Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1611/2021 ~ М-580/2021 от 02.02.2021

Дело № 2а-1611/2021

УИД 36RS0004-01-2021-000863-67

3.020 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    16 апреля 2021 года                                                                                                             г. Воронеж

Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                    Яковлева А.С.,

при секретаре                                        Галаган О.Г.,

с участием:

представителя административного ответчика УМВД России по г. Воронежу по доверенности Васильевой М.А.,

представителя административного ответчика ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Четкиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Нечипуренко Татьяны Борисовны, действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей Нечипуренко Майи Олеговны и Сидоренковой Веры Евгеньевны к ГУ МВД России по Воронежской области, УМВД России по городу Воронежу, Отделу полиции № 8 УМВД России по г. Воронежу, начальнику Отдела полиции № 8 УМВД по              г. Воронежу Бучневу С.Е. о признании незаконным бездействия, выразившегося в не выдаче решений, принятых по обращениям от 23 декабря 2020 г. и 12 января 2021 г.,

УСТАНОВИЛ:

Нечипуренко Т.Б., действующая от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей Нечипуренко М.О. и Сидоренковой В.Е., обратилась в суд с административным иском к Отделу полиции № 8 УМВД России по г. Воронежу, начальнику Отдела полиции № 8 УМВД по                           г. Воронежу Бучневу С.Е. о признании незаконным бездействие отдела полиции № 8 Ленинского района города Воронеж, начальника отдела полиции № 8 Ленинского района города Воронеж, выразившееся в не рассмотрении заявления о совершенных противоправных действиях                 Мазиной М.В. и Горбаневым В.И. от 15 октября 2020 года, непринятии мер для привлечения их к ответственности, в невыдаче решений, принятых по обращениям от 15.10.2020 года,                                    от 23.12.2020 года, от 12.01.2021 года.

Мотивируя заявленные требования, указывала в административном иске, что она проживает в квартире с двумя несовершеннолетними детьми и владеет долей в праве общей долевой собственности на квартиру и земельный участок.

На данном земельном участке ею было построено крыльцо в свою квартиру, которое                                    15 октября 2020 года было разрушено её соседями - мужем, женой Мазина М.В. и Горбанев В.И.

Прибывший сотрудник полиции принял заявление, произвел осмотр и опрос. Никаких дальнейших действий не последовало.

Через сайт МВД 19 октября 2020 года ею были направлены документы о причинении материального ущерба, а именно чеки на сумму 5 500 тысяч рублей, номер обращения № 7808 от 20.10.2020 года. О принятом по обращению решении она уведомлена не была и только после обращения через сайт МВД от 28.10.2020 г. об ознакомлении с материалами проверки, ей было выдано постановление об отказе в возбуждении уголовного дела датированное 11 октября                   2020 года, которое 23 ноября 2020 года было отменено прокурором района, по её жалобе от                    18 ноября 2020 года и направлено на дополнительную проверку, срок которой определен 25 дней.

Однако, по направленным на проведение дополнительной проверки материалам никаких действий сотрудниками полиции не проводилось. После получения ответа прокурора, из которого ей стало известно об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, 10 декабря 2020 года через сайт МВД ею было направлено заключение эксперта о стоимости материального ущерба, размер восстановительного ремонта определен экспертом в размере 21 445 рублей.

Не получив никакого ответа или решения, 23 декабря 2020 года она обратилась к начальнику отдела полиции с жалобой на бездействие сотрудников полиции. Согласно почтовому уведомлению жалоба получена 24 декабря 2020 года.

12 января 2021 года она вновь обратилась через сайт УМВД с заявлением о предоставлении материалов проверки для ознакомления и выдачи решения по заявлению, которое также до настоящего времени не рассмотрено, материалы проверки для ознакомления не предоставлены, решение, принятое по её заявлению, не выдано.

Указанное бездействие административный истец полагает незаконным, как нарушающим положения ст. 33 Конституции РФ, Федерального закона от 2 мая 2006 г.                                                 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной Приказом МВД России от 29.08.2014 г. № 736, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Определением судьи о подготовке дела к судебному разбирательству от 04.02.2021 г. к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ГУ МВД России по Воронежской области, УМВД России по городу Воронежу.

Определением суда от 01.04.2021 г., на основании положений ст.ст. 128, 194, 195, 198, 199 КАС РФ, прекращено производство по административному делу в части требований              Нечипуренко Т.Б. о признании незаконным бездействие, выразившееся в нерассмотрении заявления о совершенных противоправных действиях Мазиной М.В. и Горбаневым В.И. от 15 октября               2020 года, непринятии мер для привлечения к ответственности, в невыдаче решения, принятого по обращению от 15.10.2020 года.

В судебном заседании 01.04.2021 г. объявлялся перерыв до 16.04.2021 г.

Административный истец Нечипуренко Т.Б., а также лица в интересах которых действует заявитель, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела 16.04.2021 г. судом надлежащим образом извещены, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления о вручении заказной корреспонденции.

Административные ответчики по делу Отдел полиции № 8 УМВД России по г. Воронежу, начальник Отдела полиции № 8 УМВД по г. Воронежу Бучнев С.Е. о времени и месте проведения судебного заседания 01.04.2021 г. судом надлежащим образом извещены, после перерыва явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, об отложении рассмотрения дела не просили, доказательств наличия уважительных причин неявки суду не привели.

С учетом изложенного и на основании положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ суд полагает возможным рассмотрение дела провести в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании представители административных ответчиков УМВД России по                        г. Воронежу по доверенности Васильева М.А., ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Четкина О.А., заявленные требования не признали, в их удовлетворении просили отказать в полном объеме, пояснив, что при рассмотрении обращений Нечипуренко Т.Б. нарушений допущено не было. Обращения рассмотрены, ответы заявителю предоставлены.

Заслушав пояснения присутствующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Настоящее административное исковое заявление поступило в суд 02.02.2021 г. Принимая во внимание, что заявленное оспариваемое бездействие по неполучению ответов на обращения носит длящийся характер, а также учитывая, что на момент подачи административного иска не истек установленный законом трехмесячный срок с момента наступления даты исполнения административными ответчиками срока рассмотрения самого раннего обращения от 23.12.2020 г., суд полагает процессуальный срок, установленный для обращения в суд с соответствующим административным исковым заявлением, не пропущенным. Административные ответчики, указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела не оспаривали, доказательств в их опровержение суду не представили.

В соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Так, Нечипуренко Т.Б. заявлены требования о признании незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в не предоставлении ей ответов по обращениям от 23.12.2020 г. и 12.01.2021 г. При этом административным истцом не ставится вопрос об исследовании сроков рассмотрения обращений, а также соблюдения сроков дачи ответов на такие обращения. Таким образом, юридически значимыми для дела обстоятельствами, подлежащими установлению в ходе судебного разбирательства, являются обстоятельства исполнения стороной административных ответчиков обязанности по фактическому рассмотрению обращений, подготовки на них письменных ответов, а также доведения их до сведения заявителя.

В силу положений статьи 46 Конституции РФ и в соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как указал Конституционный Суд РФ, процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28 января 2016 года № 109-О, от 26 мая 2016 года N 1145-О и др.).

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).                  К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Частью 2 статьи 24 Конституции РФ гарантировано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статьей 33 Конституции РФ, частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон о порядке рассмотрения обращений граждан) предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).

В соответствии со статьей 9, пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению; государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Частью 1 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.

Согласно статье 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме (пункт 1); знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (пункт 2); получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3).

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (часть 3 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ).

Приказом МВД Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 707 утверждена Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктом 2 Инструкции, рассмотрение обращений граждан в системе МВД России осуществляется подразделениями центрального аппарата МВД России, территориальными органами МВД России, образовательными, научными, медико-санитарными и санаторно-курортными организациями, окружными управлениями материально-технического снабжения, учреждениями, а также иными организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

Согласно пунктам 8.1 и 8.2 Инструкции сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина (пункт 8.1), принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (пункт 8.2); направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции (пункт 8.3).

Пунктами 9.1 и 9.2 Инструкции предусмотрено, что гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме (пункт 9.1), знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну (пункт 9.2).

Организационное решение по обращению принимает руководитель ведомства, который в резолюции по обращению в письменном виде определяет должностное лицо, ответственное за рассмотрение обращения и уполномоченное на подписание ответа, сроки, порядок рассмотрения и проведения проверочных мероприятий, а также необходимость осуществления контроля, а лицо, ответственное за рассмотрение обращения, соответствующей резолюцией определяет непосредственного исполнителя (пункты 79 - 81 Инструкции).

В силу пунктов 89-91 Инструкции сроки рассмотрения обращений, поступивших в МВД России и направленных для рассмотрения по существу в подразделения центрального аппарата Министерства и территориальные органы, исчисляются с даты регистрации в ДДО МВД России, поступивших в территориальные органы напрямую от гражданина, - от даты регистрации в подразделении делопроизводства территориального органа.

Срок рассмотрения обращения, поданного в ходе личного приема гражданина, исчисляется с даты приема.

Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.

В соответствии с п. 113 Инструкции, результатом рассмотрения обращений, в том числе полученных в ходе приема граждан, являются:

113.1. Письменный или направленный в форме электронного документа либо устный, данный на личном приеме ответ гражданину по существу всех поставленных им вопросов.

113.2. Письменное или направленное в форме электронного документа либо устное, данное на личном приеме уведомление гражданина:

113.2.1. Об оставлении его обращения без ответа по существу с изложением причин.

113.2.2. О переадресации обращения в государственный орган или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.

113.3. Принятие решения о списании обращения в номенклатурное дело без ответа на основании рапорта или докладной записки сотрудника, осуществляющего рассмотрение, или сотрудника подразделения делопроизводства в случаях, установленных пунктом 146 Инструкции.

Материалами дела установлено.

25.12.2020 г. в адрес Отдела полиции № 8 УМВД России по г. Воронежу поступило обращение Нечипуренко Т.Б. от 23.12.2020 г. по факту ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей сотрудниками Отдела полиции № 8 УМВД России по г. Воронежу при рассмотрении её заявления. Данное обращение зарегистрировано в СЭД МВД России за регистрационным номером 3/207724331698 от 25.12.2020 г.

По материалам проверки 22.01.2021 г. подготовлено заключение, которым признаны частично подтвердившимися доводы Нечипуренко Т.Б. о ненадлежащем исполнении сотрудниками отдела полиции своих должностных обязанностей.

По результатам рассмотрения обращения, на основании заключения о проведении служебной проверки, 04.03.2021 г. Нечипуренко Т.Б. дан письменный ответ, в котором сообщено, что по результатам проведенной проверки усмотрены нарушения ведомственных нормативных правовых актов, выразившиеся в неполноте проведенной проверки. В настоящее время материалы КУСП находятся на дополнительной проверке. По данному факту назначено проведение служебной проверки, по результатам которой виновные должностные лица будут привлечены к дисциплинарной ответственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

В подтверждение факта направления ответа в материалы дела представлена копия почтового реестра об отправке, которая принимается судом в качестве надлежащего доказательства исполнения административными ответчиками своей обязанности по рассмотрению обращения административного истца и даче на него письменного ответа.

13.01.2021 г. в адрес ОП № 8 УМВД России по г. Воронежу, по средствам системы электронного документооборота, поступило обращение административного истца с просьбой об ознакомлении с материалами проверки КУСП № 18629 и выдачи решения, принятого по результатам проверки.

По результатам рассмотрения обращения ходатайство Нечипуренко Т.Б. удовлетворено и 09.02.2021 г. заявитель ознакомлена с материалами проверки КУСП № 18629 от 15.10.2020 г., получена копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Таким образом, указанное обращение административного истца рассмотрено в установленном законом порядке, содержащиеся в нем просьбы удовлетворены.

Также при разрешении требований в указанной части суд полагает необходимым отметить, что согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

При обращении в суд, административному истцу надлежит доказать факт нарушения его прав оспариваемым бездействие и указать норму права, на соответствие которой необходимо проверить такое бездействие.

При этом, такой факт нарушении прав, а также совершенное незаконное бездействие заявленного административного ответчика, должны иметь место быть уже на дату обращения в суд, поскольку исходя из смысла и содержания положений ч. 1 ст. 4 КАС РФ, такое обращение в суд преследует за собой защиту нарушенных или оспариваемых прав.

Обращение поступило в отдел полиции 13.01.2021 г. Таким образом, оно должно было быть рассмотрено в тридцатидневный срок с даты его поступления.

Указывая на имеющий место факт незаконного бездействия по принятию мер на основании поданного ей обращения, Нечипуренко Т.Б. обратилась в суд с настоящим иском 02.02.2021 г., то есть до истечения установленного законом тридцатидневного срока.

Принимая во внимание, что на момент подачи иска срок исполнения административными ответчиками возложенной на них вышеуказанными нормативными актами обязанности не наступил, обязательства могли быть исполнены в любой момент течения срока, отсутствует факт незаконного бездействия, и как следствие факт нарушения прав и законных интересов административного истца на момент обращения в суд с настоящим иском.

Отсутствие указанной обязательной совокупности обстоятельств свидетельствует об отсутствии правовых оснований к удовлетворению иска, с учетом чего, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Нечипуренко Татьяны Борисовны, действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей Нечипуренко Майи Олеговны и Сидоренковой Веры Евгеньевны к ГУ МВД России по Воронежской области, УМВД России по городу Воронежу, Отделу полиции № 8 УМВД России по г. Воронежу, начальнику Отдела полиции № 8 УМВД по г. Воронежу Бучневу С.Е. о признании незаконным бездействия выразившегося в не выдаче решений, принятых по обращениям от 23 декабря 2020 г., и 12 января 2021 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                              А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные законом десять рабочих дней             19 апреля 2021 года.

Дело № 2а-1611/2021

УИД 36RS0004-01-2021-000863-67

3.020 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    16 апреля 2021 года                                                                                                             г. Воронеж

Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                    Яковлева А.С.,

при секретаре                                        Галаган О.Г.,

с участием:

представителя административного ответчика УМВД России по г. Воронежу по доверенности Васильевой М.А.,

представителя административного ответчика ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Четкиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Нечипуренко Татьяны Борисовны, действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей Нечипуренко Майи Олеговны и Сидоренковой Веры Евгеньевны к ГУ МВД России по Воронежской области, УМВД России по городу Воронежу, Отделу полиции № 8 УМВД России по г. Воронежу, начальнику Отдела полиции № 8 УМВД по              г. Воронежу Бучневу С.Е. о признании незаконным бездействия, выразившегося в не выдаче решений, принятых по обращениям от 23 декабря 2020 г. и 12 января 2021 г.,

УСТАНОВИЛ:

Нечипуренко Т.Б., действующая от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей Нечипуренко М.О. и Сидоренковой В.Е., обратилась в суд с административным иском к Отделу полиции № 8 УМВД России по г. Воронежу, начальнику Отдела полиции № 8 УМВД по                           г. Воронежу Бучневу С.Е. о признании незаконным бездействие отдела полиции № 8 Ленинского района города Воронеж, начальника отдела полиции № 8 Ленинского района города Воронеж, выразившееся в не рассмотрении заявления о совершенных противоправных действиях                 Мазиной М.В. и Горбаневым В.И. от 15 октября 2020 года, непринятии мер для привлечения их к ответственности, в невыдаче решений, принятых по обращениям от 15.10.2020 года,                                    от 23.12.2020 года, от 12.01.2021 года.

Мотивируя заявленные требования, указывала в административном иске, что она проживает в квартире с двумя несовершеннолетними детьми и владеет долей в праве общей долевой собственности на квартиру и земельный участок.

На данном земельном участке ею было построено крыльцо в свою квартиру, которое                                    15 октября 2020 года было разрушено её соседями - мужем, женой Мазина М.В. и Горбанев В.И.

Прибывший сотрудник полиции принял заявление, произвел осмотр и опрос. Никаких дальнейших действий не последовало.

Через сайт МВД 19 октября 2020 года ею были направлены документы о причинении материального ущерба, а именно чеки на сумму 5 500 тысяч рублей, номер обращения № 7808 от 20.10.2020 года. О принятом по обращению решении она уведомлена не была и только после обращения через сайт МВД от 28.10.2020 г. об ознакомлении с материалами проверки, ей было выдано постановление об отказе в возбуждении уголовного дела датированное 11 октября                   2020 года, которое 23 ноября 2020 года было отменено прокурором района, по её жалобе от                    18 ноября 2020 года и направлено на дополнительную проверку, срок которой определен 25 дней.

Однако, по направленным на проведение дополнительной проверки материалам никаких действий сотрудниками полиции не проводилось. После получения ответа прокурора, из которого ей стало известно об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, 10 декабря 2020 года через сайт МВД ею было направлено заключение эксперта о стоимости материального ущерба, размер восстановительного ремонта определен экспертом в размере 21 445 рублей.

Не получив никакого ответа или решения, 23 декабря 2020 года она обратилась к начальнику отдела полиции с жалобой на бездействие сотрудников полиции. Согласно почтовому уведомлению жалоба получена 24 декабря 2020 года.

12 января 2021 года она вновь обратилась через сайт УМВД с заявлением о предоставлении материалов проверки для ознакомления и выдачи решения по заявлению, которое также до настоящего времени не рассмотрено, материалы проверки для ознакомления не предоставлены, решение, принятое по её заявлению, не выдано.

Указанное бездействие административный истец полагает незаконным, как нарушающим положения ст. 33 Конституции РФ, Федерального закона от 2 мая 2006 г.                                                 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной Приказом МВД России от 29.08.2014 г. № 736, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Определением судьи о подготовке дела к судебному разбирательству от 04.02.2021 г. к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ГУ МВД России по Воронежской области, УМВД России по городу Воронежу.

Определением суда от 01.04.2021 г., на основании положений ст.ст. 128, 194, 195, 198, 199 КАС РФ, прекращено производство по административному делу в части требований              Нечипуренко Т.Б. о признании незаконным бездействие, выразившееся в нерассмотрении заявления о совершенных противоправных действиях Мазиной М.В. и Горбаневым В.И. от 15 октября               2020 года, непринятии мер для привлечения к ответственности, в невыдаче решения, принятого по обращению от 15.10.2020 года.

В судебном заседании 01.04.2021 г. объявлялся перерыв до 16.04.2021 г.

Административный истец Нечипуренко Т.Б., а также лица в интересах которых действует заявитель, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела 16.04.2021 г. судом надлежащим образом извещены, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления о вручении заказной корреспонденции.

Административные ответчики по делу Отдел полиции № 8 УМВД России по г. Воронежу, начальник Отдела полиции № 8 УМВД по г. Воронежу Бучнев С.Е. о времени и месте проведения судебного заседания 01.04.2021 г. судом надлежащим образом извещены, после перерыва явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, об отложении рассмотрения дела не просили, доказательств наличия уважительных причин неявки суду не привели.

С учетом изложенного и на основании положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ суд полагает возможным рассмотрение дела провести в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании представители административных ответчиков УМВД России по                        г. Воронежу по доверенности Васильева М.А., ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Четкина О.А., заявленные требования не признали, в их удовлетворении просили отказать в полном объеме, пояснив, что при рассмотрении обращений Нечипуренко Т.Б. нарушений допущено не было. Обращения рассмотрены, ответы заявителю предоставлены.

Заслушав пояснения присутствующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Настоящее административное исковое заявление поступило в суд 02.02.2021 г. Принимая во внимание, что заявленное оспариваемое бездействие по неполучению ответов на обращения носит длящийся характер, а также учитывая, что на момент подачи административного иска не истек установленный законом трехмесячный срок с момента наступления даты исполнения административными ответчиками срока рассмотрения самого раннего обращения от 23.12.2020 г., суд полагает процессуальный срок, установленный для обращения в суд с соответствующим административным исковым заявлением, не пропущенным. Административные ответчики, указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела не оспаривали, доказательств в их опровержение суду не представили.

В соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Так, Нечипуренко Т.Б. заявлены требования о признании незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в не предоставлении ей ответов по обращениям от 23.12.2020 г. и 12.01.2021 г. При этом административным истцом не ставится вопрос об исследовании сроков рассмотрения обращений, а также соблюдения сроков дачи ответов на такие обращения. Таким образом, юридически значимыми для дела обстоятельствами, подлежащими установлению в ходе судебного разбирательства, являются обстоятельства исполнения стороной административных ответчиков обязанности по фактическому рассмотрению обращений, подготовки на них письменных ответов, а также доведения их до сведения заявителя.

В силу положений статьи 46 Конституции РФ и в соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как указал Конституционный Суд РФ, процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28 января 2016 года № 109-О, от 26 мая 2016 года N 1145-О и др.).

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).                  К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Частью 2 статьи 24 Конституции РФ гарантировано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статьей 33 Конституции РФ, частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон о порядке рассмотрения обращений граждан) предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).

В соответствии со статьей 9, пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению; государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Частью 1 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.

Согласно статье 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме (пункт 1); знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (пункт 2); получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3).

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (часть 3 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ).

Приказом МВД Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 707 утверждена Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктом 2 Инструкции, рассмотрение обращений граждан в системе МВД России осуществляется подразделениями центрального аппарата МВД России, территориальными органами МВД России, образовательными, научными, медико-санитарными и санаторно-курортными организациями, окружными управлениями материально-технического снабжения, учреждениями, а также иными организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

Согласно пунктам 8.1 и 8.2 Инструкции сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина (пункт 8.1), принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (пункт 8.2); направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции (пункт 8.3).

Пунктами 9.1 и 9.2 Инструкции предусмотрено, что гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме (пункт 9.1), знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну (пункт 9.2).

Организационное решение по обращению принимает руководитель ведомства, который в резолюции по обращению в письменном виде определяет должностное лицо, ответственное за рассмотрение обращения и уполномоченное на подписание ответа, сроки, порядок рассмотрения и проведения проверочных мероприятий, а также необходимость осуществления контроля, а лицо, ответственное за рассмотрение обращения, соответствующей резолюцией определяет непосредственного исполнителя (пункты 79 - 81 Инструкции).

В силу пунктов 89-91 Инструкции сроки рассмотрения обращений, поступивших в МВД России и направленных для рассмотрения по существу в подразделения центрального аппарата Министерства и территориальные органы, исчисляются с даты регистрации в ДДО МВД России, поступивших в территориальные органы напрямую от гражданина, - от даты регистрации в подразделении делопроизводства территориального органа.

Срок рассмотрения обращения, поданного в ходе личного приема гражданина, исчисляется с даты приема.

Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.

В соответствии с п. 113 Инструкции, результатом рассмотрения обращений, в том числе полученных в ходе приема граждан, являются:

113.1. Письменный или направленный в форме электронного документа либо устный, данный на личном приеме ответ гражданину по существу всех поставленных им вопросов.

113.2. Письменное или направленное в форме электронного документа либо устное, данное на личном приеме уведомление гражданина:

113.2.1. Об оставлении его обращения без ответа по существу с изложением причин.

113.2.2. О переадресации обращения в государственный орган или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.

113.3. Принятие решения о списании обращения в номенклатурное дело без ответа на основании рапорта или докладной записки сотрудника, осуществляющего рассмотрение, или сотрудника подразделения делопроизводства в случаях, установленных пунктом 146 Инструкции.

Материалами дела установлено.

25.12.2020 г. в адрес Отдела полиции № 8 УМВД России по г. Воронежу поступило обращение Нечипуренко Т.Б. от 23.12.2020 г. по факту ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей сотрудниками Отдела полиции № 8 УМВД России по г. Воронежу при рассмотрении её заявления. Данное обращение зарегистрировано в СЭД МВД России за регистрационным номером 3/207724331698 от 25.12.2020 г.

По материалам проверки 22.01.2021 г. подготовлено заключение, которым признаны частично подтвердившимися доводы Нечипуренко Т.Б. о ненадлежащем исполнении сотрудниками отдела полиции своих должностных обязанностей.

По результатам рассмотрения обращения, на основании заключения о проведении служебной проверки, 04.03.2021 г. Нечипуренко Т.Б. дан письменный ответ, в котором сообщено, что по результатам проведенной проверки усмотрены нарушения ведомственных нормативных правовых актов, выразившиеся в неполноте проведенной проверки. В настоящее время материалы КУСП находятся на дополнительной проверке. По данному факту назначено проведение служебной проверки, по результатам которой виновные должностные лица будут привлечены к дисциплинарной ответственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

В подтверждение факта направления ответа в материалы дела представлена копия почтового реестра об отправке, которая принимается судом в качестве надлежащего доказательства исполнения административными ответчиками своей обязанности по рассмотрению обращения административного истца и даче на него письменного ответа.

13.01.2021 г. в адрес ОП № 8 УМВД России по г. Воронежу, по средствам системы электронного документооборота, поступило обращение административного истца с просьбой об ознакомлении с материалами проверки КУСП № 18629 и выдачи решения, принятого по результатам проверки.

По результатам рассмотрения обращения ходатайство Нечипуренко Т.Б. удовлетворено и 09.02.2021 г. заявитель ознакомлена с материалами проверки КУСП № 18629 от 15.10.2020 г., получена копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Таким образом, указанное обращение административного истца рассмотрено в установленном законом порядке, содержащиеся в нем просьбы удовлетворены.

Также при разрешении требований в указанной части суд полагает необходимым отметить, что согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

При обращении в суд, административному истцу надлежит доказать факт нарушения его прав оспариваемым бездействие и указать норму права, на соответствие которой необходимо проверить такое бездействие.

При этом, такой факт нарушении прав, а также совершенное незаконное бездействие заявленного административного ответчика, должны иметь место быть уже на дату обращения в суд, поскольку исходя из смысла и содержания положений ч. 1 ст. 4 КАС РФ, такое обращение в суд преследует за собой защиту нарушенных или оспариваемых прав.

Обращение поступило в отдел полиции 13.01.2021 г. Таким образом, оно должно было быть рассмотрено в тридцатидневный срок с даты его поступления.

Указывая на имеющий место факт незаконного бездействия по принятию мер на основании поданного ей обращения, Нечипуренко Т.Б. обратилась в суд с настоящим иском 02.02.2021 г., то есть до истечения установленного законом тридцатидневного срока.

Принимая во внимание, что на момент подачи иска срок исполнения административными ответчиками возложенной на них вышеуказанными нормативными актами обязанности не наступил, обязательства могли быть исполнены в любой момент течения срока, отсутствует факт незаконного бездействия, и как следствие факт нарушения прав и законных интересов административного истца на момент обращения в суд с настоящим иском.

Отсутствие указанной обязательной совокупности обстоятельств свидетельствует об отсутствии правовых оснований к удовлетворению иска, с учетом чего, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Нечипуренко Татьяны Борисовны, действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей Нечипуренко Майи Олеговны и Сидоренковой Веры Евгеньевны к ГУ МВД России по Воронежской области, УМВД России по городу Воронежу, Отделу полиции № 8 УМВД России по г. Воронежу, начальнику Отдела полиции № 8 УМВД по г. Воронежу Бучневу С.Е. о признании незаконным бездействия выразившегося в не выдаче решений, принятых по обращениям от 23 декабря 2020 г., и 12 января 2021 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                              А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные законом десять рабочих дней             19 апреля 2021 года.

1версия для печати

2а-1611/2021 ~ М-580/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Нечипуренко Татьяна Борисовна
Нечипуренко Татьяна Борисовна действующая в интересах несовершеннолетней Сидоренковой Веры Евгеньевны
Нечипуренко Татьяна Борисовна действующая в интересах несовершеннолетней Нечипуренко Майи Олеговны
Ответчики
ГУ МВД России по Воронежской области
ОП № 8 УМВД России по г.Воронеж
Начальник ОП № 8 УМВД России по г.Воронеж
УМВД России по городу Воронежу
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Яковлев Александр Сергеевич
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
02.02.2021Регистрация административного искового заявления
03.02.2021Передача материалов судье
04.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
04.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2021Судебное заседание
01.04.2021Судебное заседание
16.04.2021Судебное заседание
19.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее