Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1560/2017 ~ М-1495/2017 от 17.08.2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                              «18» сентября 2017 года

Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Гараевой Р.Р.,

при секретаре Иванове А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1560/17 по административному исковому заявлению Калмыкова Сергея Николаевича к Департаменту градостроительства г.о. Самары о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

у с т а н о в и л:

    Калмыков Сергей Николаевич обратился в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самары о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в котором первоначально просил признать незаконным Распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-1625 от 28.06.2017 г. «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н., общей площадью <...> кв.м.». Обязать Департамент градостроительства
г.о. Самара возобновить рассмотрение заявления Калмыкова С.Н. о согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

    В обосновании административных исковых требований указано, что Калмыков С.Н. обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, общей площадью <...> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н. Департамент градостроительства г.о. Самара своим распоряжением № РД- 1625 от 28.06.2017 г. отказал в представительном согласовании предоставления указанного испрашиваемого земельного участка, сославшись на то, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ. Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, спорный объект находится в границах элемента планировочной структуры, застроенного малоэтажными жилыми домами (Ж-2). Данный отказ в предоставлении земельного участка нарушает права и законные интересы Калмыкова С.Н., поскольку испрашиваемый земельный участок сформирован, и огорожен забором, его границы определены и согласованы с соседними землепользователями, он находящийся в пределах границ муниципального района свободен от прав третьих лиц, и используется Калмыковым С.Н. Согласно сведений технической инвентаризации, наземных (надземных) объектов капитального строительства, строений, сооружений в границах испрашиваемого земельного участка не зафиксировано. Согласно карте правового зонирования испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 - зона малоэтажной застройки индивидуальными домами. В Департаменте градостроительства г.о. Самара документации по разработке и утверждению элементов планировочной структуры, занимаемой многоквартирными домами, в границах которой испрашивается спорный земельный участок, не имеется. При издании оспариваемого распоряжения, департамент руководствовался только ИСОГД – информационной системой обеспечения градостроительной деятельности. Нормами Градостроительного кодекса РФ установлен порядок разработки и утверждения документации по планировке
территории, к разновидностям которой относятся элементы планировочной структуры.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Министерства финансов РФ от 05.11.2015 г. № 171н «Об утверждении перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и правил сокращенного наименования адрес образующих элементов», изданным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 г. № 1221, утвержден Перечень элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, в котором такой элемент планировочной структуры, как застроенный многоквартирными домами – отсутствует. Согласно ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
В случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории осуществляется в соответствии с системой координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости. Статьями 41.1.- 43 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен порядок разработки и утверждения документации по планировке территории, для чего, проводятся инженерные изыскания, составляется проект планировки территории, состоящей из основной части и материалов по образованию проекта, разрабатывается проект межевания территории. Приказом Министерства экономического развития РФ от 07.12.2016 г. № 793, утверждены требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с п. 2 которых требования к цифровому описанию атрибутивной информации векторной модели данных и отображению условными обозначениями объектов на картах, входящих в состав документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Уточнение местоположения планируемых к размещению объектов осуществляется на этапах реализации документов территориального планирования посредством подготовки градостроительной и землеустроительной документации. Документация по планировке территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок не разрабатывалась и не утверждалась. Таким образом, расположение испрашиваемого земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами, не соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела. Сложившаяся ситуация не освобождает органы муниципальной власти, занимающихся градостроительной деятельностью, от обязанности разработать и утвердить документы по планировке территории в соответствии с номами Градостроительного кодекса РФ. Учитывая изложенное, Калмыков С.Н. полагает, что оспариваемое распоряжение департамента не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и интересы Калмыкова С.Н. поскольку препятствует ему в реализации прав на предоставление земельного участка в собственность.

В ходе рассмотрения дела в соответствии со ст. 41 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация г.о. Самара.

В судебном заседании представитель административного истца Калмыкова С.Н. - Мавзутов Р.Р., действующий на основании доверенности, административный иск поддержал по доводам изложенным в административном иске, дополнил, что вопрос о формировании земельного участка поставлен в зависимость от органа местного самоуправления и приводит к тому, что участок не формируется ни как объект гражданских прав, ни как объектов налогообложения. Закон допускает возможность утверждения схемы расположения в случае, если для соответствующей территории не утвержден проект межевания. Данное действие не послужит препятствием для утверждения проекта межевания территории, в ходе которого учитываются ранее сформированные участки. Элементы планировочной структуры устанавливаются в генеральных планах поселений, являясь в дальнейшем основанием для разработки проекта планировки, закрепляя уже сложившиеся в существующей застройке элементы планировочной структуры, но не образую их вновь.

Представитель административного ответчика Департамента градостроительства
г.о. Самара – Баранова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, представила письменные объявления на административное исковое заявление, дала пояснения аналогичные пояснениям, указанным в письменных объяснениях на административное исковое заявление.

Представители заинтересованных лиц – Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара, филиала Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, в судебное заседание не явились по неизвестным причинам. О дне слушания извещались надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса. Статьей 39.28 ЗК РФ.

Постановлением Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 г. № 1 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент градостроительства городского округа Самара наделен полномочиями по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что Колмыков Сергей Николаевич обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена - общей площадью <...> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н.

В силу положений подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса
Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в
предварительном согласовании предоставления земельного участка если схема
расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном
согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по
основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.

Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 28.06.2017 г.
№ РД-1625 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена» отказано в представительном согласовании предоставления указанного испрашиваемого земельного участка, со ссылкой на то, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

Основанием для принятия административным ответчиком оспариваемого
распоряжения от 28.06.2017 г. № РД-1625 послужил тот факт, что испрашиваемый
земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры,
застроенного многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование
земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию,
изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов
недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране
земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование
земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию,
изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов
недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране
земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным
кодексом РФ, другими федеральными законами.

Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ установлено что, основанием
для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является в том
числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением
предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым
земельным участкам.

Согласно сведениям, содержащимся в Информационной системе обеспечения
градостроительной деятельности г.о. Самара, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, участок б/н, находится в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2) по Карте правового зонирования действующих
Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 г. № 61.

Использование объектов недвижимости в указанной зоне возможно в соответствии с градостроительными регламентами указанной зоны, установленными в статье 30 данных Правил.

Из представленных документов, следует, что испрашиваемый Калмыковым С.Н. земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными жилыми домами.

Пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ.

Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

Положения статей 41, 42, 43 Градостроительного кодекса РФ, пункта 2 раздела
3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 150 устанавливают, что элементы планировочной структуры устанавливаются в генеральных планах городских и сельских поселений,
являясь в дальнейшем основанием для разработки проекта планировки и проектов межевания территории, закрепляя уже сложившиеся в существующей застройке элементы планировочной структуры.

Согласно положений Градостроительного кодекса РФ, элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы.

В рассматриваемом случае границы квартала определены улицами <адрес>

В целях обеспечения устойчивого развития территорий и предотвращения «точечной застройки» введены вышеуказанные положения.

Исходя из вышеизложенного, в границах кварталов и микрорайонов, застроенных
многоквартирными домами, образование земельных участков осуществляется
исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в
том числе в иных целях, не связанных с реализацией прав собственников
помещений в многоквартирном доме.

При подготовке проекта межевания территории определение местоположения
границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в
соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных
участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с
федеральными законами, техническими регламентами.

    В соответствии с п. 1 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ и пункта 3.2.2 Инструкции о порядке разработки, согласования экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 150, допускается подготовка проекта межевания на часть территории квартала, микрорайона (в границах установленных красных линий).

Инструкцией о порядке разработки, согласования экспертизы и утверждения
градостроительной документации предусмотрено также, что проект планировки
разрабатывается в соответствии с установленными в генеральных планах
городских и сельских поселений элементами планировочной структуры и
градостроительными регламентами правил землепользования и застройки (пункт 2
раздела 3.2.1 Инструкции).

Таким образом, элементы планировочной структуры устанавливаются в
генеральных планах городских и сельских поселений, являясь в дальнейшем
основанием для разработки проекта планировки, закрепляя уже сложившиеся в
существующей застройке планировочной структуры, но не образуя их вновь.

Как следует из положений частей 1,2 статьи 43, части 1 статьи 46.l
Градостроительного кодекса РФ, подготовка проектов межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков на застроенных и подлежащих застройке территориях, расположенных в границах элементов планировочной структуры. Таким элементом является квартал или микрорайон,
в границах которого осуществляется развитие застроенных территорий.

Судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что испрашиваемый Калмыковым С.Н. земельный участок входит в границы элемента
планировочной структуры (квартала), застроенного многоквартирными жилыми
домами (территориальная зона Ж-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 г. № 61, что подтверждается представленной в материалы дела выкопировкой из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, представляющей собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

Учитывая изложенное, образование данного земельного участка возможно
только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Перечень элементов планировочной структуры утвержден Приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 05.11.2015 г. N 171 н (далее -
Перечень) и включает следующие элементы планировочной структуры: вал, зона
(массив), квартал, месторождение, микрорайон, набережная, остров, парк, порт,
район, сад, сквер, территория, территория садоводческих некоммерческих
товариществ, территория огороднических некоммерческих товариществ, территория дачных некоммерческих товариществ, территория садоводческих потребительских кооперативов, территория огороднических потребительских кооперативов, территория дачных потребительских кооперативов, территория садоводческих некоммерческих партнерств, территория огороднических некоммерческих партнерств, территория дачных некоммерческих партнерств, территория товариществ собственников недвижимости, юрты.

При этом, здания и земельные участки, согласно указанному Перечню,
являются элементами объектов адресации.

Зона малоэтажных индивидуальных жилых домов, как самостоятельный
элемент планировочной структуры, в указанном Перечне не поименована.

Таким образом, элементом планировочной структуры в рассматриваемом
случае является квартал, застроенный многоквартирными жилыми домами. Поскольку в границах кварталов и микрорайонов, застроены многоквартирными домами, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, утверждение схемы расположения спорного земельного участка приведет к нарушению требований статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение департамента об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена является законным и обоснованным.

В материалы дела административным истцом не представлены доказательства
того, что оспариваемое распоряжение административного ответчика является
незаконным и нарушает права и законные интересы административного истца.

Учитывая изложенных обстоятельства в их совокупности, суд оснований для удовлетворения административного иска не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    В удовлетворении административных исковых требований Калмыкова Сергея Николаевича к Департаменту градостроительства г.о. Самары о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    Мотивированное решение изготовлено 25.09.2017 года.

Судья          Р.Р. Гараева

2а-1560/2017 ~ М-1495/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Калмыков С.Н.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Другие
Мавзутов Р.Р.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Баранова Е.В.
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Администрация г.о. Самара
Филиал ФГБУ "Федеральная кадатсровая палата Федеральнйо службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области"
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Гараева Р. Р.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
17.08.2017Регистрация административного искового заявления
18.08.2017Передача материалов судье
18.08.2017Решение вопроса о принятии к производству
18.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2017Подготовка дела (собеседование)
13.09.2017Подготовка дела (собеседование)
13.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2017Судебное заседание
25.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2017Дело оформлено
29.12.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее