Дело --
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
-- 21 апреля 2015 года
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Потапова А.А.,
при секретаре --7
с участием --2, прокурора -- --8, представителя органа опеки и попечительства -- --9, представителя администрации -- --10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора -- к администрации -- о возложении обязанности на администрацию -- предоставить --2 по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение на территории --, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 33,0 кв.м.
УСТАНОВИЛ:
--, в силу ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд в интересах --2, с указанным с иском к администрации --
Заявление прокурора мотивировано тем, что --2 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, собственного жилья не имеет, в связи с чем, на основании Федерального Закона РФ от -- № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РФ) имеет право на меры социальной поддержки, на внеочередное обеспечение жилым помещением.
В соответствии с постановлением главы администрации -- от -- --, --2 признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди, включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В настоящее время --2 окончил образовательное учреждение - ГОАУ НПО АО «Профессиональный технический лицей --» --, однако до настоящего времени администрацией --, жилой площадью не обеспечен, что нарушает его право на обеспечение жильем вне очереди.
Просит суд обязать ответчика представить --2 по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение на территории --, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 33,0 кв.м.
-- не соглашаясь с иском, письменном отзыве указала, что жилье у администрации -- отсутствует для предоставления его данной категории лиц, жилой фонд был передан в 2008 году в Новокиевский сельсовет --, бюджет -- дотационный.
Дело рассмотрено без участия Министерства социальной защиты населения -- просившего рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, иск поддержал по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, просит суд обязать ответчика представить --2 по договору найма благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в -- отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 33,0 кв.м.
--2 подтвердил доводы, изложенные прокурором, дополнив, что он относится к категории детей оставшихся без попечения родителей, за ним ранее было закреплено жилое помещение в --, однако сохранено не было, своего жилья не имеет, ответчик после окончания им учебного заведения жилым помещением не обеспечил, зарегистрирован в --, но проживает у знакомых в -- по другому адресу. Настаивая на удовлетворении иска просил суд обязать администрацию -- предоставить ему жилое помещение в -- или в --.
Представитель ответчика --10, иск не признала, не оспаривает, что --2 должно быть предоставлено жилое помещение, однако предоставить в настоящее время жилое помещение не представляется возможным в виду отсутствия в администрации района свободного жилого фонда, денежных средств на приобретение жилья и не своевременного поступления субвенций из областного бюджета.
Представитель органа опеки и попечительства -- --9 поддержала исковые требования, пояснила, что --2 состоит на учете на получение жилья, право --2 на обеспечение жилым помещением нарушено и ему должно быть предоставлено жильё.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от -- «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 7 приведенной статьи по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются данным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Исходя из статьи 5 Федерального закона от -- "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" № 159-ФЗ, предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4 части 1 статьи -- от -- "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» -- и пункте 4 Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного постановлением правительства -- от -- --, согласно которым органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по однократному обеспечению за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору специализированного найма жилыми помещениями площадью в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления в порядке, определенном --.
Из копии паспорта --2, серии --, следует, что --2 родился -- в --.
В соответствии с копией решения Мазановского районного суда -- от -- --3 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего --2 -- года рождения.
В соответствии с копией решения Южно-Курильского районного суда -- от -- --4 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего --2 -- года рождения.
Согласно Постановлению главы -- от -- --, --2 признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди.
В 2013 году --2 окончил ГОАУ НПО АО «Профессиональный технический лицей --» --, присвоена квалификация: штукатур 3-гоо разряда; маляр 3-го разряда; облицовщик-плиточник 3-го разряда, что подтверждено копией свидетельства об уровне квалификации --.
В судебном заседании не оспаривается сторонами право --2 на получение вне очереди жилого помещения.
Судом установлено, что --2 обращался в адрес главы администрации -- с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, однако, ответчик до настоящего времени жилую площадь не предоставил, чем нарушил предусмотренное законодательством право --2 на обеспечение жильем вне очереди.
Как следует из материалов дела, администрацией -- жилое помещение --2 не было приобретено, как указал ответчик, в связи с отсутствием в администрации свободного жилья, денежных средств и несвоевременное финансирование министерства образования и науки --.
Эти доводы, суд считает необоснованным, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от каких либо условий, и не основаны на законе.
Предоставление вне очереди жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от иных условий.
Положения приведенных норм не содержат указания на срок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, что предполагает осуществление права на их получение незамедлительно после его возникновения.
Кроме того, в соответствии со статьями 72 (пунктами "к" и "ж" части первой) и 76 (части вторая и пятая) Конституции РФ вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В связи с этим условия и порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, ссылка ответчика на то, что предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется за счет субвенций из бюджета --, не может исключать действия норм федерального законодательства и не может служить основанием ограничения условий реализации прав --2 на получение жилья, отвечающего санитарным, техническим требованиям и социальным нормам по договору найма специализированного жилого помещения.
Предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площадью во вне очередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия других лиц, обладающих аналогичным правом.
На основании установленных в судебном заседании обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что администрация -- обязана предоставить --2 жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общей площадью не менее 33 кв.м., оно должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с положениями п. 1 ст.8 Федерального закона от -- «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ, детям данной категории предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц,
Таким образом, жилое помещение --2 должно предоставляться по месту его жительства в --.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора -- к администрации -- удовлетворить.
Обязать администрацию -- предоставить --2 по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение в --, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 33,0 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через -- в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Копия верна:
Председательствующий
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ
Дело --
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--