Дело № 2-642/2020
18RS0023-01-2020-000376-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2020 года г. Сарапул
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Евлевских С.В.,
при секретаре Ивановой Е.С.,
с участием представителя истца Дедюхина А.В., представителя ответчика АО «Энергосбыт Плюс» - Торосян М.П., действующей на основании доверенности от 29.01.2020г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арефьева <данные изъяты> к АО «Энергосбыт Плюс» о признании незаконным приостановление услуги электроснабжения, восстановлении электроснабжения и компенсации морального вреда, реальных убытков,
установил:
Арефьев К.С. обратился в суд с иском к АО «Энергосбыт Плюс» о признании незаконным приостановление услуги электроснабжения, восстановлении электроснабжения и компенсации морального вреда, реальных убытков.
Свои требования мотивирует следующим.
Он является собственником однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: УР, <адрес>, начиная с октября 2016 года. На лестничной клетке установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии СО-И446 №823926. С октября 2016 года по апрель2018 года расчет платы за электроэнергию производился исходя из показаний прибора учета, с мая 2018 по июль 2019 года (до даты введения ограничения электроэнергии) исходя из установленного в Удмуртской Республике норматива. С таким расчетом он согласен не был, поэтому электроэнергию не оплачивал. Он обратился в АО «ЭнергосбыТ Плюс» с заявлением о несогласии с представленными расчетами и предоставлением информации о расчетах за весь период времени начиная с октября 2016 года. В ответ на его запрос АО «ЭнергосбыТ Плюс» предоставило информацию о том, что индивидуальный прибор учета СО- И446 №823926 имеет класс точности 2,5 и в соответствии с п. 138 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утв. Постановлением Правительства от 04.05.2012 г. №442 для учета электроэнергии гражданами подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше (1,0; 0,5; 0,2).
О том, что прибор учета является непригодным к коммерческим расчетам он узнал только из ответа на своё обращение. В настоящее время паспорт на электросчетчик СО- И446 №823926 потерян и предыдущим владельцем он ему не передавался. О том, что счетчик не пригоден к коммерческим расчетам ему информация при продаже квартиры предыдущим собственником не сообщалась.
В соответствии с действующим законодательством, в случае непригодности прибора для коммерческих расчетов исполнитель коммунальной услуги составляет Акт о его непригодности, с указанием причины, по которой прибор учета признан непригодным, а также дает предписание (рекомендацию) о замене прибора учета.
В соответствии с действующим законодательством, забота о соответствии прибора учета обязательным техническим и метрологическим требованиям лежит на собственнике прибора. Вместе с тем, он не имел какой-либо возможности узнать о том, что прибор учета является непригодным к коммерческому учету, поскольку он является потребителем, то есть не специалистом в данном вопросе. АО «ЭнергосбыТ Плюс» Акт о непригодности прибора не составляло, ему он не вручался. Впоследствии ему стали начислять электроэнергию с мая 2018 года по нормативу, который выше его среднемесячного потребления в несколько раз.
В связи с этим он считает, что прибор учета должен быть признан непригодным с момента уведомления его об этом, то есть с момента направления ответа на его запрос с 19 декабря 2019 года
В связи с неполной оплатой электроэнергии, согласно сведений из ответа АО «ЭнергосбыТ Плюс» на основании п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства №354 от 06.05.2011 г. ему была прекращена подача электроэнергии 18.07.2019 года.
Согласно Главы XI. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства №354 от 06.05.2011г. приоритетным является ограничение предоставление коммунальных услуг, а не их приостановление, которое является крайней мерой. Закон установил обязательный порядок - сначала введение более мягкой санкции (ограничение коммунальной услуги), а только затем более жесткой приостановление коммунальной услуги). Введение приостановления без введения ограничения возможно только при отсутствии технической возможности.
Вместе с тем техническая возможность введения ограничения у АО «ЭнергосбыТ Плюс» была и имеется в настоящее время. Ответчик мог ограничить потребление электроэнергии двумя способами: ввести ограничение мощности - установить-гель мощности, например, ограничитель мощности ОМ-110 однофазный (например ОМ-110 АС230В УХЛЗ, НОВАТЭК), либо - суточный таймер для подачи электроснабжения по установленному АО «ЭнергосбыТ Плюс» графику, для этого может быть использован например Реле времени DigiTOP РВ-2с, позволяющее установить время включения и отключения потребителя.
Считает, что АО «ЭнергосбыТ Плюс» пренебрегает порядком введения ограничения в целях упрощения процедуры отключения от коммунальных ресурсов и одновременно более жесткого давления на должников в независимости от нарушения закона и наступления неблагоприятных последствий для абонентов.
В связи с невозможностью устройства на работу по специальности (юрист, юрисконсульт) он был вынужден работать дома. Получать пособие по безработице он также не может, поскольку ГКУ УР «Центр занятости населения <адрес>» не ставит его на учет в качестве безработного. Его доходы составляют гораздо меньше прожиточного минимума и их не хватает для оплаты электроэнергии. Из-за того, что ДД.ММ.ГГГГ в нарушение установленного законом порядка по введению ограничения он был отключен от электроэнергии фактически он был лишен единственного заработка и как таковые средства у него отсутствуют. В настоящее время он существует на средства своих друзей, в течение более 6 месяцев он возможности самостоятельного заработка лишен. Кроме того, он вынужден проводить весь световой день вне помещений своей квартиры, чем нарушается его право на проживание в благоприятных условиях.
Просит признать введение приостановления коммунальной услуги электроснабжение незаконной и обязать ответчика восстановить подачу электрической энергии в течение 3 дней с момента вынесения решения суда; компенсировать причиненный ему моральный вред, который он оценивает в 500 000 (Пятьсот) тысяч рублей (так как электрической энергии не было в новогодние праздники); компенсировать реальные убытки из расчета минимального размера оплаты труда за 6 месяцев (поскольку он был лишен возможности заниматься профессиональной деятельностью (частной юридической практикой).
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ООО «Домовой», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Представитель истца ФИО1 - ФИО7, исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что истец в настоящее время продал квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика АО «Энергосбыт Плюс», Торосян М.П., действующая на основании доверенности, исковые требования не признает; представила письменный отзыв на исковое заявление, суть которого сводится к следующему.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 (далее Правила 354), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, в том числе и обстоятельства, наступление которых влечет прекращение, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг.
Согласно п. 2 Правил 354, под исполнителем услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с подп. "д" п. 32 Правил 354, предусмотрено право исполнителя приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном данными Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов.
В соответствии с Правила 354, только у исполнителя соответствующей коммунальной услуги возникает право приостановления данной услуги по мотивам наличия у потребителя задолженности по оплате электрической энергии.
Согласно п. 14, 15, 16 и п. 17 Правил 354 предусмотрены случаи, при которой ресурсоснабжающая организация (далее РСО) может являться исполнителем соответствующей коммунальной услуги. В этой связи в указанный период РСО становится исполнителем коммунальной услуги и в силу подпункта «г» пункта 31 Правил 354 за такой РСО закрепляется обязанность производить расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу, т.е. РСО предоставляет и производит начисление за соответствующий ресурс.
В отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес>44, расчет размера платы за потребленную электрическую энергию собственникам и пользователям помещений в МКД производит ресурсоснабжающая организация АО «ЭнергосбыТ Плюс».
Договор энергоснабжения с собственником данного жилого помещения в письменном виде отсутствует. Договор энергоснабжения заключен на основании конклюдентных действий со стороны потребителя (действия, свидетельствующие о намерении потреблять коммунальные услуги или фактическое потребление таких услуг). При этом согласно п.7 Правил 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.
Расчет размера платы электрической энергии, потребляемой по адресу: <адрес>44, с 01.05.2018г. производится по нормативу, в связи с тем, что прибор учета СО- И446 № 823926 не пригоден к коммерческим расчетам, т.к. имеет класс точности 2,5. Согласно производственно-практического пособия «Схемы включения счетчиков электроэнергии» В.А. Рощина - электросчетчик СО-И446, номинального напряжения - 220В, счетный механизм 5 значный, класс точности - 2,5, межповерочный интервал - 16 лет. На основании п.138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.
Согласно п. 80, 81 Правил № 354 Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения.
При этом, действующее законодательство не предусматривает необходимость уведомления потребителя о выходе из строя индивидуального прибора учета. Вместе с тем, для удобства потребителей была произведена рассылка уведомлений о несоответствии приборов учета действующим техническим требованиям и о порядке расчетов за потребленную электроэнергию.
Таким образом, отсутствие подтверждения направления уведомления потребителю (кроме почтового реестра) не является нарушением прав и законных интересов Истца.
По состоянию на 20.05.2019г. по адресу: <адрес>44, образовалась задолженность за потребленную электрическую энергию в размере 14115,16 рублей с глубиной более 2-х месяцев.
Исходя из п. 118 Правил 354, под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги, являющейся основанием для ее отключения, понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги.
Пунктом 119 Правил № 354 установлен порядок ограничения/приостановления предоставления коммунальной услуги после письменного предупреждения.
В целях исполнения установленного в п.119 Правил 354 порядка введения ограничения режима потребления коммунального ресурса - электроснабжения, АО «Энергосбыт Плюс» направило Истцу предупреждение (уведомление) о приостановлении подачи электроэнергии за неоплату, которое было получено лично 17.06.2019г.
Как верно указал Истец, Управляющей компанией в данном МКД является ООО «Домовой».
В связи с чем, между АО «Энергосбыт Плюс» и ООО «Домовой» заключен договор №5 от 28.06.2019 г. на оказание услуг по приостановлению подачи электроэнергии гражданам-потребителям (копию договора прилагаем). На основании указанного договора 18.07.2019 года, по заявке Ответчика была осуществлено приостановление подачи электроэнергии по адресу: <адрес>44.
Доводы Истца о наличии технической возможности произвести ограничение считает необоснованными и ошибочными, как и утверждение о необходимости получить сведения об отсутствии технической возможности произвести ограничение именно от управляющей компании.
Правилами 354 не предусмотрены критерии наличия (отсутствия) технической возможности произвести ограничение, также не предусмотрен порядок согласования и получения информации о наличии (отсутствии) технической возможности произвести ограничение.
Согласно информации территориальной сетевой организации - ООО «Электрические сети Удмуртии» - по адресу Истца техническая возможность ввести ограничение отсутствует.
Иной информации, опровергающей данные сведения, Истцом не представлено.
Согласно п.120 Правил 354 Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.
На сегодняшний день задолженность Истца не погашена, соответственно, отсутствуют основания для возобновления режима потребления электроэнергии.
Просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Требования Арефьева К.С. о признании приостановления коммунальной услуги электроснабжение незаконной и обязании ответчика восстановить подачу электроэнергии основаны на том, что прибор учета электроэнергии должен быть признан непригодным с момента уведомления его об этом ответчиком с 19.12.2019 г.; ответчиком в нарушение установленного законом порядка, без первоначального введения ограничения коммунальной услуги введено приостановление подачи электрической энергии.
В силу ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно пункту 3 ст. 541 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.
В соответствии с пунктом 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила №).
Согласно п.80 Правил № установлено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
В силу п. 114 Правил №, при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.
При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.
В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.
Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктами 117,118 Правил № 354 установлено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае: а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.
Таким образом, поскольку только наличие задолженности по оплате электроэнергии в определенном Правилами №354 размере на дату отключения данного коммунального ресурса по текущим платежам предоставляет исполнителю право на совершение действий по приостановлению подачи соответствующей коммунальной услуги, то решение вопроса о законности действий исполнителя не может быть решено без установления данного размера на спорную дату.
Судом установлено, что в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес>44, расчет размера платы за потребленную электрическую энергию собственникам и пользователям помещений в МКД производит ресурсоснабжающая организация АО «ЭнергосбыТ Плюс».
В судебном заседании установлено, что Арефьев К.С. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Согласно Выписке из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 18.12.2019г. № 99/2019/303563075 следует, что право собственности Арефьева К.С. на квартиру зарегистрировано в ЕГРН 18.08.2016 г., номер государственной регистрации права: 18-18/010-18/010/005/2016-2182/2 (л.д.32).
Договор энергоснабжения с собственником данного жилого помещения в письменном виде отсутствует. Договор энергоснабжения заключен на основании конклюдентных действий со стороны потребителя (действия, свидетельствующие о намерении потреблять коммунальные услуги или фактическое потребление таких услуг). При этом согласно п.7 Правил 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.
Судом достоверно установлено, что учет потребленной электроэнергии в квартире Арефьева К.С. осуществлял ИПУ СО-И446М №823926, класс точности 2,5, год выпуска 1989.
Далее, судом установлено, что ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» направило в адрес Арефьева К.С. предупреждение (уведомление) о наличии задолженности по состоянию на 20.05.2019 года в размере 14115,16 руб., превышающую сумму 2 месячных размеров платы за электрическую энергию, исчисленных исходя из норматива потребления электрической энергии. Предложив в течение 20 дней со дня доставки данного предупреждения оплатить образовавшуюся задолженность. В случае неоплаты образовавшейся задолженности в установленный срок, Арефьев К.С. был предупрежден о приостановлении подачи электроэнергии с 18.07.2019 г., в связи с отсутствием технической возможности ограничения подачи электроэнергии. Указанное предупреждение (уведомление) получено Арефьевым К.С. лично 17.06.2019 г., о чем свидетельствует его подпись (л.д.25).
Согласно Акту о приостановлении подачи электрической энергии потребителям-физическим лицам от 18.07.2019г., составленному электромонтером Толстиковым И.С., следует, что по заявке № Е от 15.07.2019г. в присутствии потребителя Арефьева К.С., произведено приостановление подачи электрической энергии по адресу: <адрес>44, лицевой счет 86140044, абонента Арефьева К.С. Приостановление подачи электрической энергии произведено путем отключения прибора учета от сети (л.д.33).
Согласно заявлению Арефьева К.С. от 16.12.2019г., направленному в адрес Сарапульского отделения Удмуртского филиала ОАО «Энергосбыт Плюс», следует, что Арефьев К.С. не согласен с отключением подачи электроснабжения в квартире (л.д.31).
Согласно ответу Сарапульского отделения Удмуртского филиала АО «Энергосбыт Плюс» от 19.12.2019г. № 71406-03-19749 на заявление Арефьева К.С., следует, что по состоянию на 20.05.2019г. по адресу: <адрес>44, образовалась задолженность за потребленную электроэнергию в размере 14115,16рублей с глубиной более 2- месяцев. В целях исполнения установленного п.119 Правил 354 порядка введения ограничения режима потребления электроснабжения АО «ЭнергосбыТ Плюс» направил предупреждение (уведомление) о приостановлении подачи электроэнергии за неоплату, которое было вручено лично 17.06.2019г. В соответствии с извещением о приостановлении подачи электрической энергии по адресу: <адрес>44 была приостановлена подача электрической энергии 18.07.2019г. (л.д.30).
Согласно Акту Управления жилищно- коммунального хозяйства Администрации г. Сарапула № 82 от 19.02.2020г. следует, что по адресу: <адрес> была проведена внеплановая, документарная проверка в отношении Сарапульского отделения Удмуртского филиала АО «Энергосбыт Плюс», в рамках предварительной проверки информации по обращению была запрошена справка о состоянии расчетов по л/с 086140044 <адрес> Арефьевым К.С.В целях исполнения установленного в п. 119 Правил 354 порядка введения ограничения режима потребления коммунального ресурса-электроснабжения, АО «Энергосбыт Плюс» составил предупреждение (уведомление) о приостановлении подачи электроэнергии за неоплату, которое направлено клиенту и получено лично 17.06.2019г. В соответствии с извещением о приостановлении подачи электрической энергии по адресу <адрес> была приостановлена подача электрической энергии 18.07.2019г. Анализируя период начислений с декабря 2017г. по декабрь 2019г. нарушений в действиях АО «Энергосбыт Плюс» не выявлено. Для погашения задолженности по электроэнергии, Арефьеву К.С. рекомендовано обратиться в АО «Энергосбыт плюс» и составить график погашения задолженности (л.д.26-29).
Доводы истца Арефьева К.С. о том, что паспорт на электросчетчик СО- И446 №823926 потерян и предыдущим владельцем он ему не передавался, о том, что счетчик не пригоден к коммерческим расчетам ему информация при продаже квартиры предыдущим собственником информация не сообщалась, в соответствии с действующим законодательством, в случае непригодности прибора для коммерческих расчетов исполнитель коммунальной услуги составляет Акт о его непригодности, с указанием причины, по которой прибор учета признан непригодным, а также дает предписание (рекомендацию) о замене прибора учета; прибор учета должен быть признан непригодным с момента уведомления его об этом, то есть с момента направления ответа на его запрос с 19 декабря 2019 года, основаны на неверном толковании правовых норм, регулирующих возникшие правоотношения.
Так, согласно п.80,81 Правил № 354 установлено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Согласно статье 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Подпунктом "д" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), предусмотрено, что потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В соответствии с п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
Как следует из подпункта "д" пункта 81(12) Правил N 354, прибор учета считается вышедшим из строя, в том числе в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Согласно п. 81(13) Правил N 354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
В соответствии с п. 81(14) Правил N 354 ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Из изложенного следует, что собственник и пользователь электрического оборудования обязаны обеспечивать надлежащее техническое состояние прибора учета, а также своевременно представлять его на поверку. После истечения установленного изготовителем срока проверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, и расчет платы в таких случаях производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что предусмотрено Правилами N 354 и соответствует положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Именно на потребителе, в случае выхода прибора учета из строя, лежит обязанность незамедлительно известить об этом исполнителя. Обязанность исполнителя по составлению Акта о непригодности ИПУ в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета, законом не установлена.
Как установлено судом, учет потребленной электроэнергии в квартире Арефьева К.С. до апреля 2018 г. включительно осуществлял ИПУ СО-И446М №823926, класс точности 2,5, год выпуска 1989.
Согласно производственно-практическому пособию «Схемы включения счетчиков электроэнергии» В.А. Рощина - электросчетчик СО-И446, номинального напряжения - 220В, счетный механизм 5 значный, класс точности - 2,5, межповерочный интервал - 16 лет.
Учитывая, что межповерочный интервал приборов учета типа СО-И446М составляет 16 лет, срок обязательной государственной поверки ИПУ по квартире Арефьева К.С. истек в 2005.
Согласно п. 138 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном или частичном ограничении режима потребления электрической энергии" для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.
Таким образом, вышеуказанный прибор учета электроэнергии класса точности 2,5 выбыл из эксплуатации, в связи с чем, исключен из государственного реестра средств измерений.
Из пояснений истца Арефьева К.С. в суде следует, что плата за электроэнергию начислялась ему ответчиком по показаниям прибора учета до апреля 2018 г., с мая 2018 г. плата начисляется по нормативу.
Из пояснений представителя ответчика Торосян М.П. также следует, что расчет размера платы электрической энергии, потребляемой по адресу: <адрес>44, с 01.05.2018г. производится по нормативу, в связи с тем, что прибор учета СО- И446 № 823926 не пригоден к коммерческим расчетам, т.к. имеет класс точности 2,5.
Согласно справке о расчете жилищно- коммунальных услуг за период с 01.01.2018г. по 29.02.2020года, сформированной Удмуртским филиалом АО «ЭнергосбыТ Плюс» 13.03.2020г., следует, что по лицевому счету 086140044,5061772000, по адресу 427960 УР, <адрес> собственником которого является Арефьев К.С., задолженность по электроснабжению на 31.03.2020г. составляет 18915,03 руб. При этом из справки следует, что по состоянию на январь 2018 г. Арефьев К.С. уже имел задолженность по оплате электроэнергии в размере 3372,78 рублей, истцом не было произведено ни одной оплаты за период с января 2018 года по май 2020 года. Также из справки усматривается, что начисление платы за электроэнергию по ИПУ прекращено в апреле 2018 г. (л.д.23).
При указанных обстоятельствах, учитывая, что замена вышедшего из строя ИПУ истцом своевременно не произведена, начисление ему платы за потребленную энергию на основании п. п. 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 по среднемесячному потреблению, а затем по нормативам потребления электроэнергии с мая 2018 г., является правильным. Показания подлежащего замене ИПУ не могут учитываться при расчетах. ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» верно определен размер задолженности истца по оплате за электроэнергию по состоянию на 20.05.2019 года в размере 14115,16 руб., превышающую сумму 2 месячных размеров платы за электрическую энергию, исчисленных исходя из норматива потребления электрической энергии.
Доводы истца о незаконном приостановлении подачи электроэнергии, в связи с наличием у АО «ЭнергосбыТ Плюс» технической возможности ограничения коммунальной услуги, не нашли подтверждение в суде.
В силу п.119 Правил № 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Ка уже установлено судом, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» направило в адрес Арефьева К.С. предупреждение (уведомление) о наличии задолженности по состоянию на 20.05.2019 года в размере 14115,16 руб., превышающую сумму 2 месячных размеров платы за электрическую энергию, исчисленных исходя из норматива потребления электрической энергии. Предложив в течение 20 дней со дня доставки данного предупреждения оплатить образовавшуюся задолженность. В случае неоплаты образовавшейся задолженности в установленный срок, Арефьев К.С. был предупрежден о приостановлении подачи электроэнергии с 18.07.2019 г., в связи с отсутствием технической возможности ограничения подачи электроэнергии. Указанное предупреждение (уведомление) получено Арефьевым К.С. лично 17.06.2019 г., о чем свидетельствует его подпись.
Согласно ответу ООО «Электрические сети Удмуртии» от 14.05.2019г. № 766 на обращение ОАО «Энергосбыт Плюс» о приостановлении подачи электрической энергии» следует, что возможность временного уменьшения объема подачи электрической энергии и ввода графика подачи электрической энергии с 00.00 часов до 08.00 часов в течении суток для указанных в письме потребителей отсутствует (л.д.35). В списке под номер 418 указан Арефьев К.С., лицевой счет 086140044, <адрес>44.
Из пояснений представителя ответчика Торосян М.П. в суде следует, что приостановление подачи электроэнергии произведено сотрудником ООО «Домовой», управляющей организации многоквартирного дома по <адрес> на основании заявки АО «ЭнергосбыТПлюс» в соответствии с договором, заключенным между АО «ЭнергосбыТ Плюс» и ООО «Домовой».
Так, согласно Договору № 5 на оказание услуг по приостановлению подачи электрической энергии гражданам- потребителям коммунальной услуги (физическим лицам) и частичному и (или) полному ограничению режима потребления электрической энергии потребителям-юридическим лицам, а также по восстановлению их электроснабжения от 28.06.2019г. следует, что АО «Энергосбыт Плюс» (Заказчик) и ООО «Домовой» (исполнитель) заключили договор о нижеследующем: 1.1. Исполнитель обязуется по заявке Заказчика осуществить комплекс мероприятий при наличии технической возможности, в том числе, по приостановлению подачи электрической энергии гражданам – потребителям коммунальной услуги (физическим лицам), подключенным к внутридомовым инженерным системам многоквартирных жилых домов (далее Потребители), в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по оплате перед Заказчиком по договору энергоснабжения, либо в случае расторжения договора энергоснабжения.
Согласно Перечню обслуживаемых домов, являющемуся приложением № 1 к Договору № 5 от 28.06.2019г., следует, что под порядковым номером 219 указан <адрес>.
Согласно заявке № 2 от 15.07.2019г. на приостановление подачи электрической энергии потребителям- физическим лицам, направленной АО «Энергосбыт Плюс» директору ООО «Домовой», следует, что в связи с образованием задолженности в сумме 14115,16 руб. по лицевому счету №86140044, просит с 18.07.2019г. произвести полное ограничение режима потребления электрической энергии Арефьеву К.С. путем отключения энергопринимающих устройств по адресу: <адрес>.
Согласно Акту о приостановлении подачи электрической энергии потребителям-физическим лицам от 18.07.2019г., составленному электромонтером Толстиковым И.С., следует, что по заявке № Е от 15.07.2019г. в присутствии потребителя Арефьева К.С., произведено приостановление подачи электрической энергии по адресу: <адрес>44, лицевой счет 86140044, абонента Арефьева К.С. Приостановление подачи электрической энергии произведено путем отключения прибора учета от сети (л.д.33).
Суд приходит к выводу о том, что исследованными доказательствами опровергнуты доводы истца о том, что у ответчика имелась техническая возможность ограничения подачи коммунальной услуги. Факт отсутствия технической возможности временного уменьшения объема подачи электрической энергии и ввода графика подачи электрической энергии (ограничения подачи коммунальной услуги) истцу нашел подтверждение в суде сообщением сетевой организации ООО «Электрические сети Удмуртии» от 14.05.2019г. № 766.
В обоснование своих доводов о том, что ответчик мог ограничить потребление электроэнергии с помощью ограничителя мощности, либо установки суточного таймера для подачи электроснабжения, истцом не представлено никаких доказательств.
Далее, согласно п 120 Правил №354, предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте 117 настоящих Правил, полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги в порядке и размере, которые установлены Правительством Российской Федерации, или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.
Исследованными судом доказательствами также установлено, что истцом Арефьевым К.С задолженность по оплате за электроэнергию не погашена до настоящего времени, в связи с чем, у ответчика отсутствует обязанность по восстановлению подачи электроэнергии.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред определяется как физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Судом установлено, что действия ответчика по приостановлению коммунальной услуги электроснабжение истцу осуществлены в соответствии с законом, основания понуждения ответчика к восстановлению подачи электрической энергии отсутствуют, в связи с наличием у истца непогашенной задолженности по оплате за коммунальную услугу. Следовательно, требования истца о компенсации морального вреда и реальных убытков являются необоснованными, основания для их удовлетворения судом не установлены.
Всесторонне, полно и объективно исследовав все обстоятельства и доказательства по делу, суд нашел исковые требования Арефьева К.С. к АО «ЭнергосбыТ Плюс» о признании незаконным приостановление услуги электроснабжения, восстановлении электроснабжения и компенсации морального вреда, реальных убытков, не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Арефьева <данные изъяты> к АО «ЭнергосбыТ Плюс» о признании незаконным приостановление услуги электроснабжения, восстановлении электроснабжения и компенсации морального вреда, реальных убытков – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 30.09.2020 года
Судья: С.В. Евлевских