинета медицинской профилактики в ГБУЗ КО «Центральная районная больница Сухиничского района», Морозова Е.А.- в должности врача рентгенолога в ГБУЗ КО «Центральная районная больница Сухиничского района». За работу с вредными и (или) опасными условиями труда они пользовались льготами в виде дополнительного оплачиваемого отпуска - Чернова Т.В. продолжительностью 12 рабочих дней, Морозова Е.А. - 21 календарный день, а также Морозовой Е.А. производилась доплата за вредные условия труда- 15 %. В мае 2015 года была проведена оценка условий труда работников. После чего Истцов уведомили об изменении по инициативе работодателя условий трудовых договоров в части отмены предоставляемых им льгот, а именно, отмене ежегодного дополнительного отпуска и повышенного размера оплаты труда. Полагают, что при проведении оценки условий труда в нарушение требований закона не был учтен биологический фактор, характеризующий медицинскую деятельность истцов, что свидетельствует о недействительности карты, составленной на основании проведенной оценки. Просят признать недействительными карты специальной оценки условий труда № 10, 16 и признать с 01 сентября 2015 года право на дополнительный отпуск Черновой Т.В. продолжительностью 12 рабочих дней, Морозовой Е.А. с 13 марта 2015 года - 21 календарный день, а также право на повышенный размер оплаты труда - 15 %.
В судебном заседаниипредставительКалужской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ в защиту прав и законных интересов членов профсоюза Амелина Т.В., истцы Чернова Т.В., Морозова Е.А. исковые требования поддержали, сославшись на обстоятельства изложенные в иске. По существу иска дополнительно пояснив, что с момента последней аттестации рабочего места изменений в условиях труда не произошло. В рамках медицинской деятельности на рабочем месте профессиональная деятельность истцов связана напрямую с воздействием на условия работы биологического фактора, который при проведении оценки учтен не был. Данное обстоятельство привело к незаконному изменению условий трудового договора в части отмены ежегодного дополнительного отпуска. Фактически на рабочих местах оценка условий труда не проводилась. Также нарушена и процедура изменений условий трудового договора.
Представитель ответчика ГБУЗ КО «ЦРБ Сухиничского района» Семенова И.М. обстоятельства, изложенные в иске, не оспаривала.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Чернова Т.В. работает в должности фельдшера кабинета медицинской профилактики ГБУЗ КО «ЦРБ Сухиничского района», Морозова Е.А. в должности врача рентгенолога ГБУЗ КО «ЦРБ Сухиничского района». В связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда Истцам были установлены следующие льготы: Черновой Т.В. предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней, Морозовой Е.А. - 21 рабочий день и доплата за вредные условия труда - 15%.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, объяснениями сторон и представителем ответчика ГБУЗ КО «ЦРБ Сухиничского района» не оспаривались.
В мае 2015 года ООО «Главпромэкспертиза» по заказу ГБУЗ КО «ЦРБ Сухиничского района», проведена специальная оценка условий труда работников больницы. По результатам специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест истцов № 16 Черновой Т.В., №10 Морозовой Е.А. установлен класс условий труда 2 ( вредные условия труда ). С учетом данной специальной оценки условий труда рабочих мест Истцам были направлены уведомления об изменении условий трудового договора по инициативе работодателя в части отмены ежегодного дополнительного отпуска. При этом, уведомление Морозовой Е.А. об изменении условий трудового договора в части отмены дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда и выплаты надбавки за вредность в связи с проведенной специальной оценкой условий труда было выдано 13 января 2015 года, однако карта специальной оценки труда составлена 06 мая 2015 г., а подписана членами комиссии 02 июля 2015 г., т.е. до фактического проведения и оформления результатов специальной оценкой условий труда. Черновой Т.В. уведомление об изменении условий трудового договора в части отмены дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда не выдавалось. Согласно отчету о проведении специальной оценки условий труда от 02 июля 2015 года льготы в виде дополнительного оплачиваемого отпуска Черновой Т.В., Морозовой Е.А., повышенного размера оплаты труда Морозовой Е.А. были отменены.
Истцом Черновой Т.В. был подписан трудовой договор на новых условиях. Истец Морозова Е.А. не подписывала трудовой договор на новых условиях, однако, прежние льготы Истцам не предоставляются.
Указанное подтверждается письменными материалами дела и объяснениями сторон.
С 01 января 2014 года вступили в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ и от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которыми процедура аттестации рабочих мест по условиям труда заменена процедурой специальной оценки условий труда и вопросы порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда урегулированы статьями 92, 117, 147 ТК РФ.
Согласно ч.2 статьи 3 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Статьями 92 и 117 ТК РФ в редакции, действующей с 01 января 2014 года, предусмотрено что сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю устанавливаются для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, а ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени или опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска указанным работникам составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 года № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению. Данная методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
В целях реализации мероприятий по проведению специальной оценки условий труда Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ определил переходные положения, согласно которым в случае, если до дня вступления в силу данного закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с частью 1 статьи 17 данного закона проведения внеплановой специальной оценки условий труда. При этом для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий компенсаций используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действующим до дня вступления в силу этого закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном этим законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, специальная оценка условий труда проводится в общем порядке, предусмотренном названным законом, до установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах (части 4 и 5 статьи 27).
Кроме того, переходными положениями статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ закреплено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Из приведенных переходных положений следует, что с 1 января 2014 года работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31 декабря 2013 года аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий и компенсаций до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.
В судебном заседании Истцы и представители ответчика ГБУЗ КО «ЦРБ Сухиничского района» указали, что при проведении специальной оценки условий труда в мае 2015 года специалистами не было учтено наличие на рабочих местах истцов биологического фактора, и данный факт не оценивался. Из дополнительного соглашения к трудовому договору Черновой Т.В. в должностные обязанности фельдшера, в том числе, входит осуществление текущего санитарного надзора, организации и проведение просветительной работы среди больных и их родственников, противоэпидемических мероприятий, диспансерного наблюдения за различными группами населения (дети, подростки, пациенты, перенесшие острые заболевания, пациенты, страдающие хроническими заболеваниями). В должностных обязанностях врача-рентгенолога Морозовой Е.А., в том числе, предусмотрено, что она проводит диагностические рентгенологические исследования, разрешенные для применения в медицинской практике, участвует в разработке плана обследования больного, постановке диагноза.
Согласно пункту 29 Методики проведения специальной оценки условий труда и классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденной Приказом Минтруда России № 33 от 24 января 2014 года условия труда на рабочих местах работников организаций, имеющих разрешительные документы (лицензии) на право выполнения работ с патогенными биологическими агентами (ПБА) 1-4 групп патогенности и возбудителями паразитарных болезней, относится к соответствующему классу (кодклассу) условий труда при воздействии биологического фактора в соответствии с приложением №9 к настоящей Методике. Впоследствии Приказом Минтруда России от 20 января 2015 года № 24н в Приказ Минтруда России от 24 января 2014 года № 33-н были внесены изменения, в соответствии с которыми биологический фактор идентифицируется как вредный и (или) опасный на рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность.
Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской деятельностью является профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпедемических ( профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) её компонентов в медицинских целях.
Таким образом, при проведении специальной оценки условий труда рабочего места истцов необходимо было учесть наличие биологического фактора. В картах аттестации рабочих мест истцов предусмотрен дополнительный отпуск.
Из приведенных переходных положений следует, что с 01 января 2014 года работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31 декабря 2013 года аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий и компенсаций до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведенной специальной оценки условий труда. Никаких изменений в условиях труда истцов с момента проведения аттестации рабочих мест до момента проведения специальной оценки труда не произошло, должностные обязанности не менялись, истцы продолжают осуществлять лечебную деятельность в отношении поступающих больных.
При таких обстоятельствах, заявленные в интересах Морозовой Е.А. и Черновой Т.В. требования к ГБУЗ КО «ЦРБ Сухиничского района», ООО «Главпромэкспертиза» о признании недействительными карт специальной оценки условий труда, составленных в отношении истцов и признании незаконным лишение на основании этих карт предоставляемых льгот, восстановлению права на дополнительный отпуск и повышенный размер оплаты труда - подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительными карту специальной оценки условий труда работника № 10 врача рентгенолога от 06 мая 2015 года, карту специальной оценки условий труда работника № 16 фельдшера доврачебного кабинета от 06 мая 2015 года.
Признать незаконным с 13 марта 2015 года лишение Морозовой Елены Анатольевны дополнительного оплачиваемого отпуска и повышенный размер оплаты труда 15 %, обязав ГБУЗ КО «ЦРБ <адрес>» восстановить право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 21 календарных дней и повышенный размер оплаты труда 15 %.
Признать незаконным с 01 сентября 2015 года лишение Черновой Татьяны Викторовны дополнительного оплачиваемого отпуска 12 рабочих дней, обязав ГБУЗ КО «ЦРБ Сухиничского района» восстановить право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Сухиничский районный суд.
<данные изъяты>
<данные изъяты>. Судья Сухиничского районного суда Т.В.Гурова