Дело № 2-256/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Усть-Кулом |
18 июля 2017 года |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Ю.Н. Ерчина,
при секретаре судебного заседания О.Н. Решетиной,
с участием прокурора С.А. Агапова,
представителя ответчика С.И. Иевлева,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности,
установил:
Прокурор Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Усть-Куломский» об обязании в срок до 31.10.2017 обустроить тротуары с обеих сторон автомобильной дороги «Подъезд к аэропорту с. Усть-Кулом» на участке км 0+000 – км 0+100, спускающейся от ул. Советская до ул. Центральная с. Усть-Кулом, между магазином «<данные изъяты>» (с. Усть-Кулом, ул. Советская, д. 38) и памятным знаком воинам, погибшим в Великой отечественной войне. В обоснование требования указано, что по обращению Барбуцы О.В. проведена проверка об отсутствии пешеходных тротуаров вдоль автомобильной дороги, спускающейся от ул. Советская до ул. Центральная с. Усть-Кулом, между магазином «<данные изъяты> (с. Усть-Кулом, ул. Советская, д. 38) и памятным знаком воинам, погибшим в Великой отечественной войне, расположенным напротив Дома культуры, в ходе которой установлено, что администрацией МО МР «Усть-Куломский» ненадлежащим образом осуществляются полномочия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 13.06.2017, составленным госинспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району Павловым Д.А., на протяжении автодороги – вдоль автомобильной дороги, спускающейся от ул. Советская до ул. Центральная с. Усть-Кулом между магазином «<данные изъяты>» (с. Усть-Кулом, ул. Советская, д. 38) и памятным знаком воинам, погибшим в Великой отечественной войне, расположенным напротив Дома культуры с обеих сторон отсутствуют тротуары с твердым покрытием. Автомобильная дорога «Подъезд к аэропорту с. Усть-Кулом» на участке км 0+000 – 0+100, является муниципальной собственностью муниципального района «Усть-Куломский». Непринятие мер в части надлежащего содержания автомобильных дорог нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность участников дорожного движения, создает предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий.
В судебном заседании прокурор Агапов С.А. настаивал на исковых требованиях по основаниям указанным в исковом заявлении, при этом уточнил в части необходимости установления срока устранения нарушений ответчиком до 01.09.2018.
Представитель ответчика Иевлев С.И. с исковыми требованиями согласился, возражений по иску не имеет. Суду пояснил, что на данном участке ранее были тротуары, которые подлежат восстановлению, учитывая отсутствие документов на дорогу, не может определить достаточного времени для обустройства тротуаров.
Представитель третьего лица ОМВД России по Усть-Куломскому району участия в судебном заседании не принял.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) дано понятие автомобильной дороги как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно статье 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», пункту 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пешеходные дорожки и тротуары относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.
В силу п. 3.14 ГОСТа Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 269-ст, тротуар: имеющее усовершенствованное покрытие инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и других искусственных сооружениях.
Согласно требованиям пунктов 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТа Р-52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст - тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Пунктом 6 статьи 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно п. 5 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 1 Закона Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» к вопросам местного значения муниципальных районов относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от 16.03.2015 № 356 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» автомобильная дорога общего пользования местного значения «Подъезд к аэропорту с. Усть-Кулом» включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МР «Усть-Куломский».
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 13.06.2017, составленному инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД РФ по Усть-Куломскому району, на участке автодороги с. Усть-Кулом спуск от ул. Советская до ул. Центральная в районе магазина «Сударушка» и памятником воинам погибшим в ВОВ в нарушение п. 4.5.1.1, п. 4.5.1.3 ГОСТа Р 52766-2007 отсутствуют пешеходные тротуары, которые обустраивают с обеих сторон автомобильной дороги на дорогах с твердым покрытием, проходящие через населенные пункты.
Из представленных фотографий рассматриваемого участка автодороги усматривается, что со стороны памятника знакам воинам, погибшим в Великой отечественной войне имелся пешеходный тротуар, который в настоящее время находится в ненадлежащем состоянии.
Принимая во внимание, что в настоящее время состояние спорного участка автодороги не соответствует требованиям законодательства, регулирующего безопасность дорожного движения, не обеспечивает охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования «Усть-Куломский» в силу приведенных норм законодательства возложена на администрацию муниципального района «Усть-Куломский» как на исполнительно-распорядительный орган, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора, предъявляемых в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Приведенные письменные доводы ответчика о том, что у администрации района отсутствуют технические паспорта, положительное заключение Государственной экспертизы инженерных изысканий и проектной документации на капитальный ремонт объекта, муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту спорного участка дороги для выполнения требований ГОСТ Р 52766-2007 и что, автомобильная дорога «Подъезд к аэропорту с. Усть-Кулом» спроектирована и построена ранее 1997 года, требований о наличии тротуаров тогда не было, не умоляет право граждан на обеспечение безопасности дорожного движения, исходя из требований действующих правовых норм и являются несостоятельными.
С учетом установленных выше обстоятельств, суд признает исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Заявленный прокурором срок для исполнения обязательства является разумным и достаточным.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Усть-Куломского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» в срок до 01 сентября 2018 года обустроить тротуары с обеих сторон автомобильной дороги «Подъезд к аэропорту с. Усть-Кулом» на участке км 0+000 – км 0+100, спускающейся от ул. Советская до ул. Центральная с. Усть-Кулом, между магазином «Сударушка» (с. Усть-Кулом, ул. Советская, д. 38) и памятным знаком воинам, погибшим в Великой отечественной войне.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий - подпись.
Мотивированное решение составлено 21.07.2017.
Копия верна: судья - Ю.Н. Ерчин