Решение в окончательной форме изготовлено 01 июня 2015 года
(с учетом выходных дней)
Дело № 2-1690/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2015 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Лобановой О.Р.,
при секретаре Лиманской Н.В.,
с участием представителя истца Гамаюнова А.В.,
представителей ответчика Марьинского И.В.,
Степаковой В.А.,
представителя третьего лица Паршина Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «Мурманский морской торговый порт» о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Мурманский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд к публичному акционерному обществу «Мурманский морской торговый порт» (далее ПАО «ММТП») о возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований указано, что ответчик осуществляет деятельность, связанную с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе осуществляет погрузочно-разгрузочные работы по перевалке грузов на морской и железнодорожный транспорт. 14 февраля 2015 года при осуществлении указанной выше деятельности при неблагоприятных метеорологических условиях и усилении ветра произошло загрязнение атмосферного воздуха угольной пылью и последующее ее оседание на снежный покров в районе домов <адрес>, в районе детского сада и домов <адрес>, а также в районах жилых домов по <адрес> в г. Мурманске, что подтверждается экспертным заключением ФГБУ «***» № от 02.03.2015. По результатам проведенной прокурорской проверки следует, что ПАО «ММТП» разработан Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, который утвержден приказом Управления Росприроднадзора по Мурманской области № 119 от 18.04.2014. Между тем, согласно экспертной оценки ОАО «***» соответствия требованиям законодательства указанного Проекта нормативов… следует, что показатели выбросов загрязняющих веществ по угольной пыли не соответствуют Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.10.2013 № 51, а расчеты источников выбросов указаны без учета увеличения производственного (технологического) процесса ПАО «ММТП», что влечет за собой увеличение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Кроме того, установлено, что в нарушение ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ПАО «ММТП» до настоящего времени не согласованы с Министерством природных ресурсов и экологии Мурманской области. Не соблюдение ПАО «ММТП» требований природоохранного законодательства создает ухудшение экологической обстановки в г. Мурманске и санитарно-бытовых условий жизни населения города Мурманска и создает реальную угрозу возникновению массовых инфекционных заболеваний, что подтверждается многочисленными жалобами, поступившими в природоохранную прокуратуру. Просит суд возложить на ПАО «ММТП» обязанность в срок до 01 января 2016 года провести инвентаризацию выбросов пыли каменного угля в соответствии с Гигиеническими нормативами ГН 2.1.6.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»; произвести расчет источника выбросов – марганцевая руда (штабель) исходя из фактического количества перерабатываемого материала в год; разработать План мероприятий по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий с обеспечением снижения концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы в соответствии с Методическими указаниями Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (РД 51.04-52-85); по итогам проведенной инвентаризации и расчетов, разработанного Плана мероприятий по сокращению выбросов вредных веществ (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий переработать действующий Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также обязать ПАО «ММТП» в срок до 01.10.2015 разработать и обеспечить согласование с Министерством природных ресурсов и экологии Мурманской области План мероприятий по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Мурманской области.
В ходе судебного разбирательства представитель истца уточнил заявленные требования в части срока исполнения возложенных на ответчика обязанностей: по первому пункту в просительной части иска просил установить срок до 01.03.2016, по второму пункту - в срок до 01.07.2016, полагая, что указанный срок является достаточным.
Представитель истца Гамаюнов А.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал с учетом их уточнения.
Представители ответчика, действующие на основании доверенностей, Марьинский И.В., Степаков В.А. в судебном заседании возражали против заявленных требований. Пояснили, что ПАО «ММТП» в силу положений статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» лишено возможности провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поскольку перечень методик, используемых в 2015 году для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденных ОАО «<данные изъяты>», не содержит методику, используемую для расчета, нормирования и контроля выбросов пыли каменноугольной, при этом ответчик не обладает информацией о каких-либо иных рекомендациях по использованию для расчета, нормирования и контроля выбросов пыли каменноугольной. Письмом Минприроды России от 29.03.2012 № 05-12-47/4521 введено в действие «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» (дополненное и переработанное), ОАО «***», Санкт-Петербург, 2012 год, согласно которому был разработан Проект нормативов… ПАО «ММТП». Учитывая, что ответчик лишен возможности провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в связи с отсутствием соответствующих методик полагали, что заявленные прокурором в просительной части сроки исполнения решения суда являются заведомо неисполнимыми, поскольку ПАО «ММТП» не имеет в своем штате специалистов, не имеет в наличие специальных измерительных приборов и соответствующего программного обеспечения для самостоятельного выполнения требуемых истцом действий, в связи с чем могут быть выполнены только сторонней организацией, что займет значительный период времени (разработка, согласование, утверждение).
Указали, что в настоящее время ПАО «ММТП» руководствуется в своей деятельности Проектом нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разработанным в 2013 году ООО «***», на основании которого Приказом № 119 от 18.04.2014 Управлением Росприроднадзора по Мурманской области установлены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ, срок действия Проекта нормативов ПДВ до настоящего времени не истек (до 18.04.2019). В указанном проекте в числе существующих источников выбросов учтены уголь (23 источника), марганцевая руда (штабель) и проведена инвентаризация выбросов предприятия, в том числе исходящих от указанных источников. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.10.2013, которым установлен ориентировочный безопасный уровень воздействия для пыли каменноугольной 0,1 мг/м3, вступило в силу 27.12.2013, тогда как Проект нормативов … был разработан и прошел все требуемые законодательством экспертизы в срок до 29.11.2013. Указания на то, что Постановление Главного санитарного врача от 09.10.2013 документ имеет обратную силу, не имеется. Следовательно, факт присутствия угольной пыли в снежном покрове не является нарушением природоохранного законодательства, поскольку в настоящий момент отсутствуют законодательно установленные нормативы содержания угольной пыли в снежном покрове.
Таким образом, полагали, что истцом не представлено достаточных допустимых и достоверных доказательств того, что ПАО «ММТП» осуществляет свою деятельность с нарушением санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, и данная деятельность причиняет вред и несет угрозу причинения вреда в будущем.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Мурманской области, действующий на основании доверенности, Паршин Н.Н. в судебном заседании просил суд принять законное и обоснованное решение, заявленные требования прокурора поддержал. Указал, что проведение инвентаризации источников выбросов и впоследствии согласования Плана мероприятий по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является длительной процедурой, и сроки в которые просит прокурор ответчика выполнить определенные действия являются недостаточными.
Представитель третьего лица Управление Роспотребнадзора по Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв по иску, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Департамента Росприроднадзора по Северо-западному федеральному округу в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв по иску, заявленные требования прокурора поддержал.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором заявленные требования прокурора поддержал, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Из материалов гражданского дела следует, и не оспорено сторонами, что ПАО «ММТП» осуществляет деятельность в сфере погрузочно-разгрузочных работ по перевалке грузов на морской и железнодорожный транспорт, транспортно-экспедиторское обслуживание, оказание услуг складского хозяйства, а также иную деятельность, предусмотренную Уставом, то есть является лицом, в результате производственной деятельности, которого образуются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В состав промышленной площадки ПАО «ММТП» входят функционально связанные между собой три грузовых района порта, которые включают в себя причалы для транспортных судов №№ и открытые грузовые площадки; подъездные железнодорожные пути, административные и бытовые здания, сооружения инженерной инфраструктуры и иные объекты.
Судом установлено, что 14 февраля 2015 года при осуществлении указанной выше деятельности ПАО «ММТП» при неблагоприятных метеорологических условиях и усилении ветра произошло загрязнение атмосферного воздуха угольной пылью и последующее ее оседание на снежный покров в районе домов <адрес>, в районе детского сада и домов <адрес>, а также в районах жилых домов по <адрес> в г. Мурманске.
Наличие угольной пыли на снежном покрове подтверждается экспертным заключением ФГБУ «***» № от 02.03.2015.
В силу статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с п.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические и предельно допустимые нормативы выбросов. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Исходя из положений статьи 14 указанного Федерального закона выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В письме Минприроды России от 21.10.2011 № ВК-08-0236/13737 приведен перечень основных нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при определении нормативов выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, а также при выдаче разрешений на указанные выбросы в настоящее время.
В качестве таких документов, в том числе указана Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденная Госкомприроды СССР 11.09.1989.
В соответствии с пунктом 4.6 Инструкции по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденной Госкомприроды СССР 11.09.1989, следует, что нормативы предельно допустимых выбросов устанавливаются соответственно на срок до 5 и 3 лет и подлежат пересмотру (переутверждению) или уточнению по планам-графикам, согласованным с местными органами Госкомприроды СССР.
Необходимость пересмотра ранее установленных ПДВ может возникнуть до истечения срока их действия при изменении экологической обстановки в регионе, появлении новых или уточнении параметров существующих источников загрязнения окружающей природной среды. Пересмотр установленных нормативов ПДВ обеспечивается предприятиями - природопользователями.
Между тем, нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 5 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического процесса), появление или ликвидация источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, применение новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д. (пункт 3.8.4 письма Росприроднадзора от 15.11.2012 № ВК-03-01-36/15437 «О направлении Методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха».
В соответствии с п.1 и п.2 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Гигиенический норматив качества атмосферного воздуха по пыли каменного угля установлен Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.10.2013 № 51 «О внесении изменений № 10 в ГН 2.1.6.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух населенных мест», вступившим в законную силу 27.12.2013.
Согласно гигиеническим нормативам с изменениями, внесенными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 51 от 09.10.2013 для пыли каменноугольной установлен ориентировочно безопасный уровень воздействия, который равняется – 0,1 мг/м3.
По результатам проведенной прокурорской проверки было установлено, что ПАО «ММТП» разработан Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, который утвержден приказом Управления Росприроднадзора по Мурманской области № 119 от 18.04.2014.
Согласно разработанному ПАО «ММТП» проекту нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, грузовые операции в порту производятся круглосуточно и круглогодично; предприятие использует 63 источника выделения загрязняющих веществ из них 31 организованный и 32 неорганизованных; для ПАО «ММТП» определена категория предприятия в соответствии со значимостью по воздействию выбросов загрязняющих веществ на атмосферный воздух – третья.
В указанном Проекте расчет выбросов загрязняющих веществ угольной пыли произведен для ПАО «ММТП» в соответствии с п. 12 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного в действие письмом Минприроды Российской Федерации № 05-12/47/4521 от 29.03.2012, согласно которому угольную пыль следует классифицировать по содержанию в ней двуокиси кремния до разработки допустимого уровня содержания этих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.
Однако в нарушении Постановления Главного санитарного врача РФ от 09.10.2013 № 51 ответчик руководствуется Проектом нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в котором ориентировочно безопасный уровень воздействия для пыли каменного угля не установлен.
Согласно экспертной оценки ОАО «***» следует, что расчет рассеивания выбросов, параметры которых приведены в Проекте, произведен в нарушение Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.10.2013 № 51, поскольку превышающие предельно-допустимые концентрации угольной пыли в жилой зоне могут формироваться при расчете согласно ориентировочно безопасного уровня – 0,1 мг/м3.
Кроме того, проверкой было установлено, что согласно Проекту нормативов …расчет источника выбросов № 6025 (цех 51, площадка № 51, вариант № 1) – марганцевая руда (штабель), произведен исходя из количества перерабатываемого материала в год равному 175 000.00 тонн, тогда как по информации ПАО «ММТП» в 2013 года было переработано 209 900 тонн марганцевой руды, а в 2014 году 345 002 тонн марганцевой руды. Указанное свидетельствует о несоответствии параметрам существующих источников загрязнения окружающей природной среды, установленных проектом.
При этом при согласовании Проекта и выдачи разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ОАО (ПАО) «Мурманский морской торговый порт» (Приложение № 2 к разрешению от 25.04.2014) указывалось о необходимости проведения инвентаризации выбросов пыли каменного угля в соответствии с Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» № 51 от 09.10.2013 «О внесении изменений № 10 в ГН 2.1.6.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» и учесть данные инвентаризации в проекте нормативов ПДВ (л.д.20).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик, получая разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в 2014 году достоверно знал о необходимости проведения инвентаризации в соответствии с принятым Постановлением Главного санитарного врача РФ № 51 от 09.10.2013 и должен был предпринять соответствующие меры к исполнению.
Довод представителей ответчика о том, что проведение инвентаризации выбросов пыли каменноугольной в соответствии с Гигиеническими нормативами невозможно, в связи с отсутствием разработанных методик, не принимается судом во внимание.
Как следует из сообщения АО «Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха» (АО «***») от 20.05.2015 расчет выбросов при пересыпке, погрузке, загрузке пылящих материалов (в том числе каменного угля) необходимо производить в соответствии с «Методическим пособием по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов» (Новороссийск 2002), включенным в «Перечень методик используемых для расчета нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух». В соответствии с Постановлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.10.2013 № 51 выбросы при таких операциях с каменным углем необходимо классифицировать как пыль каменного угля (ОБУВ -0,1 мг/м3) и в соответствии с дополнением к «Перечню и кодам веществ, загрязняющих атмосферный воздух» веществу «пыль каменного угля» присвоен код 3749. Контроль выбросов следует проводить по той методике, согласно которой эти выбросы были определены, а при использовании расчетных методов, контролируются основные параметры, входящие в расчетные формулы. В отношении инструментальных методик, используемых для контроля выбросов пыли каменного угля, следует руководствоваться пунктом 3.3. Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, согласно которому в случаях отсутствия инструментальных методик для определения выброса какого-либо вещества допускается применение расчетных отраслевых методик.
Кроме того, ответчик в случае затруднения при проведении инвентаризации вправе обратиться за соответствующими разъяснениями в компетентные органы.
Довод представителей ответчиков о том, что Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.10.2013, которым установлен ориентировочный безопасный уровень воздействия для пыли каменноугольной 0,1 мг/м3, вступило в силу 27.12.2013, тогда как Проект нормативов … был разработан и прошел все требуемые законодательством экспертизы в срок до 29.11.2013 и не имеет обратную силу, не может быть принят во внимание, поскольку опровергается приведенными выше правовыми нормами в частности, пунктом 3.8.4 письма Росприроднадзора от 15.11.2012 № ВК-03-01-36/15437 «О направлении Методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха».
Согласно статье 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» № 96 от 04.05.1999 в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
При этом в пункте 2 статьи 19 установлено общее требование о том, что порядок проведения указанных в пункте 1 статьи 19 работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.
В силу Методических указаний Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (РД 52.04-52-85), утвержденных Госкомгидрометом СССР 01.12.1986, при неблагоприятных метеорологических условиях и усилении ветра предприятия обязаны проводить расчеты загрязнения атмосферы для трех видов предупреждений по установленной Указанием программой, согласно которой в зависимости от вида предупреждения определена степень эффективности мероприятий по сокращению выбросов в процентах.
Согласно ч.4 РД 52.04-52-85 для определения необходимого снижения выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условиях следует исходить из прогностических значений концентрации и тех установленных значений, которые должны быть достигнуты в результате выполнения мероприятий. Должно быть обеспечено снижение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы по первому режиму на 15-20%, по второму на 20-40% и по третьему на 40-60%.
При этом при анализе природоохранных мероприятий по снижению выбросов в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях, указанные в таблице № 9.1 Проекта ПАО «ММТП» показывает, что степень эффективности осуществляемых мероприятий составляет по первому режиму 2,99% (при установленном указании в 15-20%), по второму -8,1 % (при необходимом в 20-40%), что свидетельствует о неэффективности указанных мероприятий и указывает на несоответствие показателям, установленным ч.4 РД 52.04 -52-85 Указания.
В соответствии со статьями 6 и 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» № 96 от 04.05.1999 и в целях обеспечения нормативов качества атмосферного воздуха, минимизации экологических рисков для природной среды и здоровья населения Мурманской области путем организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, Правительством Мурманской области утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Мурманской области (от 30 декабря 2011 года № 737-ПП).
В силу пунктов 6, 6.1, 6.2, 6.3 указанного Порядка планы мероприятий разрабатывают юридические лица и их филиалы, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории Мурманской области и относящиеся к 1, 2, 3 категориям предприятий по воздействию выбросов на атмосферный воздух.
План мероприятий включается в состав проектов нормативов предельно допустимых выбросов для действующих объектов хозяйственной и иной деятельности, в состав проектной документации - для вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, оформляется в виде таблицы 5.1 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333, утверждается руководителем предприятия (организации) и согласовывается с Комитетом промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области.
При этом Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области в течение 15 дней со дня поступления Плана мероприятий рассматривает и принимает решение о его согласовании либо об отказе в согласовании.
Судом установлено, что в ПАО «ММТП» природоохранные мероприятия по снижению выбросов в атмосферный воздух и порядок оповещения при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) и усилении ветра разработаны и введены в действие приказом генерального директора ОАО «ММТП» от 25.10.2010 и являются неотъемлемой частью Проекта ПДВ.
При этом в силу п. 1.3. ГОСТ 17.22.3.02-78 при установлении ПДВ следует учитывать перспективу развития предприятия, физико-географические и климатические условия местности, расположение промышленных площадок и участков существующей и намеченной жилой застройки, санаториев, зон отдыха, городов.
При исследовании Проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ОАО (ПАО) «ММТП» показало, что в нем отсутствуют карта-схема с нанесением промплощадки (с основными источниками выброса), санитарно-защитные зоны, существующие жилые кварталы и территории, участки перспективной жилой застройки, зоны отдыха, метеостанции, пункты наблюдений за загрязнением атмосферы.
Необходимость наличия у ПАО «ММТП», как лица, осуществляющего деятельность, связанную с выбросом вредных веществ в атмосферный воздух, Плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ при неблагоприятных метеорологических условиях, утвержденного руководителем ПАО «ММТП» и согласованного с Комитетом промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области, строго предусмотрена нормами действующего природоохранного законодательства.
Учитывая, ежегодное увеличение грузооборота в ПАО «ММТП» и возможное изменение значения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, подтверждает необходимость выполнения работ заявленных прокурором в иске.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая объем работ, который необходимо провести ответчику, в том числе проведении мероприятий по инвентаризации выбросов пыли каменного угля, а также проведения расчета источников выброса, разработке Плана мероприятий по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ, в целях реального исполнения судебного акта, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда по первому пункту просительной части иска до 30 ноября 2016 года, по второму пункту – до 01 февраля 2017 года, полагая указанный срок разумным и достаточным.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу бюджета муниципального образования город Мурманск подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░ ░░ 30 ░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 2.1.6.2309-07 «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░»;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░ 51.04-52-85);
- ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░