Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1107/2021 ~ М-796/2021 от 02.04.2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара 11 мая 2021 года

Красноглинский районный суд г. Самары в составе

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Мамышевой А.З.,

с участием представителей административного истца <данные изъяты>. и <данные изъяты>.,

заинтересованного лица Виноградова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1107/2021 по административному иску АО «Группа компаний «Электрощит» - ТМ Самара» к государственной инспекции труда в Самарской области о признании незаконным и отмене предписания,

у с т а н о в и л:

Административный истец АО «Группа компаний «Электрощит» - ТМ Самара» обратился в суд с административным иском к государственной инспекции труда в Самарской области о признании незаконным и отмене предписания главного инспектора труда <данные изъяты>. от <дата> .

В обоснование исковых требований административный истец указал, что <дата> главным инспектором труда <данные изъяты>. выдано предписание возложив на истца обязанность произвести перерасчет и оплату сверхурочной работы Виноградова В.Н. за период с <дата> по <дата>, по правилам ч.1 ст. 152 Трудового кодекса РФ, за первые два часа в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере, с учетом предусмотренной ст. 236 Трудового кодекса РФ денежной компенсации, основание ст. 99, 152, 357 Трудового кодекса РФ в срок до 16 апреля с приложением документов, подтверждающих его надлежащее исполнение.

С данным предписанием административный ответчик не согласился, указывая, что расчет оплаты сверхурочной работы произведен в соответствии с положением Временного регламента по оплате труда при суммированном учете рабочего времени, действующий с <дата>. Законность использования Временного регламента проверялась Красноглинским районным судом г. Самары в рамках гражданского дела, дискриминационных положений или норм, противоречащих законодательству не установлено.

Определением суда <дата> в протокольной форме к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Виноградов В.Н., в рамках рассмотрения обращению которого ответчиком выдано оспариваемое предписание.

В судебном заседании представители административного истца <данные изъяты>. и <данные изъяты>., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании административные исковые требования поддержали и просили удовлетворить требования в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.

Административный ответчик, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание представителя не направил, предоставив письменные возражения на административный иск с просьбой об оставлении без изменения административных исковых требований, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило.

Заинтересованное лицо Виноградов В.Н. в судебном заседании указал о необоснованности административных исковых требованиях.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 356 Трудового кодекса РФ предусмотрен перечень полномочий федеральной инспекции труда, к которым отнесены, в частности, осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведение приема и рассмотрение жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй и пятнадцатый).

В соответствии с абзацем шестым части первой статьи 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Согласно части второй статьи 357 Трудового кодекса РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Исходя из приведенных норм Трудового кодекса РФ, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению.

Таким образом, при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, посредством вынесения обязательного для работодателя предписания.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в государственной инспекции труда в Самарской области <дата> зарегистрировано заявление Виноградова В.Н. об оплате его труда ЗАО Группа Компаний «Электрощит» - ТМ Самара в меньшем размере, чем предусмотрено трудовым законодательством. Распоряжением от <дата> ответчиком было инициировано проведение внеплановой документарной проверки юридического лица АО «Группа Компаний «Электрощит» - ТМ Самара», по результатам которой <дата> выдано предписание с возложением обязанности на административного истца произвести перерасчет и оплату сверхурочной работы Виноградова В.Н. за период с <дата> по <дата>, по правилам ч.1 ст. 152 Трудового кодекса РФ, за первые два часа в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере, с учетом предусмотренной ст. 236 Трудового кодекса РФ денежной компенсации, основание ст. 99, 152, 357 Трудового кодекса РФ, сроком выполнения до <дата> с приложением документов, подтверждающих его надлежащее исполнение. Предписание вручено представителю ответчика <дата>, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором.

С данным предписанием не согласился АО «Группа Компаний «Электрощит» - ТМ Самара» и <дата> обратился в суд с настоящим иском, то есть в установленный 10-дневный срок со дня получения оспариваемого акта.

В соответствии со ст. 99 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Оплата сверхурочной работы регламентирована ст. 152 Трудового кодекса РФ.

Согласно ст. 152 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Из ч.2 ст. 153 Трудового кодекса РФ следует, что конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

В силу ст. 100 Трудового кодекса РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

В силу ч. 1, ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из положения ч.1 ст. 104 Трудового кодекса РФ следует, что когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.

В соответствии с ч. 4 ст. 104 Трудового кодекса РФ порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Таким образом, законодатель предусмотрел право работодателя устанавливать порядок оплаты труда работнику сверхурочно, а также в выходные и праздничные дни в соответствии с внутренними локальными актами.

Согласно трудового договора от <дата>, заключенного между ЗАО «ГК «Электрощит» - ТМ Самара» и Виноградовым В.Н., установлен режим рабочего времени с 8.00 до 20.00 часов либо с 20.00 до 08.00 часов посменно, бессрочного срока действия. Дополнительным соглашением от <дата> к трудовому договору от <дата>, вступившим в силу с <дата>, раздел «организация и оплата труда» изложена в следующей редакции: «кроме установленного должностного оклада работнику выплачиваются надбавки, доплаты и прочие выплаты, регулируемые локальными актами предприятии. За работу во вредных условиях труда размер выплаты составил 4%».

ЗАО «ГК «Электрощит» - ТМ Самара» принят Временный регламент по оплате труда при суммированном учете рабочего времени на предприятии, началом действия с 01.01.2015г. Временный регламент является локальным нормативным актом, определяющим в соответствии с действующим законодательством порядок ведения суммированного учета и оплаты при суммированном учете рабочего времени работникам предприятия, работающим на условиях суммированного учета рабочего времени.

Временным регламентом установлено, что суммированный учет ведется в отношении работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем на основании заключенных бессрочных и срочных трудовых договоров, и выполняющих определенные виды работ, где по условиям производства (работ) не может быть соблюдена для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени (п. 1.2).

Целью применения Регламента является актуальное, надлежащее и точное разъяснение порядка расчета и его реализация в оплате труда при СУРВ, достижение упорядоченности оплаты труда, оптимизация планирования и управления расходами на оплату труда (п. 1.3).

В разделе 2 Временного регламента изложен порядок расчета сверхурочных часов (переработки) при суммированном учете рабочего времени, в том числе приведена формула расчета, в п.3.4 - оплата за работу в выходные и праздничные дни в двойном размере согласно ст. 153 Трудового кодекса РФ: в размере одинарной дневной ставки оклада сверх оклада за каждый час работы, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в переделах месячной нормы рабочего времени по установленному графику; в размере двойной дневной ставки оклада за каждый час работы, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени, установленной графиком работы (сменности).

Согласно расчетным листам за период в <дата> и <дата> Виноградову В.Н. произведена оплата за сверхурочную работу свыше 2 часов в 1,5 размере (суммированный учет) и доплата за работу в праздничные дни по графику (СУРВ), то есть в двойном размере.

Положением ч.1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Сведений о работе Виноградова В.Н. в декабре 2020 года сверхурочно административным ответчиком не представлено, также не представлены доказательства неправомерного исчисления оплаты сверхурочной работы, в выходные и праздничные дни по локальному акту организации.

При таких обстоятельствах, суд признает законными действиями работодателя при расчете оплаты сверхурочной работы по статье 153 Трудового кодекса РФ в соответствии с действующим локальным актом - Временным регламентом, оснований для оплаты работы Виноградова В.Н. по правилам ч.1 ст. 152 Трудового кодекса РФ оснований не имеется и приведет к двойной оплате.

Доводы административного ответчика, изложенные в письменных возражениях на иск, об отсутствии оплаты работы Виноградова В.Н. в праздничные дни (<дата>) как сверхурочной работы, подлежащая оплате в размере более одинарного, судом во внимание не принимаются, поскольку противоречат позиции Верховного Суда РФ, изложенной в решении от <дата>, где разъяснено, что правовая природа сверхурочной работы и работы в выходные и нерабочие праздничные дни едина, оплата в повышенном размере одновременно как на основании статьи 152 ТК РФ, так и ст. 153 ТК РФ будет являться необоснованной и чрезмерной. Для работников с суммированным учетом рабочего времени работа в праздничные дни входит в месячную норму рабочего времени и они должны выполнить эту норму, включающую и работу в нерабочие праздничные дни.

В нарушение положении ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ административным ответчиком не представлены доказательства ухудшение прав работника фактическим осуществлением оплаты труда, в том числе отсутствует иной расчет оплаты труда за 4 квартал 2020 года на основании ч.1 ст. 152 Трудового кодекса РФ.

Анализируя положения Временного регламента, судом не установлено ухудшение положения работника по сравнению с действующим трудовым законодательством, Профсоюзная организация данный локальный акт не оспаривала.

Кроме того, законность Временного регламента неоднократно проверялась судебными инстанции.

Так, решением Красноглинского районного суда г. Самары от <дата>, вступившем в законную силу <дата>, по гражданскому делу с привлечением третьим лицом Государственную инспекцию труда в Самарской области отказано в удовлетворении требования Виноградова В.Н. о признании Временного регламента по оплате труда при суммированном учете рабочего времени от <дата> недействительным; решением Красноглинского районного суда г. Самары от <дата> года, вступившем в законную силу <дата>, по гражданскому делу отказано Виноградову В.Н. в признании недействительными и неподлежащими применению локального акта - Временного регламента по оплате труда при суммированном учете рабочего времени от <дата>.

Исходя из вышеизложенного, суд находит обоснованными требования административного ответчика, в связи с чем они подлежат удовлетворению.

С учетом разрешения настоящего иска, суд полагает необходимость в принятых определением суда от <дата> мерах предварительной защиты административного иска в виде приостановления исполнение и действие предписания от <дата> государственной инспекции труда в Самарской области отпала, меры подлежат отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования АО «Группа компаний «Электрощит» - ТМ Самара» к государственной инспекции труда в Самарской области о признании незаконным и отмене предписания удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание от <дата> государственной инспекции труда в Самарской области.

Меры предварительной защиты административного иска в виде приостановления исполнение и действие предписания от <дата> государственной инспекции труда в Самарской области, принятые определением Красноглинского районного суда г. Самары от <дата>, отменить.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г.Самара в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 21.05.2021 года.

Судья: И.А. Щетинкина

2а-1107/2021 ~ М-796/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АО "Группа компаний "Электрощит" ТМ Самара
Ответчики
Государственная инспекция труда
Другие
Виноградов В.Н.
Суд
Красноглинский районный суд г. Самары
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на странице суда
krasnoglinsky--sam.sudrf.ru
02.04.2021Регистрация административного искового заявления
02.04.2021Передача материалов судье
05.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
05.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2021Судебное заседание
12.05.2021Судебное заседание
21.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее