Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-838/2018 ~ М-764/2018 от 10.08.2018

Дело № 2-1-838/2018

УИД: 40RS0005-01-2018-000956-72

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 октября 2018 года город Кондрово

Дзержинский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Захаровой О.В., при секретаре Кулешовой П.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Дзержинского района Калужской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному предприятию Калужской области «Калугаоблводоканал», Поселковой Управе МО ГП «Поселок Полотняный Завод» о понуждении принять меры к обеспечению на территории ГП «Поселок Полотняный Завод» водоотведения,

У С Т А Н О В И Л :

10 августа 2018 года прокурор Дзержинского района Калужской области обратился в суд к ГП Калужской области «Калугаоблводоканал», Поселковой Управе МО ГП «Поселок Полотняный Завод», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области указав, что прокуратурой Дзержинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства, регулирующего отношения, возникающие в области охраны окружающей среды. В ходе проверки установлено, что очистные сооружения и сети водоотведения п. Полотняный Завод состоят на балансе ГП Калужской области «Калугаоблводоканал» с 2001 года, при этом износ очистных сооружений составляет 100%. В связи с неоднократным поступлением обращений граждан в контрольно-надзорные органы Калужской области, в том числе в прокуратуру района, Управлением Росприроднадзора в Калужской области проведена выездная проверка водного объекта в п. Полотняный Завод в районе расположения очистных сооружений – реки Шаня, в ходе которой установлено, что очистные сооружения находятся в аварийном состоянии, сточные воды, сбрасываются в р. Шаня без проведения очистки. Меры по ограждению территории данных инженерных сооружений, установке предупреждающих об опасности информационных таблиц, ни Поселковой Управой МО ГП «Поселок Полотняный Завод», ни ГП Калужской области «Калугаоблводоканал» не приняты. Очистные сооружения единственные в п. Полотняный Завод, иные действующие очистные сооружения, обеспечивающие водоотведение, а также сточных вод населенного пункта МО ГП «Поселок Полотняный Завод» в Дзержинском районе отсутствуют. Таким образом, проверкой установлены нарушения требований Водного кодекса РФ, Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001. На основании изложенного, истец просит обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области включить проведение ремонтных работ очистных сооружений п. Полотняный Завод в подпрограмму «Чистая вода в Калужской области», обязать Поселковую Управу МО ГП «Поселок Полотняный Завод» принять меры, предусмотренные Постановлением Правительства Калужской области от 1703.2014 года № 180 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий муниципальным образованием на реализацию подпрограммы «Чистая вода в Калужской области» государственной программы Калужской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Калужской области» в целях предоставления субсидий из бюджета Калужской области для проведения капитального ремонта очистных сооружений п. Полотняный Завод, обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области рассмотреть в установленные порядке и срои представленные поселковой управой МО ГП «Поселок Полотняный Завод» документы, принять законное и обоснованное решение, обязать ГП Калужской области «Калугаоблводоканал» в срок до 31.12.2020 года провести капитальный ремонт очистных сооружений п. Полотняный Завод.

19.10.2018 года прокурор уточнил исковые требования, просил обязать Поселковую Управу МО ГП «Поселок Полотняный Завод» принять меры к обеспечению на территории городского поселения «Поселок Полотняный Завод» водоотведения, а именно разработать проектно-сметную документацию на строительство очистных сооружений в течении 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и осуществить в срок до 31.12.2020 года строительство очистных сооружений, обязать ГП Калужской области «Калугаоблводоканал» обеспечить ограждение территории недействующих очистных сооружений, обеспечивающих водоотведение в п. Полотняный Завод Дзержинского района Калужской области в соответствии с требованиями СП 32.13330.2012. «Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85», утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/11 не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать ГП Калужской области «Калугаоблводоканал», в хозяйственном ведении которого находятся очистные сооружения, обеспечивающие водоотведение в п. Полотняный Завод Дзержинского района Калужской области в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать план мероприятий по снижению негативного воздействия сбрасываемых сточных вод в р. Шаня в районе очистных сооружений, обеспечивающие водоотведение в п. Полотняный Завод Дзержинского района Калужской области на период строительства новых очистных сооружений и до ввода их в эксплуатацию и организовать его исполнение.

В судебном заседании прокурор Щепилин Е.Г. уточненное исковое заявление поддержал.

Представитель ответчика ГП КО «Калугаоблводоканал» по доверенности Патричный И.И. и представитель ответчика Поселковой Управы ГП «Поселок Полотняный Завод» Жучкова О.В. исковые требования не признали.

Представитель третьего лица Администрации МО МР «Дзержинский район» Костенкова Н.А. и представитель третьего лица Администрации СП «Деревня Старки» Гришина Л.П. не возражали против удовлетворения исковых требований.

Третьи лица – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, Управление Росприроднадзора по Калужской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своих представителей не направили, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель органа, дающего заключение по делу - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Калужской области в Дзержинском, Юхновском, Износковском, Медынском районах Чудомех С.Н. полагала иск подлежащим удовлетворению.

Суд, с учетом мнения участников процесса счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав прокурора, представителей ответчиков, представителей третьих лиц, заключение представителя органа, дающего заключение по делу, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни здоровья.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Статьей 8 вышеназванного закона предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. 3.3.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утв. Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 г. № 168 основными задачами эксплуатации очистных сооружений и установок являются обеспечение проектных параметров очистки сточных вод и обработки осадков с отведением очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, а обезвреженных осадков – в места складирования и утилизации, организация надежной, экологически безопасной и экономичной работы очистных сооружений.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что очистные сооружения и сети водоотведения п. Полотняный Завод состоят на балансе ГП Калужской области «Калугаоблводоканал» с 2001 года, износ очистных сооружений оставляет 100%, при этом очистные сооружения – единственные в п. Полотняный Завод, иные действующие очистные сооружения, обеспечивающие водоотведение, а также очистку сточных вод населенного пункта МО ГП «Поселок Полотняный Завод» в Дзержинском районе отсутствуют.

В связи с неоднократным поступлением обращений граждан Управлением Росприроднадзора в Калужской области также проведена выездная проверка водного объекта в п. Полотняный Завод в районе расположения очистных сооружений – реки Шаня, в ходе которой установлено, что очистные сооружения находятся в аварийном (разрушенном) состоянии, сточные воды, поступающие на очистные сооружения не проходят надлежащую очистку и сбрасываются в р. Шаня. Выпуск находится на береговом склоне, в 10 метрах от уреза воды. Органические показатели в водном объекте: не прозрачна, цвет буровато-серый, характерный запах фекалий отсутствует, что подтверждается актом обследования территорий (акваторий) на предмет соблюдения природоохранных требований от 24.07.2018 года.

Согласно письма ГП КО «Калугаоблводоканал» от 01.08.2018 года очистные сооружения канализации п. Полотняный Завод состоят на балансе предприятия. С 2001 года данные сооружения переданы в хозяйственное ведение со 100 % износом. Предприятие неоднократно включало мероприятия по капитальному ремонту в Производственные программы с 2002 года, но тарифный орган постоянно отклонял данные мероприятия.

Согласно предписания инженера по охране труда ГП КО «Калугаоблводоканал» от 03.04.2014 года предложено устранить ряд нарушений, в том числе оградить территорию базы, оградить территорию очистных сооружений по периметру, отремонтировать колодец приемного отделения очистных сооружений, отремонтировать с приемного отделения до первичных отстойников лотки, отремонтировать первичные отстойники, отремонтировать распределительную камеру отстойника, в здании биофильтров отремонтировать кровлю, восстановить вентиляцию, отремонтировать распылительную систему, отремонтировать лестницу, отремонтировать котельную (помещение не отапливается), восстановить освещение и другое. При этом установлено, что здания биофильтров не пригодны для нахождения рабочего персонала, в связи с чем наложен запрет для входа операторов очистных сооружений в здание фильтров.

21.03.2017 года ГП КО «Калугаоблводоканал» была подана заявка в ОАО «КСК» о прекращении подачи электроэнергии в связи с тем, что очистные сооружения в п. Полотняный завод находятся в нерабочем состоянии.

Согласно акту о введении частичного/полного ограничения режима электропотребления от 29.03.2017 года произведено отключение КНС № 2 и Очистных сооружений п. Полотняный Завод.

Из пояснений сторон следует, что на момент рассмотрения дела предписание от 03.04.2014 года не выполнено, очистные сооружения не функционируют, находятся в заброшенном состоянии, территория не огорожена.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по Предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Соответственно, в силу указанной нормы, обязанность по организации водоотведения возложена на органы местного самоуправления, поэтому именно администрация поселения несет ответственность за принятие необходимых мер по очистке сточных вод и их отведению, в соответствии с санитарным и природоохранным законодательством.

Статьей 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения отнесена организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнении организациями, осуществляющими горячее водоснабжения, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

С учетом указанных норм закона и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что ответчиками не принимаются должные меры по организации водоотведения и очистке сточных на территории сельского поселения «Поселок Полотняный завод», что противоречит требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" права каждого на благоприятную окружающую вреду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Как установлено в судебном заседании очистные сооружения в п. Полотняный завод находятся в хозяйственном ведений ГП КО «Калугаоблводоканал».

Пункт 6.2.2 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования", введенных Постановлением Госстроя РФ от 23 июля 2001 года N 80, предусматривает, что производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, указанные нормы права, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Дзержинского района Калужской области обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 8 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2020 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 32.13330.2012. «░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 2.04.03-85», ░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 29.12.2011 № 635/11 ░░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 06 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-838/2018 ~ М-764/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Дзержинского Района Калужской Области
Ответчики
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области
ПУ ГП "п. Полотняный Завод"
ГП Калужской области «Калугаоблводоканал»
Другие
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Калужской области в Дзержинском, Юхновском, Износковском, Медынском районах
Управление Росприроднадзора по Калужской области
Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области
Администрация МО СП "Деревня Старки"
Администрация МР «Дзержинский район»
Суд
Дзержинский районный суд Калужской области
Судья
Захарова Оксана Васильевна
Дело на сайте суда
dzerzhinsky--klg.sudrf.ru
10.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2018Передача материалов судье
14.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.09.2018Предварительное судебное заседание
18.09.2018Судебное заседание
02.10.2018Судебное заседание
12.10.2018Судебное заседание
19.10.2018Судебное заседание
31.10.2018Судебное заседание
05.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2019Дело оформлено
30.12.2019Дело передано в архив
02.03.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
03.03.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.03.2020Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее