Дело №2-1301/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт.Ольга 21 марта 2017 года
Ольгинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Сортова В.А.,
с участием представителя истца Добровольского Д.Д. по доверенности,
при секретаре судебного заседания Яцышиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Добровольской Н.А. к администрации Веселояровского сельского поселения, департаменту труда и социального развития Приморского края администрации Приморского края о признании права на получении компенсации вследствие поврежденного жилого дома, возложении обязанности на администрацию Веселояровского сельского поселения включить Добровольскую Н.А. в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи на восстановление поврежденного жилого дома, возложении обязанности на департамент труда и социального развития Приморского края администрации Приморского края произвести выплату Добровольской Н.А. материальной помощи,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование, что она проживает в жилом доме по адресу<адрес> оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>. При обращении в администрацию с заявлением о выплате компенсации в связи с повреждением дома, истцу в такой выплате было отказано. Во время проливных дождей с дома ветром сорвало часть кровли и залило дождем две комнаты. Из администрации Веселояровского сельского поселения комиссии не было, акт обследования дома не составлялся. Просит признать право Добровольской Н.А. на получение компенсации вследствие повреждения жилого дома, возложить обязанность на администрацию Веселояровского сельского поселения включить Добровольскую Н.А. в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи на восстановление поврежденного жилого дома в соответствии с Постановлением администрации Приморского края от 02.09.2016г. № 413-па «Об оказании разовой материальной помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 года, за счет средств, выделяемых из краевого бюджета» и возложить обязанность на департамент труда и социального развития Приморского края Администрации Приморского края произвести выплату Добровольской Н.А. разовой материальной помощи в размере 25000 рублей.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, подтвердив обстоятельства повреждения, пояснив, что дом находится недалеко от озера. Во время тайфуна с дома сорвало крышу, пол в комнатах залило водой, его не вскрывали. Дом шлаколитой, после тайфуна, примерно половина штукатурки на северной стене, которая не просохла, обвалилась.
Свидетель ФИО4 в судебном заседании пояснил, что истец приходится ему матерью. Во время тайфуна на доме снесло ветром крышу, две комнаты залило водой, в них была грязь. На северной стороне дома обвалилась штукатурка со стены. В доме имеется три подпола, в одном из которых он видел, что стояла вода, высотой примерно 50 см. Дом стоит на краю озера, поэтому подтопило подвал, огород.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснила, что когда у нее умер муж, ей некуда было идти, истец пустила жить в дом. После тайфуна в доме нельзя было находиться, так как ветром сорвало с дома крышу, залило фундамент. Трое суток невозможно было уснуть, так как с крыши текла вода, с потолка осыпалась штукатурка. В подполе также стояла вода.
До судебного заседания от представителя ответчика – администрации Веселояровского сельского поселения поступило возражение, в котором указано, что истец обратилась с вопросом оказания материальной помощи по утере урожая только ДД.ММ.ГГГГг. по истечении 3-х месяцев прохождения чрезвычайной ситуации и выпадении первого снега. На момент обращения Добровольской Н.А. определить причины подтопления погреба и причиненный ущерб администрацией поселения не представляется возможной. Затопления территории с.Весёлый Яр в результате продолжительных ливневых дождей не было. Уровень воды в реке Тумановка выше многолетних пределов не поднимался. Считает, что обращение Добровольской Н.А. не соответствует действительности, т.к. граждане села, действительно пострадавшие от тайфуна обратились в администрацию поселения в сентябре 2016г. когда была возможность для работы комиссии и определении ущерба урожая. Данная категория граждан села получила возмещение понесенного ущерба, Добровольская Н.А. в администрацию села по вопросу утери понесенного ущерба не обращалась.
Представитель ответчика – администрации Веселояровского сельского поселения извещен о месте и времени рассмотрения дела, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика - департамента труда и социального развития Приморского края, представил в суд возражения, где указано, что департамент труда и социального развития считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку истец не предоставилакт обследования жилого дома с заключением комиссии о том, что дому нанесен ущерб, полагают, что оснований для оказания истцу разовой материальной помощи в связи с восстановление поврежденного жилого дома, не имеется.. Согласно пункту 1.2. постановления Администрации Приморского края от 02.09.2016 № 413-па выплата разовой материальной помощи производится департаментом в соответствии со списками пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи, представленными соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского и на основании решения Администрации Приморского края. В настоящее время в списках, представленных органом местного самоуправления в департамент, истец отсутствует и в связи с этим, Администрацией Приморского края не принято соответствующее решение. Просили рассмотреть иск в отсутствие их представителя.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Суд, исследовав материалы гражданского дела, выслушав истца, свидетелей, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу абзаца 7 и 8 ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций.
Согласно пунктам «з» и «м» ст.10 Федерального закона № 68-ФЗ, Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера; принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.
Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона №68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту «л» п.1 ст.11 указанного Закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014г. №110 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Распоряжением Правительства РФ от 05.09.2016 года №1860-р «О выделении Администрации Приморского края бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий наводнения, произошедшего на территории Приморского края» Администрации Приморского края выделены из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования в размере до 718,5млн.рублей, в дом числе до 85млн.рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи.
Распоряжением Правительства РФ от 21.10.2016г. №2219-р Администрации Приморского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий наводнения, произошедшего на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 г., выделены бюджетные ассигнования в размере 110 млн. рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи.
Приказом МЧС России от 29.08.2014 года №470 утвержден «Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», согласно п.7 на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, составленных по форме согласно приложению № 9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи в соответствии с приложениями № 10 и №12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.1.1. постановления Администрации Приморского края № 413-па от 02.09.2016г. «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края 29 - 30 августа 2016 года за счет средств, выделяемых из краевого бюджета» (в ред. Постановлений Администрации Приморского края от 28.09.2016г. № 447-па, от 11.10.2016г. № 477-па) граждане Российской Федерации, местом жительства которых в августе - сентябре 2016 года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенные на территориях Артемовского, Дальнегорского, Дальнереченского, Лесозаводского, Находкинского, Партизанского, Уссурийского городских округов, Анучинского, Дальнереченского, Кавалеровского, Кировского, Красноармейского, Лазовского, Михайловского, Надеждинского, Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пожарского, Тернейского, Ханкайского, Хасанского, Хорольского, Черниговского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном «LIONROCK» на территории Приморского края (далее соответственно - пострадавшие граждане, чрезвычайная ситуация), имеют право, в том числе на разовую материальную помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Администрации Приморского края, в целях частичного покрытия расходов в размере 25,0 тыс. рублей - на восстановление поврежденного жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру).
Постановлением администрации Ольгинского муниципального района от 31.08.2016г. №191 «О мерах по предупреждению чрезвычайной ситуации – нарушения жизнедеятельности населения Ольгинского муниципального района» (в редакции Постановления №193 от 05.09.2016 года) на территории муниципального Ольгинского муниципального района с 14.00 часов 31.08.2016 года введен режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера. В связи с длительным (более 5 суток) нарушением жизнедеятельности жизнеобеспечения населения в результате наводнения, произошедшего на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 года и выразившегося нарушением энергоснабжения, отсутствии связи, транспортного сообщения, централизованного подвоза продовольствия, воды и предметов первой необходимости на территории Ольгинского муниципального района определены границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах территории Ольгинского муниципального района. Признаны пострадавшими граждане данных населенных пунктов.
Согласно приложению к указанному постановлению №193 с.Веселый Яр Ольгинского района включено в населенный пункт, находящийся в зоне чрезвычайной ситуации.
Судом исследованы следующие доказательства.
Как следует из материалов дела, Добровольская Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> зарегистрирована по адресу: <адрес>
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.06.2016г. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находится в собственности Добровольской Н.А..
В соответствии с ответом главы Веселояровского сельского поселения от 23.11.2016г. № 713 истцу отказано во включении в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи, так как ввиду срока давности отсутствуют основания для установления факт причинения ущерба домостроению в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 года.
Суд не соглашается с выводами администрации Веселояровского сельского поселения, изложенными в ответе, считает его надуманным и не основанным на нормах закона. Кроме того ответчиком не представлено доказательств того, что имуществу истца не нанесен ущерб.
Данное обстоятельство опровергается указанными в заявлении причиненным ущербом, пояснениями истца, свидетельским показаниями, приложенными к материалам дела фотоснимками.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Добровольская Н.А. период чрезвычайной ситуации постоянно проживала в зоне чрезвычайной ситуации, пользовалась жилым помещением и в результате чрезвычайной ситуации ей причинен ущерб в виде повреждения жилого дома, следовательно, в соответствии с пунктом 1.1. Постановлением Администрации Приморского края №413-па, она является лицом, пострадавшей от чрезвычайной ситуации.
В силу Федерального законодательства, в частности подпункта «л» п.1 ст.11 Федерального закона №68-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Таким образом, при определении круга пострадавших граждан от чрезвычайной ситуации надлежит руководствоваться нормативными актами принятыми органами государственной власти субъектов, в данном случае Администрацией Приморского края, в частности Постановлением №413-па.
В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ, п.11 «Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.02.2014г. №110), в суде нашло подтверждение тому, что истец действительно является пострадавшей от ЧС, ей причинен ущерб, и, как следствие, она нуждается в разовой материальной помощи для восстановления поврежденного дома.
По мнению суда, определяющее значение для выплаты указанной компенсации имеет факт наличия или отсутствия затопления дома и включения граждан в связи с этим в списки пострадавших. Данные обстоятельства были отражены в заявлении истца.
Гражданин, проживающий в зоне в момент ЧС, обратившийся за помощью и представивший доказательства повреждения любого принадлежащего ему имущества, является пострадавшим и претерпевшим ущерб, поэтому вправе рассчитывать на получение установленной государством минимальной и единой для всех в суммарном выражении стандартной материальной помощи.
Основаниями для предоставления разовой материальной помощи для восстановления поврежденного дома в сумме 25000 руб., являются заявления граждан, список граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи, сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи, и необходимых бюджетных ассигнованиях. Истец подала заявление ответчику по установленной форме, указав, что является пострадавшей от ЧС. Внесение истца в списки граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, зависело от своевременных действий администрации Веселояровского сельского поселения, однако в установленном нормативными актами порядке ответчиком этого сделано не было, что привело к нарушению установленного ст.18 Закона № 68-ФЗ права истца на получение разовой материальной помощи на восстановление поврежденного дома за счет средств резервного фонда Администрации Приморского края.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца путем возложения на администрацию Веселояровского сельского поселения обязанности включить истца, в список граждан на получение разовой материальной помощи на восстановление поврежденного дома в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 02.09.2016г. № 413-па и возложении обязанности на департамент труда и социального развития Приморского края администрации Приморского края произвести выплату Добровольской Н.А. разовой материальной помощи в размере 25000 рублей.
Истец при подаче искового заявления, просила суд об обращении решения суда к немедленному исполнению.
В соответствии со ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 и 212 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Добровольской Н.А. к администрации Веселояровского сельского поселения, департаменту труда и социального развития Приморского края администрации Приморского края о признании права на получении компенсации вследствие поврежденного жилого дома, возложении обязанности на администрацию Веселояровского сельского поселения включить Добровольскую Н.А. в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи на восстановление поврежденного жилого дома, возложении обязанности на департамент труда и социального развития Приморского края администрации Приморского края произвести выплату Добровольской Н.А. материальной помощи, удовлетворить.
Признать право Добровольской Н.А. на получение разовой материальной помощи на восстановление поврежденного жилого дома.
Возложить обязанность на администрацию Веселояровского сельского поселения включить Добровольскую Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи на восстановление поврежденного дома в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 02.09.2016г. № 413-па «Об оказании разовой материальной помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 года, за счет средств, выделяемых из краевого бюджета».
Возложить обязанность на департамент труда и социального развития Приморского края администрации Приморского края произвести выплату Добровольской Н.А. разовой материальной помощи в размере 25000 рублей.
В силу ст.212 ГПК РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в апелляционную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда через Ольгинский районный суд.
Судья Сортов В.А.