Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.о.Чапаевск 11 декабря 2020 года
Самарской области
Чапаевский городской суд в составе: председательствующего – судьи Овсянникова С.В., при секретаре Гореловой А.В., с участием административного истца – представителя администрации г.о.Чапаевск Керженцевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1779/20 по административному исковому заявлению представителя администрации г.о.Чапаевск к Управлению Федеральной службы судебных приставов России, ОСП г.о.Чапаевск УФССП России по Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству <Номер обезличен>-ИП от <Дата обезличена>,-
У С Т А Н О В И Л:
Представитель администрации г.о.Чапаевск обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов России, ОСП г.о.Чапаевск УФССП России по Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству <Номер обезличен>-ИП от <Дата обезличена>.
В судебном заседании представитель административного истца – Керженцева Д.А., административное исковое заявление поддержала и просила удовлетворить. Она пояснила, что администрация г.о.Чапаевск является должником по исполнительному производству от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа ФС <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданного Чапаевским городским судом <Адрес обезличен>, о предоставлении жилого помещения ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующей в своих интересах и несовершеннолетних детей – ФИО5 и ФИО6, в порядке ст.ст. 86-89 ЖК РФ по договору социального найма взамен жилого помещения в доме, признанного аварийным, равнозначного ранее занимаемому. <Дата обезличена> судебным приставом-исполнителем вынесено постановление <Номер обезличен> о взыскании исполнительского сбора в размере 50.000 рублей. Администрация г.о.Чапаевск исполнить решения суда не может вследствие объективных причин, вызванных не только отсутствием свободных жилых помещений социального использования общей площадью социального использования равнозначной ранее занимаемому жилому помещению (58,8 кв.м.), но и отсутствием финансовых средств в бюджете муниципального образования на приобретением жилого помещения для исполнения решения Чапаевского городского суда, вступившего в законную силу <Дата обезличена>. В настоящее время переселение граждан, зарегистрированных и проживающих в домах признанных непригодными для проживания, на территории городского округа осуществляется в рамках реализации областной государственной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до <Дата обезличена>» до <Дата обезличена> года, утвержденной постановлением <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о.Чапаевск до <Дата обезличена> года», утвержденной Постановлением администрации городского округа Чапаевск от <Дата обезличена> <Номер обезличен>. Многоквартирный <Адрес обезличен> межведомственной комиссии является аварийным и подлежит сносу, также вошел в перечень домов, подлежащих переселению в рамках настоящей Программы.
В связи с невозможным проживанием по адресу регистрации, а также согласно личному заявлению семье ФИО1 (состав - шесть человек), было предоставлено благоустроенное жилое помещение маневренного фонда - квартира, общей площадью 59,4 кв.м, по адресу: <Адрес обезличен>, до решения жилищного вопроса, то есть до момента расселения многоквартирного дома в котором была зарегистрирована семья ФИО1 (Постановление Главы администрации г.о.Чапаевск от <Дата обезличена> <Номер обезличен>).
На основании договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда (маневренный фонд) от <Дата обезличена> <Номер обезличен> семья ФИО1 зарегистрирована по месту пребывания и проживает по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>.
Фактическое переселение граждан, зарегистрированных в <Адрес обезличен> г.о.Чапаевск будет осуществляться в рамках четвертого этапа (<Дата обезличена> год) настоящей Программы при достаточном финансировании Фонда содействию реформированию ЖКХ, областного и местных бюджетов.
Однако, в целях исполнения Решения от <Дата обезличена> Чапаевского городского суда, вступившего в законную силу <Дата обезличена>, администрацией г.о.Чапаевск направило в Министерство строительства <Адрес обезличен> обращение о включении <Адрес обезличен>, общей площадью 58,8 кв.м., расположенной по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>, в третий этап (<Дата обезличена> год) переселения граждан в рамках реализации настоящей Программы.
По состоянию на <Дата обезличена> на территории г.о.Чапаевск отсутствуют жилые помещения социального использования, равнозначные по общей площади, указанной в судебном решении Чапаевского городского суда.
После вручения постановления о возбуждении исполнительного производства, администрация г.о.Чапаевск обращалась в суд заявлением об отсрочке исполнения решения суда. Определением Чапаевского городского суда от <Дата обезличена> предоставлено отсрочка по исполнению Решения от <Дата обезличена> Чапаевского городского суда по гражданскому делу <Номер обезличен> по <Дата обезличена> включительно. Просила освободить администрацию г.о.Чапаевск от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству <Номер обезличен>-ИП от <Дата обезличена>.
Административный ответчик – представитель Управления Федеральной службы судебных приставов России по <Адрес обезличен>, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя. Суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившегося административного ответчика.
Административный ответчик - ОСП г.о.Чапаевск УФССП России по <Адрес обезличен>, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствии его представителя. Суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившегося представителя службы судебных приставов.
Выслушав мнение представителя истца, изучив представленные документы, суд считает, что административное исковое заявление представителя администрации г.о.Чапаевск к Управлению Федеральной службы судебных приставов России, ОСП г.о.Чапаевск УФССП России по <Адрес обезличен> об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству <Номер обезличен>-ИП от <Дата обезличена> подлежит удовлетворению. Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств.
Так, согласно постановлению <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о взыскании исполнительского сбора судебного пристава-исполнителя ОССП <Адрес обезличен> УФССП России по <Адрес обезличен> известно, что должник - администрация г.о.Чапаевск, была обязана ко взысканию исполнительского сбора по исполнительному производству <Номер обезличен>-ИП от <Дата обезличена> по гражданскому делу <Номер обезличен> в пользу взыскателя – ФИО1, в размере 50.000 рублей в связи с ненадлежащим исполнением судебного решения.
В сответствии с Решением от <Дата обезличена> Чапаевского городского суда за ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующей в своих интересах и несовершеннолетних детей - ФИО5 и ФИО6, признано право по обеспечению жилыми помещением в порядке ст.ст.86-89 Жилищного кодекса РФ в связи с признанием дома аварийным по адресу: г.о.<Адрес обезличен>, равнозначного ранее занимаемому. Администрация г.о.Чапаевск обязана предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующей в своих интересах и несовершеннолетних детей - ФИО5 и ФИО6, жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому. Судебное решение вступило в законную силу <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> администрацией г.о.Чапаевск Министру строительства Самарской области направлено обращение о включении <Адрес обезличен>, общей площадью 58,8 кв.м., расположенной по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>, в третий этап переселения граждан в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до <Дата обезличена>» до <Дата обезличена> года, утвержденной постановлением <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
<Дата обезличена> администрация г.о.Чапаевск обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного решения по гражданскому делу <Номер обезличен>. Определением от <Дата обезличена> Чапаевского городского суда заявление администрации г.о.Чапаевск об отсрочке исполнения Решения от <Дата обезличена> по гражданскому делу <Номер обезличен> было удовлетворено частично, предоставлена отсрочка его исполнения по <Дата обезличена> включительно.
Согласно сообщению и.о.начальника жилищного отдела администрации г.о.Чапаевск от <Дата обезличена> известно, что по состоянию на <Дата обезличена> на территории г.о.Чапаевск отсутствуют жилые помещения для предоставления семье ФИО1 по договору социального найма, равнозначного по общей площади, для исполнения Решения от <Дата обезличена> Чапаевского городского суда. Аналогичное сообщение направлено
и.о.начальника жилищного отдела администрации г.о.Чапаевск <Дата обезличена>.
Согласно перечню многоквартирных домов, признанных аварийными до <Дата обезличена>, в Список включен жилой дом по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>.
Анализируя представленные доказательства, суд исходит из оценки их совокупности, относимости, допустимости и достоверности, достаточности для принятия судебного решения.
В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от <Дата обезличена> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы.
Согласно ч.11 ст.30 Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст.112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Закона № 229-ФЗ).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч.1 ст.105 Закона № 229-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Таким образом, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Частью 6 ст.112 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч.1 ст.121 Федерального закона №229-ФЗ постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Частью 7 ст.112 Федерального закона № 229-ФЗ установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст.401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Анализируя вышеизложенное, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть, связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-П в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации разъяснено, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, администрация г.о.Чапаевск ссылается на принятие всех зависящих от них мер для надлежащего исполнения обязательства, проявление необходимой осмотрительности, после вынесения решения суда по которому возбуждено исполнительное производство, обращение в региональные исполнительные органы.
В настоящее время исполнение судебного решения Чапаевского городского суда Самарской области невозможно по независящим от администрации г.о.Чапаевск обстоятельствам – отсутствием свободных жилых помещений социального использования общей площадью социального использования общей площадью равнозначной ранее занимаемому жилому помещению - 58,8 кв.м., но и отсутствием финансовых средств в бюджете муниципального образования на приобретением жилого помещения для исполнения судебного решения, вступившего в законную силу <Дата обезличена>.
Суд считает, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение судебного решения было невозможным вследствие объективных обстоятельств.
Принимая во внимание, что истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение судебного постановления, суд считает, что отсутствует вина должника в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
С учётом изложенного, суд считает, что требование администрации г.о.Чапаевск к Управлению Федеральной службы судебных приставов России, ОСП г.о.Чапаевск УФССП России по <Адрес обезличен> об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству <Номер обезличен>-ИП от <Дата обезличена> подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 298 КАС РФ, -
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление представителя администрации г.о.Чапаевск к Управлению Федеральной службы судебных приставов России, ОСП г.о.Чапаевск УФССП России по <Адрес обезличен> об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству <Номер обезличен>-ИП от <Дата обезличена> – удовлетворить.
Освободить администрацию г.о.Чапаевск от взыскания исполнительского сбора в размере 50.000 (Пятьдесят тысяч) рублей, установленного постановлением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> судебного пристава-исполнителя ОСП г.о.Чапаевск УФССП России по <Адрес обезличен> ФИО4 по гражданскому делу <Номер обезличен> Чапаевского городского суда по исполнительному производству <Номер обезличен>-ИП от <Дата обезличена> в пользу взыскателей – ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующей в своих интересах и несовершеннолетних – ФИО5 и ФИО6
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд.
Судья Чапаевского городского суда
Овсянников С.В.
Мотивированное Решение изготовлено
<Дата обезличена>.
Подлинник документа находится в Чапаевском городском суде Самарской области в административном деле № 2а-1779/20
УИД <Номер обезличен>