Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-814/2020 ~ М-5652/2019 от 27.12.2019

Дело №2а-814/20                                                                                                                Строка 3.024

УИД № 36RS0004-01-2019-006773-56

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25.02.2020 г.                                                                                                                              г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Петросян К.М.,

            с участием: представителя административного истца по доверенности Мишина Д.Г., представителя административных ответчиков УФК по Воронежской области и руководителя УФК по Воронежской области по доверенностям Нестеровой Ю.А., представителя административного ответчика УФК по Воронежской области по доверенности Глущенко А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску департамента социальной защиты Воронежской области к Управлению Федерального казначейства по Воронежской области о признании незаконным представление №31-12-43/21-7458 от 09.12.2019 года,

УСТАНОВИЛ:

Департамент социальной защиты Воронежской области обратился в суд с административным иском к Управлению Федерального казначейства по Воронежской области о признании незаконным представление №31-12-43/21-7458 от 09.12.2019 года.

В исковом заявлении указано, что на основании приказа УФК по Воронежской области от 24.09.2019 №549 с 27.09.2019 по 17.10.2019 в отношении департамента социальной защиты Воронежской области проведена внеплановая проверка предоставления и использования субвенций из федерального бюджета по реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

По результатам проверки УФК выдано предписание №31-12-43/21-7458 от 09.12.2019 года, которое обязывает департамент социальной защиты Воронежской области устранить бюджетное нарушение путем перечисления суммы средств, использованных не по целевому назначению: 1) в размере 898 200 руб. на счет получателя («Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ») и принять меры по устранению причин и условий совершения данного бюджетного нарушения, в срок до 01.09.2020; 2) в размере 1 128 240 руб. на счет получателя ((«Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ») и принять меры по устранению причин и условий совершения данного бюджетного нарушения, в срок до 01.09.2020.

Из акта выездной проверки от 17.10.2019 (стр.66) следует, что бюджетное нарушение на сумму в размере 898 200 руб. произошло в результате предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в виде безвозмездной субсидии ФИО4 – бывшему несовершеннолетнему узнику фашизма, согласно приказу департамента от 21.04.2010 №783/ОД.

Административный истец с данной позицией УФК не согласен и указывает, что постановлением главы администрации Советского района города Воронежа №1974 от 31.10.2001 года ФИО4 поставлена на жилищный учет по категории несовершеннолетний узник фашизма.

В ранее действовавшей редакции Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» признано необходимым завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до обеспечения их жильем.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «O ветеранах» участники Великой Отечественной войны относятся к ветеранам Великой Отечественной войны.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 октября 1992г. №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с. вступлением силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерацию» пункте 8 статьи 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой Войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».

Среди предоставленных мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (подп.3 пункта 1 ст.15).

Пунктом 3 статьи 23.2 названного закона установлено, что объем субвенций из федерального бюджета субъектов РФ определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, уполномоченным Правительством РФ.

Как указывает административный истец, из вышеизложенных норм следует, что бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, приравнены законодателем по предоставляемому перечню ежемесячных денежных выплат, мер социальной поддержки и льгот к военнослужащим, которые на основании подп.1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», являются участниками Великой Отечественной войны и соответственно в силу названной нормы – ветеранам Великой Отечественной войны.

Административный истец также указывает, что действующее правовое регулирование не содержит норм, предусматривающих исключение для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, такой меры социальной поддержки – как обеспечение жильем.

В противном случае, поручение Президента РФ о завершении до 01.05.2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.03.2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, было бы не исполнено, так как в пределах объема финансирования, поступающего из федерального бюджета на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005 года, меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранам предоставлялись в порядке общей очередности с инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов.

Административный истец также указывает, что из акта выездной проверки от 17.10.2019 года (стр. 67) бюджетное нарушение на сумму в размере 1 128 240 руб. по мнению УФК произошло в результате предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в виде безвозмездной субсидии ФИО5 – бывшему несовершеннолетнему узнику фашизма, согласно приказа департамента от 26.12.2014 года №3779/ОД.

Департамент социальной защиты Воронежской области не согласен с данными выводами УФК. Как следует из акта Счетной палаты Российской Федерации от 18.12.2014 г. (стр.35), составленного по результатам контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, выделенных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» на объекте правительство Воронежской области нарушений не выявлено. Счетная палата Российской Федерации установила, что «ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, состоит на учете в управе Железнодорожного района городского округа город Воронеж с 30 ноября 1971 года, право на льготы, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, ФИО5 получил с 25.06.2003 года и имеет право на обеспечение жильем в соответствии с Указом №714, как вставший на жилищный учет до 01.03.2005 года.

В связи с вышеизложенным, административный истец обратился в суд и просит, с учетом уточненных требований: признать незаконным представление Управления Федерального казначейства по Воронежской области №31-12-43/21-7458 от 09.12.2019 года.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен руководитель УФК по Воронежской области Зиновьева Н.Ю.

Административный ответчик руководитель УФК по Воронежской области Зиновьева Н.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.

Представитель административного истца по доверенности Мишин Д.Г. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представители административных ответчиков УФК по Воронежской области и руководителя УФК по Воронежской области по доверенностям Нестерова Ю.А. и Глущенко А.Н. исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях, просили в удовлетворении исковых требований отказать.

    Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

     Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 27.12.2019 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения обжалуемого представления №31-12-43/21-7458 от 09.12.2019 года.

      В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

            Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

    В соответствии с пп.3 п.1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

    Согласно п.1 ст.265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

В соответствии с п.3 ст.265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

    На основании Положения об Управлении Федерального казначейства по Воронежской области, утвержденного приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 №316, Управление является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Воронежской области.

Согласно абз.3 п.2 ст.269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Согласно п. 2 ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению:

1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.

Судом установлено, что в соответствии с Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово – бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 года №1092, Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 20.03.2014г. №18н, а также на основании приказа Управления Федерального казначейства по Воронежской области от 24 сентября 2019 года №549 в период с 27.09.2019 г. по 17.10.2019 г. в отношении департамента социальной защиты Воронежской области Управлением Федерального казначейства по Воронежской области проведена внеплановая проверка предоставления и использования субвенций из федерального бюджета по реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», по результатам которой составлен акт от 17 октября 2019 года, подписанный руководителем проверочной группы – заместителем начальника контрольно-ревизионного отдела в социальной сфере, сфере межбюджетных отношений и социального страхования УФК по Воронежской области ФИО9 (л.д.21-89).

В ходе проверки выявлены бюджетные нарушения:

1. В нарушение ст.38, абз.4 ст.162 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 года №374-ФЗ), пункта 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов», статьи 1 Соглашения от 31.07.2009 года №395/09 «О предоставлении в 2009 – 2010 годах субвенций из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на реализацию полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны» (в ред. дополнительных соглашений от 12.01.2010 №1, от 08.04.2010 №2), денежные средства федерального бюджета, полученные департаментом социальной защиты Воронежской области по КБК в сумме 898 200,00 руб., использованы в 2010 году на цели, не соответствующие условиям их получения, а именно на обеспечение жильем 1 гражданина, отнесенного к категории несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, которая не предусмотрена Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714, что является нецелевым использованием бюджетных средств в соответствии со статьей 289 БК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 №374-ФЗ).

2. В нарушение ст.38, абз.4 ст.162 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 №383-ФЗ), пункта 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2020 №30), статьи 1 Соглашения от 01.04.2014 №07-107/С «О предоставлении в 2014 году субвенций из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов», денежные средства федерального бюджета, полученные департаментом социальной защиты Воронежской области по КБК в сумме 1 128 240,00 руб., использованы в 2014 году на цели, не соответствующие условиям их получения, а именно на обеспечение жильем 1 гражданина, отнесенного к категории несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, которая не предусмотрена Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714, что является нецелевым использованием бюджетных средств в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ (в ред. Федерального закона от 29.11.2014г. №383-ФЗ)

09.12.2019 года департаменту социальной защиты Воронежской области выдано представление №31-12-43/21-7458 за подписью руководителя Управления Федерального казначейства по Воронежской области Зиновьевой Н.Ю. (л.д.18-20), согласно которому требуется:

1) Устранить бюджетное нарушение, указанное в пункте 1 Представления, путем перечисления суммы средств, использованных не по целевому назначению, в размере 898 200, 00 рублей на счет получателя «Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ л/с )» по КБК , и принять меры по устранению причин и условий совершения данного бюджетного нарушения, в срок до 01.09.2020 года.

2) Устранить бюджетное нарушение, указанное в пункте 1 Представления, путем перечисления суммы средств, использованных не по целевому назначению, в размере 1 128 240, 00 рублей на счет получателя «Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ л/с )» по КБК , и принять меры по устранению причин и условий совершения данного бюджетного нарушения, в срок до 01.09.2020 года.

Как установлено судом, в обжалуемом представлении указаны требования об устранении департаментом социальной защиты Воронежской области допущенных бюджетных нарушений, выразившихся в нецелевом использовании в 2010 г. бюджетных средств в размере 898 200 руб., в 2014 г. в размере 1 128 240 руб., а именно в предоставлении денежных средств (субвенций), полученных из федерального бюджета, на обеспечение жильем лиц, отнесенных к категории несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, при том, что на такую категорию лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, действие Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 не распространяется.

    Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулировались Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны".

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N1235 было предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Данный Указ фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2005 г.

Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона №122-ФЗ определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Пунктом 3 Правил установлено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором названного пункта).

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 Правил предоставление субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявок, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года.

Пунктом 4 вышеназванных Правил установлено, что перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил).

Данные нормативно-правовые акты закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как "вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N714 постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N714 уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах".

При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лиц такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходил из того, что поскольку категория граждан, имеющая статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не поименована, реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.

Право граждан, имеющих статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства. Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названной категории граждан закреплен в абзаце первом пункта 3 Правил от 15 октября 2005 г. N 614.

Учитывая, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", в соответствии с которыми в порядке, предусмотренном Правилами от 15 октября 2005 г. N614, бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субвенции из федерального бюджета на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, не поименована такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, суд приходит к выводу о том, что представление №31-12-43/21-7458, выданное 09.12.2019 года руководителем Управления Федерального казначейства по Воронежской области Зиновьевой Н.Ю. департаменту социальной защиты Воронежской области является правомерным.

Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 24 февраля 2012 г. №33-В11-13.

С учетом изложенного, обжалованное представление является законным и обоснованным, вынесено с соблюдением вышеизложенных норм права, таким образом, заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

             На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований департамента социальной защиты Воронежской области к Управлению Федерального казначейства по Воронежской области о признании незаконным представление №31-12-43/21-7458 от 09.12.2019 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                     К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.03.2020 года

Дело №2а-814/20                                                                                                                Строка 3.024

УИД № 36RS0004-01-2019-006773-56

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25.02.2020 г.                                                                                                                              г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Петросян К.М.,

            с участием: представителя административного истца по доверенности Мишина Д.Г., представителя административных ответчиков УФК по Воронежской области и руководителя УФК по Воронежской области по доверенностям Нестеровой Ю.А., представителя административного ответчика УФК по Воронежской области по доверенности Глущенко А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску департамента социальной защиты Воронежской области к Управлению Федерального казначейства по Воронежской области о признании незаконным представление №31-12-43/21-7458 от 09.12.2019 года,

УСТАНОВИЛ:

Департамент социальной защиты Воронежской области обратился в суд с административным иском к Управлению Федерального казначейства по Воронежской области о признании незаконным представление №31-12-43/21-7458 от 09.12.2019 года.

В исковом заявлении указано, что на основании приказа УФК по Воронежской области от 24.09.2019 №549 с 27.09.2019 по 17.10.2019 в отношении департамента социальной защиты Воронежской области проведена внеплановая проверка предоставления и использования субвенций из федерального бюджета по реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

По результатам проверки УФК выдано предписание №31-12-43/21-7458 от 09.12.2019 года, которое обязывает департамент социальной защиты Воронежской области устранить бюджетное нарушение путем перечисления суммы средств, использованных не по целевому назначению: 1) в размере 898 200 руб. на счет получателя («Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ») и принять меры по устранению причин и условий совершения данного бюджетного нарушения, в срок до 01.09.2020; 2) в размере 1 128 240 руб. на счет получателя ((«Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ») и принять меры по устранению причин и условий совершения данного бюджетного нарушения, в срок до 01.09.2020.

Из акта выездной проверки от 17.10.2019 (стр.66) следует, что бюджетное нарушение на сумму в размере 898 200 руб. произошло в результате предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в виде безвозмездной субсидии ФИО4 – бывшему несовершеннолетнему узнику фашизма, согласно приказу департамента от 21.04.2010 №783/ОД.

Административный истец с данной позицией УФК не согласен и указывает, что постановлением главы администрации Советского района города Воронежа №1974 от 31.10.2001 года ФИО4 поставлена на жилищный учет по категории несовершеннолетний узник фашизма.

В ранее действовавшей редакции Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» признано необходимым завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до обеспечения их жильем.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «O ветеранах» участники Великой Отечественной войны относятся к ветеранам Великой Отечественной войны.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 октября 1992г. №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с. вступлением силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерацию» пункте 8 статьи 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой Войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».

Среди предоставленных мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (подп.3 пункта 1 ст.15).

Пунктом 3 статьи 23.2 названного закона установлено, что объем субвенций из федерального бюджета субъектов РФ определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, уполномоченным Правительством РФ.

Как указывает административный истец, из вышеизложенных норм следует, что бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, приравнены законодателем по предоставляемому перечню ежемесячных денежных выплат, мер социальной поддержки и льгот к военнослужащим, которые на основании подп.1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», являются участниками Великой Отечественной войны и соответственно в силу названной нормы – ветеранам Великой Отечественной войны.

Административный истец также указывает, что действующее правовое регулирование не содержит норм, предусматривающих исключение для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, такой меры социальной поддержки – как обеспечение жильем.

В противном случае, поручение Президента РФ о завершении до 01.05.2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.03.2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, было бы не исполнено, так как в пределах объема финансирования, поступающего из федерального бюджета на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005 года, меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранам предоставлялись в порядке общей очередности с инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов.

Административный истец также указывает, что из акта выездной проверки от 17.10.2019 года (стр. 67) бюджетное нарушение на сумму в размере 1 128 240 руб. по мнению УФК произошло в результате предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в виде безвозмездной субсидии ФИО5 – бывшему несовершеннолетнему узнику фашизма, согласно приказа департамента от 26.12.2014 года №3779/ОД.

Департамент социальной защиты Воронежской области не согласен с данными выводами УФК. Как следует из акта Счетной палаты Российской Федерации от 18.12.2014 г. (стр.35), составленного по результатам контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, выделенных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» на объекте правительство Воронежской области нарушений не выявлено. Счетная палата Российской Федерации установила, что «ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, состоит на учете в управе Железнодорожного района городского округа город Воронеж с 30 ноября 1971 года, право на льготы, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, ФИО5 получил с 25.06.2003 года и имеет право на обеспечение жильем в соответствии с Указом №714, как вставший на жилищный учет до 01.03.2005 года.

В связи с вышеизложенным, административный истец обратился в суд и просит, с учетом уточненных требований: признать незаконным представление Управления Федерального казначейства по Воронежской области №31-12-43/21-7458 от 09.12.2019 года.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен руководитель УФК по Воронежской области Зиновьева Н.Ю.

Административный ответчик руководитель УФК по Воронежской области Зиновьева Н.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.

Представитель административного истца по доверенности Мишин Д.Г. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представители административных ответчиков УФК по Воронежской области и руководителя УФК по Воронежской области по доверенностям Нестерова Ю.А. и Глущенко А.Н. исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях, просили в удовлетворении исковых требований отказать.

    Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

     Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 27.12.2019 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения обжалуемого представления №31-12-43/21-7458 от 09.12.2019 года.

      В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

            Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

    В соответствии с пп.3 п.1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

    Согласно п.1 ст.265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

В соответствии с п.3 ст.265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

    На основании Положения об Управлении Федерального казначейства по Воронежской области, утвержденного приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 №316, Управление является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Воронежской области.

Согласно абз.3 п.2 ст.269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Согласно п. 2 ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению:

1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.

Судом установлено, что в соответствии с Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово – бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 года №1092, Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 20.03.2014г. №18н, а также на основании приказа Управления Федерального казначейства по Воронежской области от 24 сентября 2019 года №549 в период с 27.09.2019 г. по 17.10.2019 г. в отношении департамента социальной защиты Воронежской области Управлением Федерального казначейства по Воронежской области проведена внеплановая проверка предоставления и использования субвенций из федерального бюджета по реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», по результатам которой составлен акт от 17 октября 2019 года, подписанный руководителем проверочной группы – заместителем начальника контрольно-ревизионного отдела в социальной сфере, сфере межбюджетных отношений и социального страхования УФК по Воронежской области ФИО9 (л.д.21-89).

В ходе проверки выявлены бюджетные нарушения:

1. В нарушение ст.38, абз.4 ст.162 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 года №374-ФЗ), пункта 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов», статьи 1 Соглашения от 31.07.2009 года №395/09 «О предоставлении в 2009 – 2010 годах субвенций из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на реализацию полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны» (в ред. дополнительных соглашений от 12.01.2010 №1, от 08.04.2010 №2), денежные средства федерального бюджета, полученные департаментом социальной защиты Воронежской области по КБК в сумме 898 200,00 руб., использованы в 2010 году на цели, не соответствующие условиям их получения, а именно на обеспечение жильем 1 гражданина, отнесенного к категории несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, которая не предусмотрена Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714, что является нецелевым использованием бюджетных средств в соответствии со статьей 289 БК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 №374-ФЗ).

2. В нарушение ст.38, абз.4 ст.162 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 №383-ФЗ), пункта 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2020 №30), статьи 1 Соглашения от 01.04.2014 №07-107/С «О предоставлении в 2014 году субвенций из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов», денежные средства федерального бюджета, полученные департаментом социальной защиты Воронежской области по КБК в сумме 1 128 240,00 руб., использованы в 2014 году на цели, не соответствующие условиям их получения, а именно на обеспечение жильем 1 гражданина, отнесенного к категории несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, которая не предусмотрена Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714, что является нецелевым использованием бюджетных средств в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ (в ред. Федерального закона от 29.11.2014г. №383-ФЗ)

09.12.2019 года департаменту социальной защиты Воронежской области выдано представление №31-12-43/21-7458 за подписью руководителя Управления Федерального казначейства по Воронежской области Зиновьевой Н.Ю. (л.д.18-20), согласно которому требуется:

1) Устранить бюджетное нарушение, указанное в пункте 1 Представления, путем перечисления суммы средств, использованных не по целевому назначению, в размере 898 200, 00 рублей на счет получателя «Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ л/с )» по КБК , и принять меры по устранению причин и условий совершения данного бюджетного нарушения, в срок до 01.09.2020 года.

2) Устранить бюджетное нарушение, указанное в пункте 1 Представления, путем перечисления суммы средств, использованных не по целевому назначению, в размере 1 128 240, 00 рублей на счет получателя «Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ л/с )» по КБК , и принять меры по устранению причин и условий совершения данного бюджетного нарушения, в срок до 01.09.2020 года.

Как установлено судом, в обжалуемом представлении указаны требования об устранении департаментом социальной защиты Воронежской области допущенных бюджетных нарушений, выразившихся в нецелевом использовании в 2010 г. бюджетных средств в размере 898 200 руб., в 2014 г. в размере 1 128 240 руб., а именно в предоставлении денежных средств (субвенций), полученных из федерального бюджета, на обеспечение жильем лиц, отнесенных к категории несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, при том, что на такую категорию лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, действие Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 не распространяется.

    Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулировались Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны".

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N1235 было предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Данный Указ фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2005 г.

Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона №122-ФЗ определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Пунктом 3 Правил установлено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором названного пункта).

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 Правил предоставление субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявок, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года.

Пунктом 4 вышеназванных Правил установлено, что перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил).

Данные нормативно-правовые акты закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как "вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N714 постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N714 уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах".

При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лиц такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходил из того, что поскольку категория граждан, имеющая статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не поименована, реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.

Право граждан, имеющих статус "бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей", на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства. Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названной категории граждан закреплен в абзаце первом пункта 3 Правил от 15 октября 2005 г. N 614.

Учитывая, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", в соответствии с которыми в порядке, предусмотренном Правилами от 15 октября 2005 г. N614, бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субвенции из федерального бюджета на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, не поименована такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, суд приходит к выводу о том, что представление №31-12-43/21-7458, выданное 09.12.2019 года руководителем Управления Федерального казначейства по Воронежской области Зиновьевой Н.Ю. департаменту социальной защиты Воронежской области является правомерным.

Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 24 февраля 2012 г. №33-В11-13.

С учетом изложенного, обжалованное представление является законным и обоснованным, вынесено с соблюдением вышеизложенных норм права, таким образом, заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

             На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований департамента социальной защиты Воронежской области к Управлению Федерального казначейства по Воронежской области о признании незаконным представление №31-12-43/21-7458 от 09.12.2019 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                     К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.03.2020 года

1версия для печати

2а-814/2020 ~ М-5652/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Департамент соц.защиты ВО
Ответчики
Управление Федерального казначейства по ВО
руководитель УФК по Воронежской области Зиновьева Н.Ю.
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Галкин Кирилл Александрович
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
27.12.2019Регистрация административного искового заявления
30.12.2019Передача материалов судье
09.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.02.2020Предварительное судебное заседание
25.02.2020Судебное заседание
25.02.2020Судебное заседание
11.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее