ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении заявления без рассмотрения
ст. Ессентукская 26 августа 2013 года
Судья Предгорного районного суда Ставропольского края Турлаева Н.И.,
с участием:
заявителей – Зайцева В.К., Зайцева К.В.;
представителя заявителей – Тарарушкина Р.В., действующего на основании заявления Зайцева В.К. и Зайцева К.В. от 18.07.2013 г.
представителя заинтересованного лица администрации МО Ессентукского сельсовета – Михайловой Я.В., действующей на основании доверенности от 05.03.2013 г.
при секретаре судебного заседания Петельгузовой И.С.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению Зайцева В.К. и Зайцева К.В. о признании незаконными постановления администрации муниципального образования Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, разрешения на строительство, об отмене регистрации градостроительного плана,
УСТАНОВИЛ:
10 июля 2013 г. в Предгорный районный суд Ставропольского края поступило заявление Зайцева В.К. и Зайцева К.В. о признании незаконными постановления администрации муниципального образования Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, разрешения на строительство, об отмене регистрации градостроительного плана.
В обоснование заявленных требований Зайцев В.К. и Зайцев К.В. указывают, что Зайцева В.К. является собственником земельного участка площадью 277 кв.м. с кадастровым номером 26:29:110218:59, Зайцева К.В. является собственником земельного участка площадью 460 кв.м. кадастровый номер 26:29:110218:61, а также земельного участка площадью 93 кв.м. с кадастровым номером 26:29:110218:62.
Соседним земельным участком является земельный участок площадью 1609 кв.м. с кадастровым номером 26:29:110218:107, принадлежащий Тарусовой О.В., расположенный по адресу:
<адрес>
Постановлением администрации Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края от 17.06.2013 года № 177 «Об изменении параметров разрешенного строительства многоквартирного жилого дома гражданке Тарусовой О.В» (далее - Постановление № 177) изменены параметры разрешенного строительства многоквартирного жилого дома, установлен максимальный процент застройки в границах земельного участка – 40 % на земельном участке, по адресу: <адрес> (кадастровый номер 26:29:110218:107, площадью 1609.00 кв.м.) принадлежащем гражданке Тарусовой О.В. на праве собственности. Постановлением администрации Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края от 02.11.2012 года № 233 «Об утверждении градостроительного плана» (далее - Постановление № 233) утвержден градостроительный план земельного участка, предоставленного под строительство многоквартирного трехэтажного жилого дома, который располагается на расстоянии 6 метров от межи с соседними земельными участками по адресу: <адрес> с кадастровым номером земельного участка 26:29:110218:107, подготовленного «Государственным бюджетным учреждением архитектуры и градостроительства <адрес>», Предгорный филиал. Тарусовой О.В. выдано разрешение на строительство № RU 26521304-433 от ДД.ММ.ГГГГ (далее - разрешение на строительство).
Постановление № 177 было опубликовано 26.06.2013 года в районной газете «Искра» за № 44 (11784).
Заявители считают Постановление № 177, Постановление № 233 и разрешение на строительство незаконными, нарушающим их права и свободы по следующим основаниям:
1. Из положений статей 30, 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что вопрос о возможности размещения на земельном участке того ли иного объекта решается с учетом градостроительных норм и правил. Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, градостроительные регламенты.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 указанной статьи ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Пунктом 3 части 3 статьи 44 ГрК РФ установлено, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Согласно части 1 статьи 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 40 ГрК РФ отклонение от предельных параметров разрешенного строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
Однако, в нарушение части 2 статьи 40 ГрК РФ постановлением № 177 дано разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства многоквартирного жилого дома Тарусовой О.В.
Данное обстоятельство подтверждается экспертным исследованием
№ 28 от 15 февраля 2013 года. В данном исследовании установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ст. Этокская, № 36 не соответствует:
-требованиям пунктов 7.1, 7.4, 7.5. СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
- требованиям пункта 2.12* СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
- требованиям пунктов 1, 2 приложения 1* СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
- требованиям части 1 статьи 90 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. В соответствии со статьей 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны типичных видов существующего и планируемого использования земельных участков и «объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их санируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Требования градостроительного регламента носят обязательный характер и должны соблюдаться каждым субъектом, осуществляющим строительство.
Обращаясь с заявлением о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, правообладатель земельного участка должен представить материалы, подтверждающие, что конфигурация, инженерно – геологические или иные характеристики данного земельного участка неблагоприятны для застройки.
Вместе с тем, Тарусовой О.В. в комиссию не было представлено ни одного доказательства того, что его земельный участок неблагоприятен для застройки по каким- либо характеристикам.
Исходя из смысла статьи 40 ГрК РФ, выдача разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства должно предшествовать самому строительству, которое, кроме прочего, осуществляется с нарушением требований градостроительных регламентов.
Между тем, установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> уже ведется строительство четырехэтажного многоквартирного жилого дома.
3. По смыслу статьи 40 ГрК РФ обязанность по истребованию согласия правообладателей смежных земельных участков возлагается на заявителя, желающего получить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Отсутствие согласия смежных правообладателей является нарушением действующего законодательства.
В соответствии с частью 7 статьи 40 ГрК РФ физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
4. Из положений статей 30, 31 и 32 ЗК РФ следует, что вопрос о возможности размещения на земельном участке того или иного объекта решается с учетом градостроительных норм и правил.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, градостроительные регламенты.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 указанной статьи ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Требования градостроительного регламента носят обязательный характер и должны соблюдаться каждым субъектом, осуществляющим строительство.
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> принадлежащий Тарусовой О.В., в соответствии с Правилами землепользования и застройки станицы Ессентукской и поселка Горный муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края, утвержденными решением совета депутатов муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края от 14.11.2011 года № 552 входит в зону «Ж-1» Зона застройки индивидуальными жилыми домами, следовательно размещение четырехэтажного многоквартирного жилого дома в зоне застройки индивидуальными жилыми домами не допустимо. Таким образом Постановление № 233 издано с нарушением действующего законодательства.
5) Согласно части 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 указанной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Согласно части 2 статьи 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
- многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной ли нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Однако многоквартирный жилой дом, возведенный Тарусовой О.В., представляет собой многоквартирный дом с количеством этажей четыре.
Согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.98 года № 37, этажность жилого дома должна определяться по числу надземных этажей.
Согласно пункту 1.6. Приложения В (обязательное) СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003 при определении этажности здания учитываются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 метра.
Первым надземным считается этаж, пол которого находится не ниже уровня планировочной земли. Если отдельные части жилого дома имеют разное количество надземных этажей, его этажность определяется по наибольшему количеству этажей в здании.
Этаж мансардный – этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной или ломаной крыши, приложение Б (справочное) СНиП 31-01-2003, СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003).
В ГрК РФ понятие «количество этажей» используется как один из критериев, по которому устанавливается обязательность проведения государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства. При этом согласно нормативным техническим документам степень сложности строительных конструкций определяется, в том числе, геометрическими характеристиками зданий и сооружений.
В приложениях Б и В СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» даются названия этажей и правила определения этажности здания. При этом приложением «В» указанного СНиПа устанавливается, что при определении этажности здания учитываются только надземные этажи. В то же время при подсчете количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, технический, мансардный. Понятие «количество этажей» используется при установлении градостроительных регламентов, а также проведении государственной экспертизы.
С учетом изложенного в статье 49 ГрК РФ в качестве критерия при определении необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации используется понятие «количество этажей».
Также общая площадь многоквартирного жилого дома, возведенного Тарусовой О.В. согласно разрешению на строительство составляет 2047,2 квадратных метра.
Заявители указывают, что таким образом, разрешение на строительство выдано в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, из-за чего нарушены их права на благоприятную окружающую среду, так как заявители проживают в домах по адресам: <адрес>, расположенных в непосредственной близости от указанного земельного участка.
Обратившись в суд, заявители просят:
- признать незаконным постановление администрации Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края от 17.06.2013 года № 177 «Об изменении параметров разрешенного строительства многоквартирного жилого дома гражданки Тарусовой О.В.»;
- признать незаконным постановление администрации Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края от 02.11.2012 года
№ 233 «Об утверждении градостроительного плана»;
- признать незаконным разрешение на строительство № RU 26521304-433 от 2.11.2012 года;
- отменить регистрацию градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером 26:29:110218:107, подготовленного «Государственным бюджетным учреждением архитектуры и градостроительства Ставропольского края» Предгорный филиал.
В судебном заседании заявители Зайцев В.К. и Зайцев К.В. поддержали заявленные требования и просили суд удовлетворить их в полном объеме, добавив, что в домовладении <адрес> проживают они вместе с Зайцевой З.В., Зайцевым Р.В., но их права не нарушаются, так как указанный дом поделен пополам, и они проживают в другой половине дома. Возведением домовладения нарушаются только их права, так как их жилье обесценилось; дом построен на расстоянии 2-х метров от межи, которая проходит около их дома; в их сторону выходит 44 балкона; окна построенного дома выходят к ним во двор; половина их огорода находится в тени. У него 5-6 сортов виноградников, которые не успевают поспевать в связи с тем, что дом затеняет участок, и их огород находится в постоянной сырости. Их условия жизни ухудшились, им мешает возведенный дом. В деле имеется экспертное заключение, которое подтверждает, что расстояние между их хозяйственной постройкой, то есть гаражом, и многоквартирным домом – 2 метра, что является нарушением технического регламента. Ранее они обращались в суд с исковым заявлением о сносе указанного дома, но в данный момент дело приостановлено до вынесения решения по данному гражданскому делу. В целом его требования сводятся к сносу дома. По этим основаниям постановлением администрации Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края от 17.06.2013 года № 177 «Об изменении параметров разрешенного строительства многоквартирного жилого дома гражданки Тарусовой О.В.», а также постановлением администрации Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края от 02.11.2012 года № 233 «Об утверждении градостроительного плана» нарушаются их права. Разрешение на строительство № RU 26521304-433 от 2.11.2012 года они просят признать незаконным в связи с тем, что, когда строился дом, с ним никакого согласования не проводилось. Дом начал строиться ранней весной 2012 года. Он обращался к главе Ессентукского сельсовета, в прокуратуру Предгорного района просил, чтобы ему дали сведения о том, кто является собственником дома. На данный момент строительство дома продолжается. Он считает, что указанный дом возведен с нарушением всех градостроительных норм. Их вызывали на заседание, когда решался вопрос об изменении параметров разрешенного строительства многоквартирного жилого дома гражданки Тарусовой О.В., но они не пошли, так как на тот момент их иск находился в суде. У них имеются документы на хозяйственную постройку – гараж. Границы их земельного участка идут по границе гаража. Им мешает все здание возводимого дома – оно находится в 2-х метрах от границы их участка. СНиП запрещает просматриваемость окно в окно. Даже если Тарусова О.В. возведет забор, от него на участке будет тень, их права ничем не улучшатся. Публичные слушания были назначены на пятницу, а во вторник в суде было назначено слушание дела по их иску о сносе, поэтому они не явились на слушания. Гараж является сооружением вспомогательного использования и находится на их земельном участке. Ранее они согласовали этот вопрос с предыдущим собственником участка.
Представитель заявителей – Тарарушкин Р.В., действующий на основании заявления Зайцева В.К. и Зайцева К.В. от 18.07.2013 г., в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – администрации МО Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края – Михайлова Я.В., действующая на основании доверенности от 05.03.2013 г., в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что на основании ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования.
Пункт 4 гласит, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В связи с чем, статья 33 регламентирует порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, а именно основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных - изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и тройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и иные интересы граждан и их объединений.
Так, в администрацию 02.02.2012 поступило предложение от Делибалтова Геннадия Феохаровича о внесении изменений в «Правила землепользования и застройки ст. Ессентукской и пос. Горный МО Ессентукского сельсовета» в пункт 2 ст. 30 главы 7 «Ж-1» - зона застройки индивидуальными жилыми домами, добавить в «Основные виды разрешенного использования недвижимости» «многоквартирные жилые дома не выше 3 этажей», исключить из «Условно разрешенного вида пользования»: «многоквартирные жилые дома не выше 3 этажей».
Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного Кодекса. На основании вышеуказанного принято распоряжение администрации МО Ессентукский сельсовет № 18 от 03.02.2012 «О подготовке проекта изменений границы территориальной зоны в Правилах землепользования и застройки ст. Ессентукской и пос. Горный МО Ессентукский сельсовет», которое было опубликовано в общественной газете Искра в срок, установленный законодательством. Далее на комиссии слушался вопрос о предложении по внесению изменения в правила землепользования и застройки ст. Ессентукской и пос. Горный МО Ессентукский сельсовет и было решено направить заключение главе внести, в соответствии с поступившим предложением, изменения в правила землепользования и застройки для дальнейшего решения вопроса в соответствии с законодательством. 04.02.2012 комиссия по подготовке проекта изменений в правилах землепользования и застройки направила главе предложение по внесению изменения в правила землепользования и застройки ст. Ессентукской и пос. Горный МО Ессентукский сельсовет. После чего, глава МО издал постановление о проведении публичных слушаний в МО Ессентукский сельсовет «Об утверждении проекта изменений границы территориальной зоны в Правилах землепользования и застройки станицы Ессентукской и поселка Горный МО Ессентукский сельсовет» № 1 от 07.02.2012, согласно которого публичные слушания были назначены на 27.02.2012 в 10:00. Далее на заседании оргкомитета от 07.02.2012 № 1/12 было вынесено решение об избрании председателем организационного комитета по подготовке и проведению публичных слушаний Федорова О.А., являющегося заместителем председателя совета депутатов, и секретарем – Бузова О.О., являющегося специалистом МКУ «Ессентукское» и утверждении уведомления 01/12 от 07.02.2012 для опубликования публичных слушаний. 27.02.2012 г., в 10 часов 00 минут, были проведены публичные слушания, на которых принято решение внести изменения и дополнения в правила землепользования и застройки станицы Ессентукской и поселка Горный МО Ессентукский сельсовет.
Согласно итогового документа, в абзаце 3 (основные виды решенного использования недвижимости) части 2 ст. 30 добавлен пункт «многоквартирные жилые дома не выше 3 этажей». В абзаце 5 (Условно разрешенные виды использования) части 2 ст.30 исключить пункт «многоквартирные дома выше 3 этажей».
Конечным этапом было принятие советом депутатов МО Ессентукский сельсовет решения № 580 от 02.03.2012 «Об изменении границы территориальной зоны в Правилах землепользования и застройки МО Ессентукский сельсовет», которое было опубликовано согласно законодательства.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство любого объекта недвижимости должно производиться при наличии разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Тарусовой О.В. было выдано разрешение на строительство RU26521304 - 433 от 02.11.2012 года, в котором разрешено осуществить строительство многоквартирного трехэтажного жилого дома: общей пл. - 1745,7 кв.м., общая площадь здания - 2047,2 кв.м., строительный объем - 6370 куб.м. Данное разрешение выдано на законных основаниях в ответствии со ст. 51 Градостроительного Кодекса.
23.05.2013 министерство строительства и архитектуры СК направило акт проверки разрешения на строительство RU26521304 - 433 от 02.11.2012 года, в котором указывалось о нарушении в части отсутствия в пакете документов плана сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и указан фактический процент застройки 35,42%. Тарусовой О.В. было устранено данное нарушение в части отсутствия плана сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В администрацию Ессентукского сельсовета 31.05.2013 поступило заявление от гражданки Тарусовой О.В. с просьбой принять решение об изменении размеров разрешенного строительства объекта многоквартирного жилого дома на земельном участке площадью 1609 кв.м. по адресу: ст. Ессентукская, Этокская, 36.
В соответствии с ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
Данный регламент, предусмотрен в правилах землепользования и застройки ст. Ессентукской и пос. Горный МО Ессентукский сельсовет и изменения об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства вносятся только на публичных слушаниях голосованием комиссии.
Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 Градостроительного Кодекса.
Администрация соблюла процедуру по проведению публичных слушаний и опубликованию в газете «Искра» объявления и дополнительно отправила заказное письмо с уведомлением Истцам (соседи смежных участков), однако на публичные слушания, которые состоялись 14.06.2013 истцы не явились. По результатам проведения слушаний гражданке Тарусовой О.В. изменили параметры разрешенного строительства многоквартирного жилого дома (постановление № 177 от 17.06.2013) на основании ст. 40 Градостроительного Кодекса.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство или реконструкция любого объекта должны вестись при наличии разрешения на строительство собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных норм и правил. Данные нормы ответчиком соблюдены.
В силу п. 1 ст. 40 Земельного Кодекса РФ собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно- бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым значением земельного участка и его разрешенным Использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных и иных правил, нормативов.
Заявители указывают, что Тарусовой О.В. осуществлено строительство 4 этажа, однако постановление мирового судьи судебного участка № 1 Предгорного района от 24.12.2012 не подтверждает данного утверждения. Согласно постановлению мирового судьи судебного участка № 1 Предгорного района многоквартирный дом признан 3-х этажным, и соответствующим выданному разрешению на строительство.
На данный момент функции по контролю за строительством переданы в полномочия районной администрации. Она не может утверждать, что нарушены права заявителей, поскольку, согласно выданной документации администрацией не указано, что дом построен на расстоянии 2-х метров от межи, в акте ничего не отражено.
Представитель заинтересованного лица Тарусовой О.В. – Муханина Л.В., действующая на основании доверенности серии 26 АА 0528346, в судебном заседании, возражала против заявленных требований и просила суд отказать в их удовлетворении, пояснив, что Тарусова О.В. является собственником земельного участка площадью 1609 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: многоквартирные жилые дома не выше 3-х этажей. В 2012 году Тарусова О.В. обратилась в Ессентукский сельский совет с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома. В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ Тарусову О.В. обязали предоставить перечень документов, необходимых для выдачи разрешения. Тарусова О.В. собрала все необходимые документы, сделала проект, кадастровый паспорт, получила разрешение на строительство многоквартирного жилого дома, приступила к строительству дома. Четвертого этажа в доме нет – это чердак. Тарусова О.В. предоставила весь необходимый перечень документов, необходимых предоставить в администрацию для получения разрешения на строительство.
У них имеются документы, которыми можно подтвердить, что Тарусова О.В. предоставила весь необходимый перечень документов для получения разрешения на строительство многоквартирного жилого дома. Разрешение на строительство было выдано Тарусовой О.В. 02.11.2012 года. После получения разрешения на строительство Тарусова О.В. преступила к строительству. Заявитель Зайцев В.К. пояснил, что строительство началось ранней весной, возможной ранней весной велись работы по расчистке участка. Никаких споров с соседями у Тарусовой О.В. не возникало. На основании заявления Тарусовой О.В. было вынесено постановление «Об изменении параметров разрешенного строительства многоквартирного жилого дома». До разрешения на строительство был утвержден градостроительный план, так как градостроительный план является одним из пунктов для предоставления разрешения. Дом построен по тем параметрам, которые были указаны в разрешении, не стал больше. Возможно произошла ошибка при расчете процента застройки. Дом построен по проекту, градостроительным регламентом ст. Ессентукской установлен максимальный процент застройки в границах земельного участка – 40%. Сейчас процент застройки – 38 %, по градостроительному плану – 35%, а сейчас 38 % застройки, в связи с чем Тарусова О.В. обратилась с заявление об изменении параметров разрешенного строительства объекта многоквартирного жилого дома. Тарусову О.В. обязали предоставить перечень документов, так же было разъяснено, что проводятся публичные слушания, было размещено объявление в газете «Искра», в тот день 14.06.2013 года, когда проводились публичные слушания Зайцев В.К. и Зайцев К.В. не явились, хотя были надлежаще уведомлены. От имени Тарусовой О.В. была она, представители администрации показали уведомления, что Зайцевы уведомлены, хотя они имели право высказать свое мнение «за» или «против», данной возможностью они не воспользовались, в связи с этим по итогам публичных слушаний было вынесено постановление об изменении параметров разрешенного строительства многоквартирного жилого дома. На данный момент процент готовности многоквартирного жилого дома примерно 90 %. В случае удовлетворения требований права Тарусовой О.В. будут нарушены. Будут нарушено наше право распоряжаться, владеть, пользоваться собственностью, в том числе и на земельный участок, на его использование, более того кто будет возмещать материальные затраты, это не самовольное строительство, имеется вся разрешительная документация. При строительстве дома имеются отступления, по которым может проехать пожарная машина. Если заявители отмежевались раньше и граница уже была установлена, тогда межевание не проводилось, потому, что граница уже установлена, согласование со смежниками проходит, когда на кадастровом учете границы не установлены. У них было два участка, потом они их объединяли. Тарусова О.В. обращалась с заявлением об изменении параметров разрешенного строительства, когда узнала об этой необходимости. Дом строили в соответствии с проектом.
Заинтересованное лицо – Тарусова О.В., в судебное заседание не явилась, уполномочив Муханину Л.В., представлять свои интересы.
С учетом мнения участвующих лиц, суд считает возможным, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные доказательства с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности для разрешения искового заявления, оценив доказательства всесторонне, полно и объективно, суд приходит к выводу, что заявление Зайцева В.К. и Зайцева К.В. подлежит оставлению без рассмотрения.
Статья 46 Конституции России гарантирует судебную защиту его прав и свобод.
Согласно ст. 2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В соответствии с ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов
Статьей 34 ГПК РФ предусмотрено, что лицами, участвующими в деле, являются заявители и другие заинтересованные лица по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Согласно ст.245 ГПК РФ к делам, возникающим из публичных правоотношений, относятся дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч.1 ст.246 ГПК РФ, дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23 - 26.2 ГПК РФ и другими федеральными законами.
Изучением заявления, а также представленных материалов, суд приходит к выводу, что требования заявителей фактически направлены на возникновение, изменение и прекращение существующих прав на спорный объект – многоэтажный дом, расположенный по адресу: <адрес>
По смыслу ст.ст. 245, 247 ГПК РФ, суд рассматривает дела по заявлениям об оспаривании действий (бездействий), решения органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в том случае, когда в них отсутствует спор о праве.
Из положения ч.3 ст. 247 ГПК РФ следует, что в случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований статей 131 и 132 ГПК РФ.
Учитывая, что гражданским законодательством не предусмотрен порядок оставления заявления без рассмотрения в случае принятия его к производству, суд считает возможным, в силу ч.4 ст.1 ГПК РФ, применить сходную норму, предусмотренную ч.3 ст.247 ГПК РФ, и оставить заявление Зайцева К.В. и Зайцева В.К. без рассмотрения, разъяснив заявителям право разрешить спор в порядке искового производства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 224, 225, 247 ГПК РФ, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 131 ░ 132 ░░░ ░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░