ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола об административном правонарушении и материалов дела
19 июня 2020 года пгт.Муезерский
Судья Муезерского районного суда Республики Карелия Варламова В.Л., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ, в отношении
Байрамова С.Н. <данные изъяты>
установил:
Согласно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Байрамов С.Н. ДД.ММ.ГГГГ в 15 час.00 мин. находясь по адресу: <данные изъяты> в ходе обоюдной ссоры, нанес не менее трех ударов кулаком правой руки в область лица К., чем причинил ей физическую боль. Согласно заключения эксперта № МД от ДД.ММ.ГГГГ у К. ДД.ММ.ГГГГ при осмотре ее фельдшером установлены следующие повреждения: кровоподтеки в области верхней челюсти слева, на веках левого глаза, ушиб мягких тканей лица в области верхней губы с их припухлостью, ушиб мягких тканей носа с носовым кровотечением, которые не повлекли за собой кратковременную утрату общей трудоспособности, поэтому расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека. Байрамов С.Н. совершил нанесение побоев К. причинившие ей физическую боль и телесные повреждения, но не повлекшие последствия, указанных в ст.115 УК РФ, и не содержащих уголовно наказуемого деяния, ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст.6.1.1 КоАП РФ.
Административная ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния предусмотрена ст.6.1.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.
При подготовке к рассмотрению материалов дела об административном правонарушении, установлено следующее.
Исходя из требований ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет в т.ч. вопросы о том, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, в том числе соблюдены ли требования ст.28.2 КоАП РФ при устранении недостатков протокола об административном правонарушении.
Исходя из п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» от 24.03.2005 № 5 в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.). Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Порядок составления протокола об административном правонарушении предусмотрен статьей 28.2 КоАП РФ.
В соответствии ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В нарушение ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении:
- не указаны фамилия, имя, отчество, номер телефона, адрес места жительства свидетеля <данные изъяты> П., тогда как из приложенных к протоколу рапорта следует, что проводившим осмотр потерпевшей К. в день обращения по факту нанесения побоев явились свидетель П., <данные изъяты>, отсутствие в протоколе сведений о данном свидетеле препятствует исследованию судом факта обращения потерпевшего за медицинской помощью в день обращения и допроса данного свидетеля. Указанное допущение нарушения ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в силу абз.2 п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» является существенным недостатком протокола об административном правонарушении,
- не указаны фамилия, имя, отчество, номер телефона, адрес места жительства потерпевшей, однако из фабулы протокола и приложенных к протоколу об административном правонарушении документов следует, что потерпевшей по делу является К.,
- отсутствуют иные сведения, необходимые для разрешения дела:
* свидетель <данные изъяты> П. не опрошена, письменные объяснения свидетеля П. подлежащие отобранию должностным лицом административного органа к протоколу об административном правонарушении не приложены.
В соответствии с ч.3 ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В нарушение ч.3 ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении:
- потерпевшей К. права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ (ст.ст.24.2, 25.2, 25.6, 30.1 КоАП РФ), а также положения ст.51 Конституции РФ не разъяснены, личная роспись потерпевшей К. в соответствующих графах протокола об административном правонарушении о разъяснении прав и обязанностей отсутствует, подпись проставлена неустановленным лицом, поскольку сами сведения в графе «сведения о потерпевших» отсутствуют, не указаны,
- свидетелю П. <данные изъяты>, права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ (ст.ст.24.2, 25.6 КоАП РФ), а также положения ст.51 Конституции РФ не разъяснены, соответствующая запись в протоколе не произведена, личная роспись свидетеля П. в соответствующих графах протокола об административном правонарушении о разъяснении прав и обязанностей отсутствует, сведения об опросе указанного свидетеля по факту обращения не представлены.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1), эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2), не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона (ч.3).
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.6.1.1 КоАП РФ, исходя из положений ч.1 ст.4.5 КоАП РФ составляет два года со дня совершения административного правонарушения.
Административное правонарушение, вменяемое Байрамову С.Н. совершено ДД.ММ.ГГГГ, следовательно,срок привлечения к административной ответственности истекающий ДД.ММ.ГГГГ, не истек, возможность привлечения лица к административной ответственности не утрачена.
Указанные недостатки протокола об административном правонарушении являются существенными, указывают на неполноту представленного в суд протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Байрамова С.Н., не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Особенностью рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.1.1 КоАП РФ (исходя из фактических обстоятельств, совершенных действий), санкция которой устанавливает наказание в том числе в виде административного ареста, является содержащееся в ч.3 ст. 25.1 КоАП РФ положение о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Аналогичная правовая позиция изложена в п.23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно части 3 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.
При этом, как установлено ч.4 ст. 29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение за пределы Российской Федерации, рассматривается судьей в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Согласно п. 4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении принимается решение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Из системного толкования приведенных выше положений закона, а также позиции Верховного Суда Российской Федерации, обозначенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016) (вопрос 4), следует, что при передаче судье для рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, санкция которого предусматривает в качестве наказания административный арест, орган, возбудивший дело об административном правонарушении, должен обеспечить отсутствие препятствий к рассмотрению этого дела судом, в том числе, к его рассмотрению в установленные ч.4 ст. 29.6 КоАП РФ сроки, необходимым условием выполнения данных положений является обеспечение участия в судебном заседании лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Вместе с тем, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и материалы дела об административном правонарушении в отношении Байрамова С.Н. по факту нанесения побоев поступили в Муезерский районный суд ДД.ММ.ГГГГ (пятница) в 16 час.00 мин., однако доставление лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении – Байрамова С.Н., не обеспечено, указанный гражданин в здании суда при представлении в суд указанных материалов и впоследствии ДД.ММ.ГГГГ не находился.
Данное обстоятельство исключает возможность рассмотрения дела судьей, в том числе с соблюдением установленных ч.4 ст. 29.6 КоАП РФ сроков.
Мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в порядке ст. 27.1 - 27.3 КоАП РФ - доставление или задержание лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении при направлении ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении и иных материалов дела в отношении Байрамова С.Н. в Муезерский районный суд РК, в целях своевременного, всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении ОМВД России по Муезерскому району, не принято.
При указанных обстоятельствах восполнение выявленных недостатков протокола об административном правонарушении в судебном заседании при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу не возможно.
Необеспечение доставления, явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в суд при передаче для рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, санкция которого предусматривает в качестве наказания административный арест, препятствует своевременному и полному рассмотрению судом дела об административном правонарушении, последующему немедленному исполнению постановления судьи об административном аресте, поскольку в силу ст.32.8 КоАП РФ постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.
Невыполнение данного условия может явиться основанием нарушения установленных КоАП РФ задач законодательства об административных правонарушениях и производства по делам об административных правонарушениях, принципов законодательства об административных правонарушениях, своевременности выяснения обстоятельств данного конкретного дела и разрешения его в соответствии с законом.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об очевидных существенных недостатках и неполноте оформления поступившего в суд протокола об административном правонарушении и иных материалов дела, которые не могут быть восполнены при рассмотрении в судебном заседании с учетом требований ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом, обеспечении исполнения вынесенного постановления, а также выяснения причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, таким образом протокол об административном правонарушении и материалы дела в отношении Байрамова С.Н. по ст.6.1.1 КоАП РФ не могут быть рассмотрены по существу. Указанные обстоятельства не могут быть устранены и восполнены при рассмотрении дела.
С учетом изложенного, в соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, в связи с выявленными недостатками протокола об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении с материалами дела об административном правонарушении, подлежат возвращению в орган, должностному лицу, составившему протокол для устранения допущенных нарушений, указанных недостатков.
Исходя из требований п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и другие материалов дела подлежат возвращению должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении – старшему УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Муезерскому району майору полиции Барменкову В.Н.
Кроме того, поступившие материалы не сформированы в виде дела об административном правонарушении (поступили в виде отдельных листов «под скрепкой», не прошиты, не пронумерованы, отсутствует опись).
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ, в отношении Байрамова С.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> лицу составившему протокол об административном правонарушении - старшему УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Муезерскому району майору полиции Барменкову В.Н.
Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня получения (вручения) его копии.
Судья В.Л. Варламова