Дело № 2-50/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Сергиенко Н.В.,
при секретаре Береза Е.А.,
с участием представителя Плешаковой С.П., представителя ответчика Подря О.В., представителя третьего лица Красовского С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области 5 февраля 2020 года гражданское дело по иску Управления административно-технического контроля мэрии города Магадана к Сафронову Сергею Викторовичу об освобождении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Управление административно-технического контроля мэрии города Магадана к обратилось в Магаданский городской суд с иском к Сафронову С.В. об освобождении земельного участка.
В обоснование исковых требований указано о том, что в соответствии с Порядком сноса (вывоза) незаконно установленного (размещенного) движимого имущества на территории муниципального образования «Город Магадан», утвержденного постановлением мэрии города Магадана от 30 января 2019 года № 157 «Об утверждении сноса (вывоза незаконно установленного (размещенного) движимого имущества на территории муниципального образования «Город Магадан», произведено обследование земельного участка в районе дома <адрес> в городе Магадане, и выявлены некапитальные строения, сооружения, брошенное движимое имущество, самовольно установленные на данном земельном участке, о чем составлен соответствующий акт. Выявлено следующее имущество: ограждение, частично деревянное, обитое металлическими листами красного цвета и частично из металлосайдинга; собачьи будки в количестве 20 штук; автомобиль ГАЗ (бортовой (с кузовом), кабина голубого цвета; автомобиль ВАЗ (светло-голубого цвета); металлические трубы, бочки железные (на 200 л.), автомобиль иностранного производства красного цвета, два гаража (деревянные, обитых металлическими листами зеленого цвета), кабины от автомобиля ГАЗ-3306 голубого цвета, контейнер трехтонный серого цвета, колеса от автомашин разных марок, автомобиль КРАЗ-250 (автокран) с кабиной зеленого цвета, автомобиль КРАЗ бортовой с кузовом «длинномер», строительный мусор в виде досок и поддонов, крупные части и запасные части различных автомобилей, мебель, в виде тумбы и стола, металлическая конструкция с трубой и задвижкой, металлические листы, различные деревянные сооружения.
Земельный участок с кадастровым номером №, в соответствии с Генеральным планом муниципального образования «Город Магадан», утвержденным решением Магаданской городской Думы от 26 июля 2006 года № 77-Д, расположен в границах санитарно-защищенной зоны, к территории общего пользования не относится. Информации о правообладателе земельного участка с кадастровым номером № по адресу: г. Магадан, переулок <адрес> в Комитете по управлению муниципальным имуществом города Магадана не имеется. 5 июля 2019 года в управление административно-технического контроля мэрии города Магадана поступило заявление Сафронова С.В., в котором указывалось, что собственником вышеназванного спорного движимого имущества является ответчик.
В адрес ответчика 29 августа 2019 года направлялась претензия об освобождении самовольно занятого спорного земельного участка, однако требование исполнено не было, что подтверждается актом осмотра от 6 ноября 2019 года. В связи с чем, по мнению истца, имеются основания к понуждению ответчика в судебном порядке освободить земельный участок.
Ссылаясь на положения статей 222, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 60, 76 Земельного кодекса Российской Федерации, просит суд обязать Сафронова С.В. освободить в двухнедельный срок с даты вступления решения суда в законную силу земельный участок, кадастровый номер №, расположенный по адресу: г. Магадан, рядом с домом <адрес>, от движимого имущества: ограждения (частично деревянного, обитого металлическими листами красного цвета и частично из металлосайдинга); собачьих будок в количестве 20 штук; автомобиля ГАЗ (бортового (с кузовом), кабина голубого цвета); автомобиля ВАЗ-2013 (светло-голубого цвета), металлических труб, бочек железных (на 200 л.), автомобиля иностранного производства красного цвета, двух гаражей (деревянных, обитых металлическими листами зеленого цвета), кабины от автомобиля ГАЗ-3306 голубого цвета, контейнера трехтонного серого цвета, колес от автомашин разных марок, автомобиля КРАЗ-250 (автокран) с кабиной зеленого цвета, автомобиля КРАЗ бортового с кузовом «длинномер», строительного мусора в виде досок и поддонов, крупных частей и запасных частей различных автомобилей, мебели в виде тумбы и стола, металлической конструкции с трубой и задвижкой, металлических листов, различных деревянных сооружений.
Протокольным определением суда от 9 января 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено муниципальное образование «Город Магадан» в лице мэрии г. Магадана.
В судебном заседании представитель истца предъявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Дополнительно суду пояснила, что Порядок сноса (вывоза) незаконно установленного (размещенного) движимого имущества соблюден, срок обращения в суд с исковыми требованиями не пропущен.
Представитель ответчика против удовлетворения предъявленных исковых требований возражала. Указала о том, что Сафронов С.В. приобрел по расписке жилой дом, расположенный на спорном земельном участке. Снос объекта недвижимости приостановлен до разрешения вопроса о предоставлении ответчику данного земельного участка на законных основаниях, в связи с чем нет оснований для сноса расположенного на земельном участке движимого имущества. Полагала, что истцом нарушен Порядок сноса (вывоза) незаконно установленного (размещенного) движимого имущества, а также пропущен срок для обращения в суд с данным иском, установленный абзацем 4 пункта 5.1 вышеназванного Порядка.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, предъявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Суду пояснил, что от ответчика в департамент САТЭК мэрии города Магадана поступило заявление о предоставлении спорного земельного участка. В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации вопрос о предоставлении земельного участка подлежит разрешению только в отношении свободного земельного участка, в связи с чем, земельный участок подлежит освобождению в любом случае.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу статьи 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В абзаце втором п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
На основании подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статье 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Согласно пункту 2 статьи 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
В силу пункта 3 статьи 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Как установлено судом, управление административно-технического контроля мэрии города Магадана, является функциональным органом мэрии города Магадана,
Решением Магаданской городской Думы от 14 июня 2016 г. № 37-Д утверждено положение об управлении административно-технического контроля мэрии города Магадана. Положением об управлении определении цели и задачи управления, к которым, в частности, относится осуществление в пределах своих полномочий муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Город Магадан» (п.2.2.3), в том числе, за соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю (подп. «б» п. 3.8.2); организует работу комиссии по сносу (вывозу) незаконно установленного (размещенного) движимого имущества на территории муниципального образования «Город Магадан» (п. 3.9); осуществляет выявление самовольных построек и незаконно установленного (размещенного) движимого имущества на территории муниципального образования «Город Магадан» (п. 3.9.1); обеспечивает исполнение полномочий мэрии города Магадана в отношении самовольных построек (3.9.2); выступает истцом по искам о выполнении сноса (вывоза) незаконно установленного (размещенного) движимого имущества и освобождении земельного участка (п. 3.9.3).
17 апреля 2019 г. сотрудниками управления был обследован земельный участок в районе дома <адрес>, в ходе обследования выявлено движимое имущество: ограждение (частично деревянного, обитого металлическими листами красного цвета и частично из металлосайдинга); собачьи будки в количестве 20 штук; автомобиль ГАЗ (бортового (с кузовом), кабина голубого цвета); автомобиль ВАЗ-2013 (светло-голубого цвета), металлические трубы, бочки железные (на 200 л.), автомобиль иностранного производства красного цвета, два гаража (деревянные, обитые металлическими листами зеленого цвета), кабины от автомобиля ГАЗ-3306 голубого цвета, контейнер трехтонный серого цвета, колеса от автомашин разных марок, автомобиль КРАЗ-250 (автокран) с кабиной зеленого цвета, автомобиль КРАЗ бортовой с кузовом «длинномер», строительный мусор в виде досок и поддонов, крупные части и запасные части различных автомобилей, мебель в виде тумбы и стола, металлическая конструкция с трубой и задвижкой, металлические листы, различные деревянных сооружений. При проведении осмотра собственники данного имущества выявлены не были.
Впоследствии собственник вышеназванного движимого был установлен. Сафронов С.В. 5 июля 2019 года обратился в управление с заявлением о переносе срока сноса построек, забора, расположенных по адресу: г. Магадан, переулок <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, на срок до 1 октября 2019 года. Указал о том, что является собственником движимого имущества, расположенного на земельном участке, в настоящее время оформляет правоустанавливающие документы на земельный участок.
При рассмотрении настоящего гражданского дела ответчик, принимавший участие в судебном заседании 24 декабря 2019 года, подтвердил, что является собственником движимого имущества, расположенного на спорном земельном участке, но правоустанавливающих документов на него не имеет.
Земельный участок занял в связи с покупкой индивидуального жилого дома у Берегового В.А. Договор купли-продажи не оформляли, Береговой В.А. 16 марта 2006 года написал расписку о получении от Сафронова С.В. денежных средств в сумме 20 000 рублей, передал документы на дом.
Из представленных в деле документов следует, что право собственности на жилой дом по адресу: г. Магадан, переулок 2-ой Транспортный, д. 5-Б, не имеется, ни за кем не зарегистрировано.
Также судом установлено, что в связи с 28 января 2020 года Сафронов С.В. обратился в Департамент САТЭК мэрии города Магадана о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (п. 4. ст. 39.18 ЗК РФ).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», и направляет указанное решение заявителю (п. 5 указанной статьи).
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (пункт 6).
Таким образом, исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации, подача Сафроновым С.В. заявления о предварительно согласовании представления спорного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, не является доказательством о последующем безусловном положительном решении вопроса о передаче земельного участка именно Сафронову С.В.
Поскольку на момент рассмотрения настоящего гражданского дела права ответчика на спорный земельный участок в установленном законом порядке не оформлены, он обязан устранить нарушения, связанные с пользованием земельным участком, путем его освобождения от самовольно установленного на нем движимого имущества.
Довод стороны ответчика о том, что истцом пропущен срок для обращения в суд с рассматриваемым иском, является необоснованным, так как в соответствии со статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации) исковая давность не распространяется.
Остальные доводы ответчика суд отклоняет как не имеющие правового значения для настоящего спора.
С учетом изложенного выше суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению, однако, срок, в течение которого, по мнению истца, ответчику следует освободить земельный участок, является неразумным.
В соответствии со статьей 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе установить определенный порядок и сроки исполнения решения суда в случаях, когда суд с учетом конкретных обстоятельств дела признает это необходимым.
Руководствуясь статьей 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда, в течение которого ответчик обязан освободить спорный земельный участок – в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления административно-технического контроля мэрии города Магадана к Сафронову Сергею Викторовичу об освобождении земельного участка, удовлетворить.
Обязать Сафронова Сергея Викторовича освободить в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу земельный участок, кадастровый номер №, расположенный по адресу: г. Магадан, рядом с домом <адрес> в городе Магадане, от движимого имущества: ограждения (частично деревянного, обитого металлическими листами красного цвета и частично из металлосайдинга); собачьих будок в количестве 20 штук; автомобиля ГАЗ (бортового (с кузовом), кабина голубого цвета); автомобиля ВАЗ (светло-голубого цвета), металлических труб, бочек железных (на 200 л.), автомобиля иностранного производства красного цвета, двух гаражей (деревянных, обитых металлическими листами зеленого цвета), кабины от автомобиля ГАЗ-3306 голубого цвета, контейнера трехтонного серого цвета, колес от автомашин разных марок, автомобиля КРАЗ-250 (автокран) с кабиной зеленого цвета, автомобиля КРАЗ бортового с кузовом «длинномер», строительного мусора в виде досок и поддонов, крупных частей и запасных частей различных автомобилей, мебели в виде тумбы и стола, металлической конструкции с трубой и задвижкой, металлических листов, различных деревянных сооружений.
Взыскать с Сафронова Сергея Викторовича в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить день составления мотивированного решения суда – 12 февраля 2020 года.
Судья Н.В. Сергиенко