Дело № 2 - 2184 / 2018 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2018 года г. Стерлитамак РБ
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи: ДОЛЖИКОВОЙ О.А.,
при секретаре: ДАНИЛОВОЙ Э.Ф.,
с участием истца Мусиной И.Х., представителя ответчика по доверенности Губайдуллина М.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мусиной И. Х. к Администрации городского округа г.Стерлитамака об обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Мусина И.Х. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г.Стерлитамак РБ, в котором просит обязать Администрацию городского округа г.Стерлитамак предоставить истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилья, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Взыскать с Администрации ГО г.Стерлитамак в её пользу расходы по оказанию юридических услуг в размере 16 370 руб., государственную пошлину в размере 300 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что Мусина И.Х., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в ДД.ММ.ГГГГ её родителя умерли, и она осталась без попечения родителей. После смерти родителей её воспитанием и материальным содержанием занималась её бабушка. Основное общее образование получила в средней школе в д.Ишлы, после в ДД.ММ.ГГГГ она переехала в г.Стерлитамак, где проходила обучение на курсах <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ находилась в зарегистрированном браке с ФИО1., с которым совместно осуществляла трудовую деятельность в <данные изъяты>. В период осуществления трудовой деятельности семье в пользование было предоставлено служебное жилье, в котором они проживали до расторжения брака, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. От совместного брака Мусина И.Х. родила двоих сыновей. В ДД.ММ.ГГГГ Мусина И.Х. приватизировала жилое помещение - однокомнатную квартиру, общей площадью 35,5 кв.м., жилой площадью 17,7 кв.м. Так как является ребенком-сиротой, своим правом на предоставление отдельного благоустроенного жилья ранее не воспользовалась, в настоящий момент в семье остро стоит жилищный вопрос, который не в состоянии решить самостоятельно, то просит суд обязать ответчика предоставить ей отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Истец Мусина И.Х. в судебном заседании свои исковые требования поддержала в полном объеме и просит удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме. Пояснила суду, что в ДД.ММ.ГГГГ умерли её родители, она осталась жить с бабушкой. В ДД.ММ.ГГГГ, после окончания восьмого класса уехала в г.Стерлитамак учиться. Во время учебы ходила в Горисполком по вопросу постановки на льготную очередь для получения жилья, документы у ней не взяли. Работала в <данные изъяты>, была поставлена в льготную очередь на получение жилой площади. В ДД.ММ.ГГГГ году предоставили квартиру, которую она её приватизировала. На учет как сирота, нуждающаяся в жилье не вставала.
Представитель истца по доверенности Фахретдинов Д.Ш. в судебном заседании исковые требования продержал и просил удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Администрации городского округа г.Стерлитамак РБ действующий по доверенности Губайдуллин М.Ф. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил суду, что Мусина И.Х. с заявлением о постановке на жилищной учет никогда не обращалась и не вставала, с <данные изъяты> имеет в собственности жилое помещение, просит в удовлетворении исковых требований Мусиной И.Х. просит отказать ввиду их необоснованности
Представитель третьего лица Государственного комитета по строительству и архитектуре РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие представителя и дополнительно поясняют, что представление жилых помещений специализированного жилищного фонда отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Представитель третьего лица Министерство образования РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, заслушав объяснения истца, представителей сторон, изучив и оценив материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования Мусиной И.Х. являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В силу положений статьи 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует усматривать в контексте с пунктом 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями части 1 статьи 8 ГПК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В силу п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 14 Жилищного Кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Положения абзаца третьего статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 317-ФЗ) закрепляют для целей данного закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно справки о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, истец свою добрачную фамилию ФИО изменила на фамилию Мусина при вступлении в зарегистрированный брак ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из свидетельства о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО. ( по браку Мусина ) родилась ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отцом записан ФИО2., матерью ФИО3.
Согласно свидетельства о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ. отец истца ФИО2. умер ДД.ММ.ГГГГ актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельства о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ. ее мать ФИО3. умерла ДД.ММ.ГГГГ актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании решения исполкома Аургазинского районного Совета народных депутатов Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетними ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО., ДД.ММ.ГГГГ г.р.,ФИО6., ДД.ММ.ГГГГ г.р., установлена опека, опекуном назначена ФИО7.
С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Мусина И.Х. работала в <данные изъяты>, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справки выданной первичной профсоюзной организацией <данные изъяты>» Мусина И.Х., в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. состояла в льготном списке по улучшению жилищных условий.
На основании решения администрации и профкома ДД.ММ.ГГГГ» ДД.ММ.ГГГГ Администрацией гор. Стерлитамак Мусиной И.Х. выдан ордер № на жилое помещение расположенное по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ квартира № № д.26 <адрес> на основании договора № передачи жилого помещения в собственность была передана в собственность Мусиной И.Х. Право собственности истца на указанное жилое помещение зарегистрировано, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.13).
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
В соответствии с абз. 1, 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям оставшихся без попечения родителей возложена на субъекты Российской Федерации, кроме того, субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
Согласно ст. ст. 1, 2 Закона РБ №-з « О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан, в частности, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно п. п. 8.1 - 8.5 Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда РБ», жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения для детей-сирот), по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Порядком, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилые помещения для детей-сирот предоставляются указанным лицам на основании списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В силу части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Доказательств, подтверждающих, что в период с 18 до 23 лет Мусина И.Х. обращалась в органы, уполномоченные производить постановку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилищный учет, с заявлением о постановке на учет и ей в этом было отказано; а также доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий к такому обращению, истицей в силу ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Судом установлено, что Мусина И. Х. достигла совершеннолетнего возраста в ДД.ММ.ГГГГ года, возраста 23 лет - в ДД.ММ.ГГГГ году, на момент рассмотрения данного дела достигла возраста 50 лет.
Кроме того, Мусина И.Х. состояла в льготном списке по месту работы на улучшение жилищных условий, и ей была выделена квартира, которая затем была передана Мусиной И.Х. по договору передачи жилого помещения в собственность.
Таким образом, поскольку требование о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, и обеспечение во внеочередном порядке жилыми помещениями, носят заявительный характер, а из материалов дела не следует наличие доказательства, свидетельствующие о том, что истица до достижения возраста 23 лет обращалась с заявлением о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Устное обращение в Горисполком, на которое ссылается истица, основанием для постановки истицы на учет нуждающихся в жилом помещении не является. При тех обстоятельствах, что истица ранее на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении не состояла, на момент обращения в суд с иском о предоставлении жилья утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достижение определенного возраста должно рассматриваться по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право.
При вышеизложенных обстоятельствах, истец Мусина И.Х. не может быть отнесена к категории лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди по приводимым в иске основаниям.
Доводы истца о нуждаемости в предоставлении жилого помещения не влияют на выводы суда, поскольку данный вопрос Мусина И.Х. вправе разрешить иным правовым способом.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований Мусиной И.Х. об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поэтому принимает решение об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь положениями Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьями 92, 98.1, 109.1 Жилищного Кодекса РФ, ст.ст. 56, 194 - 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>