Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 декабря 2013 года г.Красноярск
Федеральный суд Центрального района г.Красноярска в составе:
председательствующего – Сенькиной Е.М.
при секретаре - Зариповой Л.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Красноярска в интересах Андреевой С.И. к администрации г. Красноярска о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Советского района г.Красноярска обратился в суд в интересах Андреевой С.И. с иском к администрации г. Красноярска о предоставлении жилого помещения. Заявленные требования мотивированы тем, что Андреева С.И. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать А. решением Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ признана безвестно отсутствующей, данные об отце в свидетельство о рождении внесены со слов матери. Согласно выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при администрации Советского района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ Андреева С.И. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но жильем обеспечена не была. Просит обязать администрацию г. Красноярска предоставить Андреевой С.И. за счет средств краевого бюджета на территории г. Красноярска благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 15 кв.м.
В дальнейшем истцом уточнены исковые требования, с учетом изменений в законодательстве просит суд обязать администрацию г. Красноярска предоставить Андреевой С.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, соответствующее по общей площади норме предоставления.
В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г.Красноярска Сенаторова Н.С., истец Андреева С.И. поддержали заявленные требования по изложенным выше основаниям, дополнительно пояснив, что в настоящее время Андреева С.И. жилого помещения в собственности, пользовании не имеет, проживает у знакомых, каких-либо жилых помещений в собственности ее матери также не имелось. В связи с перераспределением полномочий ДД.ММ.ГГГГ. решением комиссии Министерства образования и науки Красноярского края по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения Андреева С.И. также поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Представитель ответчика администрации г. Красноярска, третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» нормы указанного закона распространяются на следующую категорию граждан:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с ч.1 ст. 8 указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ч. 2 и 9 ст. 8 Закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу п.1 и 4 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 5 ст. 17 Закона формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
В силу п. 13 ст. 17 Закона уполномоченные органы местного самоуправления для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список, размещают в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", муниципальный заказ на приобретение (строительство) жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п. 14 ст. 17 Закона жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров.
Как установлено по данному делу, решением Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ. истца Андреевой С.И. ДД.ММ.ГГГГ. рождения А. признана безвестно отсутствующей, данные об отце Андреевой С.И. внесены в свидетельство о рождении со слов матери. Распоряжением администрации Свердловского района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ истец определена в детское государственное учреждение и с ДД.ММ.ГГГГ находилась на полном государственном обеспечении, была зарегистрирована в МОУ.
По выпуску из МОУ истец поступила в колледж, где продолжает обучение, в настоящее время проживает в г. Красноярске по <адрес>, самостоятельных прав на указанное жилое помещение не имеет.
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах истца Андреевой С.И. и ее матери А. на объекты недвижимого имущества.
Решением жилищно-бытовой комиссии при администрации Советского района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ Андреева С.И. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «сироты», сведения о предоставлении Андреевой С.И. с указанного времени какого-либо жилого помещения в материалах дела отсутствуют.
В дальнейшем решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, от ДД.ММ.ГГГГ. Андреева С.И. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что истец в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, какое либо жилье за ней не закреплялось, объекты недвижимого имущества на праве собственности и ином вещном праве за ней не зарегистрированы, жилое помещение на условиях договора социального найма ей не предоставлялось, в настоящее время проживает в жилом помещении в г. Красноярске по <адрес>, самостоятельных прав на которое не имеет, уполномоченным органом своевременно и в установленном законом порядке была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют сведения о предоставлении истцу каких-либо жилых помещений с момента ее постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что со стороны ответчика имеет место неисполнение приведенных выше положений нормативных актов относительно предоставления Андреевой С.И. жилого помещения, соответственно, на администрацию г. Красноярска следует возложить обязанность по предоставлению Андреевой С.И. на территории г. Красноярска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию г.Красноярска предоставить Андреевой С.И. на территории г.Красноярска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью не менее 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г.Красноярска в течение месяца.
Председательствующий Е.М.Сенькина