№2-751/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2019 года город Орёл
Советский районный суд г.Орла в составе:
председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,
при секретаре Федяевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Советского районного суда г.Орла гражданское дело по иску Васильевой АВ. к Администрации г.Орла о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Тинякова Н.Н. обратилась в суд с иском к Администрации г. Орла о предоставлении жилья, в обоснование требований указав, что истец на основании договора социального найма является нанимателем жилого помещения и зарегистрирована в нем вместе со своими дочерьми Тиняковой В.В. и Васильевой А.В.. Квартира расположена по адресу: <...>.
Заключением межведомственной комиссии №701 от 24 сентября 2013года дом признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно постановлению Администрации города Орла от 12.12.2013 года жильцы указанного дома должны были быть переселены, а дом должен был быть снесен в срок до 30.12.2017года. Однако до настоящего времени квартира не предоставлена.
Просит суд обязать Администрацию города Орла предоставить вне очереди Тиняковой Н.Н. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в г.Орле, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 31,8 кв.м., на состав семьи из трех человек, взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Истец Тинякова Н.Н., согласно записи акта о смерти №*** от ДД.ММ.ГГ умерла ДД.ММ.ГГ.
Определением суда от 17 января 2019 года правопреемником истца Тиняковой Н.Н. установлена ее дочь Васильева А.В..
В судебном заседании представитель истца Медникова С.А. исковые требования поддержали в полном объеме, просили суд обязать Администрацию города Орла предоставить вне очереди Васильевой А.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в г.Орле, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 31,8 кв.м., на состав семьи из двух человек, взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Представитель ответчика администрации г.Орла по доверенности в деле Фомушкина Е.Н. исковые требования не признала, пояснив, что определение сроков отселения граждан из аварийного жилого фонда осуществляется исходя фактического состояния жилищного фонда.
Истец Васильева А.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщено.
Представитель Департамента финансов Орловской области, Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны.
В силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
Статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу (п. 1); жилое помещение признано непригодным для проживания (п. 3).
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателям предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В судебном заседании установлено, что на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГ Тинякова Н.Н. являлась нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, помимо которой в квартиру были вселены ее дочери Тинякова В.В. и Васильева А.В.
Тинякова Н.Н., согласно записи акта о смерти №*** от ДД.ММ.ГГ умерла ДД.ММ.ГГ.
После смерти Тиняковой Н.Н. в наследство вступила Васильева А.В.
В настоящее время в указанной квартире общей площадью 31,8 кв.м., проживают Васильева А.В. и ее дочь Васильева С.М., ДД.ММ.ГГ рождения.
Заключением межведомственной комиссии №701 от 24 сентября 2013 года дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно постановления администрации города Орла от 12.12.2013 года №5578 жильцы указанного дома должны были быть переселены, а дом должен был быть снесен в срок до 30.12.2017 года.
Постановлением администрации г.Орла от 10.01.2017 года №56 «О внесении изменений в постановление администрации г.Орла от 12.12.2013 г. №5578 «О дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого дома №23 по пр.Щорса», управлению городского хозяйства и транспорта администрации г.Орла и управлению муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла поручено организовать переселение граждан из указанного дома в срок до 30.12.2019 года.
Как следует из заключения ОАО «Орелоблкоммунпроект» №*** №***, по результатам проведенного обследования жилого дома, расположенного по адресу: <...> установлено, что в соответствии с классификацией СП 13-102-2003 стены и штукатурка потолков жилого дома находятся в аварийном техническом состоянии, а перекрытия и крыша в ограниченно работоспособном техническом состоянии. Общий физический износ жилого дома составляет 70%.
Таким образом, многоквартирный жилой дом <...> является непригодным и небезопасным для проживания граждан.
В 2017 году расселение граждан из домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, осуществлялось по областной адресной программе «Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, в которую в силу действия ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ включены дома, признанные аварийными до 01.01.2012 г.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Однако в силу Жилищного кодекса РФ переселение граждан из аварийного дома должно быть произведено в разумный срок с соблюдением права граждан на сохранность их жизни и здоровья. Такой же разумный срок должен быть указан в требовании о сносе дома, предъявляемым собственникам в соответствии с пунктом 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
Из изложенного следует, что действия администрации г. Орла по непринятию мер к расселению граждан являются незаконными, так как данный дом представляет опасность для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния, в связи с чем предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Какого-либо недвижимого имущества в собственности Васильева А.В. и ее дочь Васильева С.М. не имеют.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ», По делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ.
Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
При этом, граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
На основании ответа администрации г.Орла от ДД.ММ.ГГ №***, семья Васильевой А.А. (она и дочь Васильева С.М.) являются малоимущими.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в части возложения на администрацию г.Орла обязанности по предоставлению Васильевой А.В. и члену ее семьи Васильевой С.М. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 31,8 кв.м.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Как следует из ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
В силу ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с п.12-13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 21 января 2016 г. «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
Расходы истца на оплату услуг представителя составляют 15000 рублей.
На основании изложенного, принимая во внимания разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 21 января 2016 г. «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», количество судебных заседаний, сложность рассмотренного гражданского дела, объем исследованных материалов и непосредственного участия представителя, суд считает необходимым взыскать с администрации г.Орла судебные расходы на оплату услуг представителя в пользу Васильевой А.В. с учетом разумности и соразмерности в размере 7000 рублей, а также расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ (░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.) ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 31,8 ░░.░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7000 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: