<номер>
РЕШЕНИЕ
15 февраля 2017 года г. Владивосток
Судья Советского районного суда г. Владивостока Олесик О.В., с участием защитника Ямалиевой В.В., инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г.Владивостоку Леонова В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о. начальника ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Дальуправтодор») на постановление государственного инспектора ОГИБДД УМВД России по г. Владивостоку от <дата> <номер> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ,
установил:
постановлением государственного инспектора ОГИБДД УМВД России по г.Владивостоку от <дата> № 25ППКю <номер> ФКУ «Дальуправтодор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФКУ «Дальуправтодор» в лице и.о. начальника Пучкова А.Н. обратилось с жалобой, в которой просит его отменить в связи с отсутствием состава вменяемого административного правонарушения, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что между ФКУ «Дальуправтодор» (заказчик) и АО «Примавтодор» (подрядчик) заключен государственный контракт <номер> от <дата> на предмет состояния проезжей части требованиям п. 3.1.6 ГОСТ Р50597-93 после обнаружения зимней скользкости до полной ее ликвидации и окончания снегоочистки с момента окончания снегопада до момента завершения работ. На основании данного контракта подрядчик принял на себя обязательства по выполнению комплекса работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-370 «Уссури» Хабаровск – Владивосток, на участке км 683+000 – км 752+000, в соответствии с п. 6.1 которого обязуется обеспечить требуемый уровень содержания обслуживаемого участка автомобильной дороги для обеспечения круглогодичного безопасного и бесперебойного движения транспортных средств и безопасность дорожного движения на данном участке, а также сохранность всего имущественного комплекса, входящего в состав участка автомобильной дороги в рамках выделенных средств. В связи с выходом циклона на юге Дальневосточного федерального округа в период времени с <дата> произошел комплекс неблагоприятных и опасных явлений погоды. Штормовое предупреждение об ухудшении погодных условий в этот период было передано для Приморского и Хабаровского краев. Так, еще днем <дата> на территории Приморского края начался снег, а в ночь с <дата> прошел сильный дождь, переходящий в мокрый снег. Вечером 7.11.2016, ночью и днем 8.11.2016 в г. Владивостоке и на большей части края прошли сильные осадки (дождь со снегом, снег) с количеством 15-45 мм, местами очень сильные осадки с количеством более 50 мм (смешанные осадки). <дата> при ветре 17-22 м/с, на побережье порывами до 27-32 м/с, местами прошла сильная метель, в связи с чем образовались снежные заносы. На автомобильных дорогах образовались гололедные явления. В результате понижения среднесуточной температуры воздуха образовался снежный накат и слой стекловидного льда на всем протяжении обслуживаемого подрядчиком участка автомобильной дороги. Подрядчик своими силами и с привлечением собственной техники все это время непрерывно продолжал очистку асфальтобетонного покрытия с россыпью песко-соляной смеси. Снежный накат был ликвидирован с применением необходимой специальной техники. Таким образом, ФКУ «Дальуправтодор» приняло все, зависящие от него, действия для выполнения работ по устранению снежного наката и ликвидации гололедных явлений. <дата> был составлен акт комиссионной проверки нормативного содержания участка автомобильной дороги подрядной организацией, в соответствии с которым по состоянию на 08:00 час. этого дня зимняя скользкость на участке км 729 – км 752 автомобильной дороги А-370 «Уссури» ликвидирована обработкой покрытия противогололедными материалами. Время ликвидации зимней скользкости составило менее 5 часов, что соответствует п. 3.1.6 ГОСТ Р50597-93. В случае, если суд придет к выводу о виновности юридического лица, просит применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в связи с тем, что последнее является казенным учреждением, и данная сумма штрафа является для него значительной.
В судебном заседании защитник Ямалиева В.В. на доводах жалобы настаивала по изложенным в ней основаниям, дополнив, что время ликвидации зимней скользкости менее 5 часов отсчитывают от окончания от выпадения осадков <дата>. ФКУ «Дальуправтодор», как балансодержатель, а АО «Примавтодор», как подрядчик, предприняли все необходимые меры, для ликвидации снежных накатов и зимней скользкости на указанном участке автомобильной дороги. <дата> надзорный орган вынес предписание, а <дата> они уже направили ответ об устранении всех нарушений с актом. Приобщила к материалам дела документы.
Инспектор дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Владивостоку Леонов В.С. возражал против доводов жалобы, указав, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно. Юридическому лицу было предоставлено более 6 часов, предусмотренных указанным ГОСТом, для ликвидации скользкости проезжей части автомобильной дороги и снежного наката, затрудняющего движение, с момента окончания выпадения осадков <дата>. Однако на момент проверки, составления акта и выдачи предписания <дата> в 10:00 час. они не были ликвидированы. Выпадение осадков в виде снега наблюдалось с <дата> на <дата>. Окончание осадков <дата> в период времени с 05:00 час. до 06:00 час. <дата> осадков не было.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статья 12.34 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, <дата> в 10:00 час. на участке с 733,5 км по 752 км автодороги А-370 «Уссури» Хабаровск – Владивосток установлен факт несоблюдения лицом, ответственным за состояние дорог, требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а именно нарушение п. 3.1.8 ГОСТа Р50597-93. На указанном участке выявлены недостатки зимнего содержания автомобильной дороги: проезжая часть дороги покрыта зимней скользкостью и снежным накатом.
Лицом, ответственным за содержание указанной автомобильной дороги является ФКУ «Дальуправтодор».
Фактические обстоятельства подтверждены собранными надзорным органом доказательствами: протоколом об административном правонарушении <номер> от <дата>, актом выявленных недостатков от <дата> с фотоматериалами и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Указанное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из положений приведенных норм и п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В силу ст. 15 Федерального закона от 8.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 928 от 17.11.2010 автомобильная дорога А-370 «Уссури» Хабаровск – Владивосток отнесена к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения и закреплена за ФКУ «Дальуправтодор» на праве оперативного управления. Указанное лицами, участвующими в деле, не оспорено.
Следовательно, именно ФКУ «Дальуправтодор» обязано в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, обеспечивать соответствие состояния указанной автодороги установленным правилам, стандартам, техническим нормам, как на лицо, осуществляющее содержание автомобильной дороги, даже при наличии заключенного контракта с подрядчиком.
Довод защитника о том, что юридическое лицо устранило снежный накат и ликвидировало зимнюю скользкость на названном участке автодороги <дата> в 08:00 час., то есть менее чем за 5 часов после окончания выпадения осадков в виде снега, признается судом необоснованным.
Из приложенных к жалобе сведений об осадках и температуре воздуха за период <дата> по Приморскому краю, выданных ФГБУ «Приморское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от <дата> <номер>, следует, что осадки в виде снега имели место быть <дата>. Ни <дата> подобных осадков, в том числе, иных, не зафиксировано (л.д. 7-10).
Аналогичные сведения содержатся и в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, составленном государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по г. Владивостоку <дата> в 10:00 час., из которого следует, что выпадение осадков в виде снега происходило с <дата> на <дата>. окончание осадков <дата> в период времени с 05:00 час. до 06:00 час.
Таким образом, снежные накаты и зимняя скользкость на указанном участке автомобильной дороги А-370 должны были быть ликвидированы юридическим лицом <дата> с учетом требований п. 3.1.6 ГОСТ Р50597-93, а не <дата>.
С учетом изложенного суд полагает, что административным органом представлены достоверные и достаточные доказательства наличия в действиях общества состава и события административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, в связи с нарушением 3.1.8 ГОСТ Р50597-93. Процедура привлечения ФКУ «Дальуправтодор» к административной ответственности соблюдена. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, исходя из ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие негативных последствий, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие смягчающих ответственность обстоятельств, финансовое положение казенного учреждения, суд считает возможным удовлетворить ходатайство защитника в части снижения административного наказания, назначив его в размере половины административного штрафа, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
жалобу ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Дальуправтодор») удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора ОГИБДД УМВД России по г.Владивостоку от <дата> <номер> о привлечении ФКУ «Дальуправтодор» к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ, изменить в части назначения наказания, назначить ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Дальуправтодор») административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу ФКУ «Дальуправтодор» – без удовлетворения.
Судья О.В. Олесик