10RS0011-01-2021-002260-35
(№12-137/2021)
РЕШЕНИЕ
05 марта 2021 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Цеханович Максим Константинович, при секретаре Соснович С.В., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Славяне» на постановление Административной комиссии Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.21 ст.2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», в отношении
ООО «Славяне», ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес>, дата государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Постановлением Административной комиссии Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Славяне» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.21 ст.2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях», и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Законный представитель ООО «Славяне» Горелов О.О. с указанным постановлением не согласен, обратился в суд с жалобой, согласно которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием действиях юридического лица состава вменяемого правонарушения, поскольку транспортное средство размещено им рядом со своим домом на территории земельного участка, находящегося в собственности собственников помещений многоквартирного дома, данная территория не может быть отнесена к территории общего пользования.
В судебное заседание ООО «Славяне» своего защитника не направило, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, при этом полагает возможным исходя из обстоятельств дела, а также положений ч.2 ст.30.3 КоАП РФ восстановить срок обжалования постановления.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств в их совокупности.
В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании ч.21 ст.2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях» размещение транспортных средств, в том числе разукомплектованных, на озелененных территориях общего пользования, а также на иных территориях общего пользования вне установленных для такого размещения мест, за исключением размещения транспортных средств в целях осуществления работ по содержанию и благоустройству таких территорий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
Согласно примечаниям 1 и 3 к ст.2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях» в целях настоящей статьи под территориями общего пользования поселений, городских округов понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, муниципальные дороги, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, парки, бульвары, городские леса); под озелененными территориями общего пользования понимаются территории общего пользования, занятые (покрытые) травянистыми, цветочными и древесно-кустарниковыми растениями (насаждениями).
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 4 Правил благоустройства территории Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 26 февраля 2020 года № 28/29-586, благоустройство территории округа - деятельность по реализации комплекса мероприятий, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории округа, по содержанию территории округа и расположенных на территории округа объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, бульвары, автомобильные дороги, скверы, парки, городские леса, лесопарки, водные объекты общего пользования, пляжи).
Пунктом 1.2 ПДД РФ предусмотрено, что парковка (парковочное место) – это специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Основанием для привлечения ООО «Славяне» к административной ответственности по ч.21 ст.2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях» послужило то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ в районе <адрес> посредством фотофиксации зафиксирован факт размещения транспортного средства, государственный регистрационный знак №, принадлежащего ООО «Славяне», на территории общего пользования, вне установленных для такого размещения мест (на газоне), в месте, не обозначенном соответствующим дорожным знаком, указывающим, что данная территория общего пользования предназначена для парковки (размещения) транспортных средств.
Как следует из материалов дела директор ООО «Славяне» Горелов О.О. является собственником доли в праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Автомобиль марки <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, был размещен на земельном участке с кадастровым номером №, на котором расположен многоквартирный дом <адрес>
Непосредственно в месте расположения автомобиля травянистый покров на земельном участке отсутствует в связи с фактическим его использованием для стоянки транспортных средств, какие-либо обозначения, указывающие на недопустимость размещения транспортных средств в данной части спорного участка (препятствующие въезду и размещению транспортных средств ограждения, объявления и т.д.), отсутствуют. Из установленных по делу обстоятельств усматривается, что автомобиль размещался на части земельного участка, которая не имела явных ограничений на такое использование (ограждения, объявления и т.д.).
Многоквартирный дом <адрес> расположен на сформированном и поставленном на кадастровый учет земельном участке с кадастровым номером №, в связи с чем с данный участок в силу ч.5 ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон №189-ФЗ) находится в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, при этом каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется (постановление Пленума Верховного Суда РФ №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Соответственно, земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе, частных лиц) и не находятся в собственности исключительно публично-правовых образований (Российской Федерации, Республики Карелия, Петрозаводского городского округа и др.).
Из дежурного цифрового плана г.Петрозаводска, выполненного в геоинформационной системе ГИС «ИнГЕО», следует, что земельный участок с кадастровым номером № находится в границах жилой зоны, на которой предусмотрена многоэтажная жилая застройка.
Согласно Правилам землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденным решением Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 года № 26/38-771 (далее – ПЗЗ г.Петрозаводска), спорный участок относится к территориальной зоне Жм – зоне многоэтажной жилой застройки, основным видом разрешенного использования которой является, в том числе, многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), хранение автотранспорта, а вспомогательными видами разрешенного использования являются служебные гаражи, площадки для занятий спортом, благоустройство территории (ч.2 ст.27, ст.34 ПЗЗ г.Петрозаводска).
В соответствии с ч.6 ст.34 ПЗЗ г.Петрозаводска выделение участка здания жилой застройки в зоне многоэтажной жилой застройки ограждением не допускается.
Из п.1 ст.262 Гражданского кодекса РФ (во взаимосвязи с наименованием данной статьи) следует, что к земельным участкам общего пользования относятся незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п.2 ст.262 Гражданского кодекса РФ разрешается свободный доступ (проход) через неогороженный земельный участок (а также на земельный участок, в отношении которого его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается), находящийся в собственности любого лица, при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
Само по себе то обстоятельство, что собственник земельного участка, не находящегося в публичной собственности, явным образом не ограничил доступ к нему, не является основанием для отнесения его к земельным участкам общего пользования, поскольку зависит только и исключительно от волеизъявления собственника. Доступ на такой земельный участок может быть в любой момент прекращен собственником, в том числе, посредством обозначения, что вход на участок без его разрешения не допускается.
Таким образом, к озелененным территориям общего пользования не могут быть отнесены земельные участки, находящиеся в частной собственности, в том числе, земельные участки, доступ к которым явным образом не ограничен, в связи с чем правом прохода через них (в том числе, в связи с нормативным предписанием) обладает неограниченный круг лиц.
Спорный участок находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома (п.1 ст.290 Гражданского кодекса РФ, п.4 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ), не находится в собственности исключительно публично-правового образования, что исключает возможность применения к нему правил о земельных участках общего пользования.
Собственнику помещения в многоквартирном доме принадлежит неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома. Какие-либо способы ограничения или лишения собственника помещения в многоквартирном доме такого права действующим законодательством не предусмотрены (п.1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018)).
Действующее земельное и градостроительное законодательство позволяет правообладателю выбирать любой из основного или вспомогательного видов разрешенного использования земельного участка, установленных градостроительным зонированием, и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (ч.4 ст.37 Градостроительного кодекса РФ, п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ).
Соответственно, собственники помещений дома вправе самостоятельно выбирать любой из вспомогательных видов разрешенного использования для частей спорного участка, не занятых спорным домом, в том числе, в целях обустройства паркингов, детских и спортивных площадок, площадок для отдыха, хозяйственных площадок, площадок для выгула собак, зеленых насаждений, малых архитектурных форм, элементов благоустройства, скульптурных композиций.
Владение и пользование спорным участком осуществляется по соглашению всех участников общей долевой собственности спорного дома (п.1 ст.247 Гражданского кодекса РФ, ч.2 ст.36 Жилищного кодекса РФ), а в отсутствие такого соглашения, в том числе, в отсутствие согласия какого-либо участника общей долевой собственности, с учетом обычая и сложившегося порядка пользования (ст.5, п.4 ст.252 Гражданского кодекса РФ, п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01 июля 1996 года № 6 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Принимая во внимание изложенное, а также поскольку автомобиль ООО «Славяне» не находился на территории общего пользования (иной территории общего пользования вне установленных для такого размещения мест), в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.21 ст.2.14 Закона № 1191-ЗРК, что является основанием для отмены оспариваемого постановления и прекращения производства по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Славяне» удовлетворить.
Постановление Административной комиссии Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.21 ст.2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», в отношении ООО «Славяне» отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26)
Судья М.К. Цеханович