Дело № 2-4899/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2011 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Крюковой Н.Н.,
при секретаре Хуторской Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваленко Н.А. к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю об оспаривании приказа о наложении дисциплинарного взыскания,
УСТАНОВИЛ:
Коваленко Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Управление Роспотребнадзора) по Красноярскому краю об оспаривании приказа о наложении дисциплинарного взыскания №-к от ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования мотивировала тем, что является государственным служащим, указанным приказом на нее наложено взыскание в виде замечания за не предоставление в полном объеме сведений о получаемых доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе, являющимся объектом налогообложения. В частности, в представленной ей в налоговый орган декларации о доходах за 2009 год она не указала доходы от реализации транспортного средства <данные изъяты>, находившийся в ее собственности с 2005 года, т.е. более 3-х лет. Поскольку данное транспортное средство с учетом периода владения, не является объектом налогообложения, обязанности по включению в декларацию данных сведений она не несет. Кроме того, данную декларацию она подала в апреле 2010 года, в связи с чем на момент вынесения приказа от ДД.ММ.ГГГГ истек 6-месячный срок привлечения ее к дисциплинарной ответственности. Просила признать данный приказ незаконным, а также взыскать с ответчика премию в сумме 17 436 рублей 20 копеек, недоплаченную ей на 2 квартал 2011 года в связи с вынесением данного приказа.
В судебном заседании истец Коваленко Н.А. заявленные требования поддержала в части оспаривания приказа о дисциплинарном взыскании. Пояснила, что при заполнении налоговой декларации за 2009 год руководствовалась действующим налоговым законодательством, дополнительных инструкций в отношении включения в данный документ той или иной информации от работодателя не поступало. От требований о взыскании суммы премиального вознаграждения отказалась в связи с их добровольным удовлетворением ответчиком. Данный отказ принят судом, о чем вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Лузина Н.Н. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) против иска возражала, пояснила, что Коваленко Н.А. обоснованно привлечена к дисциплинарной ответственности за не предоставление сведений о доходах в полном объеме. Данный факт обнаружился в ходе проведения Прокуратурой Красноярского края проверки, по результатам которой ответчику было вынесено предписание о привлечении ряда работников к дисциплинарной ответственности. В связи с вынесением приказ от ДД.ММ.ГГГГ истец была лишена премии за 2 квартал 2011 года, однако на основании приказа ДД.ММ.ГГГГ работодателем указанное взыскание было снято досрочно, а удержанная премия выплачена Коваленко Н.А. Полагала, что срок давности привлечения истца к дисциплинарной ответственности не пропущен, поскольку, с учетом возможности у госслужащего внести уточненные сведения о своих доходах, совершенный Коваленко Н.А. проступок носит длящийся характер. Срок привлечения к ответственности в данном случае начинает течь с момента получения предписания прокурора края.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 192 ТК РФ, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.
Согласно ст. 193 ТК РФ, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе.
В соответствии со ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Статьей 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).
Данные сведения гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи (ст.20 Федерального закона).
Пунктом «а» ст. 5 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" предусмотрено, что данная обязанность включает в себя предоставление сведений о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
В силу ч. 6 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О противодействии коррупции" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Данное положение нашло также свое отражение в ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", согласно которой проверка достоверности и полноты указанных сведений осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 15 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 559).
Как установлено судом, Коваленко А.А. является государственным служащим, состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает в должности специалиста-эксперта Отдела надзора за условиями труда Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, что следует из приказов о приеме и переводе на работу от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также сведениями из трудовой книжки истца.
Данная должность, входит в Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Указом Президента РФ № 557 от 18.05.2009 года, поскольку исполнение обязанностей в данной должности, входящей в систему Федеральной Службы Роспотребнадзора предусматривает осуществление контрольных и надзорных мероприятий.
ДД.ММ.ГГГГ истец заполнила, а затем подала в налоговый орган справку о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего.
По представлению Прокуратуры Красноярского края Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю проведена служебная проверка, в ходе которой установлено, что государственным служащим, специалистом-экспертом отдела юридического обеспечения Коваленко Н. А., не выполнена обязанность о представлении достоверных и полных сведений о полученных в отчетном периоде доходах. В представленных за 2009 год сведениях о доходах Коваленко Н. А. не указала, что получила в 2009 году доход от продажи принадлежащего ей автомобиля «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца вынесен приказ о наложении дисциплинарного взыскания за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, связанных с представлением представителю нанимателя достоверных и полных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в нарушение требований Федеральных законов от 25.12.2008 года № 27З-ФЗ «О противодействии коррупции», от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» применить к Коваленко Н.А. - специалисту-эксперту отдела юридического обеспечения Управления, дисциплинарное взыскание, предусмотренное п.п. 1 п. 1 ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» - в виде замечания.
Оценивая представленные в материалах дела доказательства суд принимает во внимание, что истец, как государственный служащий, несет обязанность по предоставлению в установленный срок до 30 апреля года, следующего за отчетным, сведения доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера путем подачи соответствующей справки в налоговый орган.
Справка должна содержать перечень сведений, подлежащий учету в государственной налоговой службе, в целях своевременного и полного взыскания налогов с гражданина, регистрации в учетной налоговой системе его имущественного и материального положения, а также служит первичным документом, которым определяет финансовую состоятельность гражданского служащего и служит отправной точкой при проверке в необходимых случаях законности роста его благосостояния.
В данной справке истцом должны быть перечислены виды денежных доходов, являющихся объектом налогообложения, и недвижимое имущество, находящееся в собственности (или пользовании) гражданского служащего, включая приватизированные земельные участки, гаражи, квартиры, дома и т.п. При этом должна быть сделана ссылка на основание к приобретению указанного в декларации имущества (свидетельство о права собственности, доверенность, договор займа и т.д.) с указанием денежной стоимости имущества.
В силу ст. 208 НК РФ, к доходам от источников в Российской Федерации относятся: вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации, а также иные доходы, перечисленные в данной норме права.
Согласно ст. 209 НК РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1)от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 217 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что в обязанности государственного служащего РФ входит ежегодное предоставление сведений о доходах, являющихся объектом налогообложения. Характер данных доходов должен иметь прибыльный характер, источники данной прибыли должны быть законными.
Вместе с тем, из доводов истца следует, что принадлежащее ей транспортное средство <данные изъяты> находилось в ее собственности свыше 3-х лет, что ответчиком не оспаривается, доказательств обратного последним не представлено. Данное обстоятельство свидетельствует, что денежные средства, вырученные от его реализации, не являются объектом налогообложения, данный доход носит не прибыльный, а компенсационный характер, следовательно, не подлежат включению в справку о доходах Коваленко Н.А.
На данном основании суд полагает, что приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ о применении к Коваленко Н.А. дисциплинарного взыскания в виде замечания за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, связанных с представлением представителю нанимателя достоверных и полных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера носит незаконный характер, в связи с чем подлежит отмене.
Кроме того, Коваленко Н.А. была привлечена к дисциплинарной ответственности с нарушением срока, предусмотренного статьей 193 ТК РФ, а также ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», регламентирующих, что дисциплинарное взыскание применяется не позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.
Декларация о доходах, со слов Коваленко Н.А., подана последней в апреле 2010 года, следовательно, срок ее привлечения к ответственности ограничен октябрем 2010 года. Ссылка стороны ответчика на то, что данный проступок носит длящийся характер суд полагает необоснованным, поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность кадровая службы государственного органа организовать проверку достоверности представляемых гражданином сведений о доходах и имуществе (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"), в том числе непосредственно после их подачи.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Коваленко Н.А. к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю об оспаривании приказа о наложении дисциплинарного взыскания удовлетворить.
Признать незаконным и отменить приказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю №-к от ДД.ММ.ГГГГ о наложении дисциплинарного взыскания на Коваленко Н.А.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом мотивированной части решения.
Председательствующий НН. Крюкова