УИД:28RS0017-01-2021-001802-59
№ 2а-142/2022
(2а-1007/2021; 2а-1899/2021)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 января 2022 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Матвеевой Т.Н.,
при помощнике судьи Назаренко Н.С.,
с участием административного истца Герелес Л.С., представителя административных ответчиков: администрации города Свободного, МКУ "Жилищный центр" города Свободного - Календа С.А., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Герелес Людмилы Сергеевны, Герелес Михаила Владимировича к МКУ «Жилищный центр» города Свободного, администрации города Свободного Амурской области о признании незаконным отказа в предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого аварийного, признании незаконным бездействия, возложении обязанности заключить соглашение о предоставлении жилого помещения,
установил:
Герелес Л.С., Герелес М.В. обратились в Свободненский городской суд Амурской области с административным исковым заявлением к МКУ "Жилищный центр" города Свободного о признании незаконным отказ, вынесенный исполняющим обязанности директора МКУ "Жилищный центр" предоставить равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен изымаемого аварийного, о признании незаконным бездействие МКУ "Жилищный центр", выразившееся в не заключении соглашения об изъятии жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, признанный аварийным, с предоставлением иного равнозначного по площади благоустроенного жилого помещения, об обязании МКУ "Жилищный центр" заключить соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого аварийного.
Решением Свободненского городского суда Амурской области от 15.07.2021 административное исковое заявление Герелес Л.С., Герелес М.В. удовлетворено частично.
Определением Свободненского городского суда Амурской области от 21.06.2021 в качестве заинтересованных лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены, - Министерство ЖКХ Амурской области, Правительство Амурской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 07.12.2021 решение Свободненского городского суда Амурской области от 15.07.2021 отменено, материалы дела направлены на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в виду не привлечения администрации г. Свободного в качестве соответчика.
Определением Свободненского городского суда Амурской области от 21.12.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрации города Свободного.
В иске в обоснование заявленных требований административные истцы Герелес Л.С., Герелес М.В. указали, что они на основании договора купли-продажи от 26.06.2013 являются собственниками --, общей площадью 53,1 кв.м, расположенной по адресу: -- --. -- из МКУ «Жилищный центр» г. Свободного им направлено уведомление, в котором указано, что 05.08.2005 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: -- --, признан аварийным и включен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области в 2019-2025 годах», утвержденной постановлением Правительства Амурской области 29.03.2019 № 152. Решением Свободненского городского совета народных депутатов от 28.08.2003 № 161 была принята муниципальная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Свободном Амурской области на 2003 - 2007 годы", в рамках которой на основании постановления № 1235 от 22.10.2008 спорный жилой дом был включен в реестр ветхого и аварийного жилищного фонда. Постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 № 157 "Об утверждении региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013 - 2015 годах" (в редакции № 1 от 12.04.2013) вышеуказанный жилой дом был включен в региональную программу, и должен был быть расселен до апреля 2015 года, именно такие обязательства взяло на себя Правительство Амурской области, однако, план по переселению выполнен не был. С июня 2019 года спорный жилой дом исключили из перечня домов, подлежащих расселению, дом был произвольно выведен за рамки программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013 - 2015 годах", несмотря на то, что должен был быть расселен до 2015 года. После жилой дом вновь включили в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области в 2019-2025 годах», утвержденной постановлением Правительства Амурской области 29.03.2019 № 152, согласно которой дом уже должен быть расселен до августа 2025 года. В январе 2021 года по соглашению с администрацией г.Свободного в рамках региональной адресной программы, утвержденной постановлением Правительства Амурской области № 157 от 12.04.2013, Федерального закона от 21.06.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» они дали письменные согласия на предоставление жилого помещения по адресу: --. Они ожидали переселения в новый дом в течение многих лет, однако переселение постоянно откладывалось по разным причинам. В итоге в течение 16 лет указанный дом так и не расселили. В мае 2021 году им сообщили о том, что они не имеют права переселиться в новое жилье, так как за это время произошли изменения в действующем законодательстве. Они не согласны с отказом. Федеральный закон от 27.12.2019 года № 473-ФЗ, которым в Жилищный кодекс РФ введена часть 8.2 статьи 32, вступил в силу согласно ст. 3 со дня его официального опубликования, то есть с 28.12.2019 (дата опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru). Закон не содержит положений о его применении к жилищным правоотношениям, правам и обязанностям субъектов таких отношений, возникшим до введения в его действие. На момент вступления в силу Федерального закона от 27.12.2019 № 473-ФЗ, никаких соглашений о выкупе квартиры с ними заключено не было, напротив, с них получено согласие о переселении в жилой дом --. Убеждены, что часть 8.2 статьи 32 ЖК РФ подлежит применению только к случаям приобретения собственниками жилых помещений после 28 декабря 2019 г. Региональные адресные программы носят социальный характер, и были призваны обеспечить реализацию гражданами права на безопасные и благоприятные условия проживания, выполнить государственные обязательства по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Спорное жилое помещение приобреталось ими за 750 000 рублей, так как материальные возможности позволяли приобрести жилое помещение только в спорном доме, иного жилья они не имеют. Среднерыночная цена на жилые помещения с 2013 года в г.Свободном значительно выросла (в свою очередь п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ не учитывает даже рост цен на жилье, связанный с уровнем инфляции в стране). В настоящее время жилое помещение площадью 53 кв.м можно приобрести в среднем за 4 000 000 руб. Применение к их семье требований ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ прямо нарушает их право собственности, которое защищается государством, противоречит основному закону РФ, так как равноценного возмещения за изымаемое жилище в таком случае они не получат. Бездействие должных лиц, обязанных заключить соглашение об изъятии их имущества с предоставлением нового равнозначного жилого помещения незаконно.
В ходе рассмотрения дела, административные истцами в соответствии со ст. 46 КАС РФ уточнены заявленные требования, окончательно просили:
- признать незаконным отказ, вынесенный исполняющим обязанности директора МКУ «Жилищный центр» города Свободного Давыдовой М.С., в предоставлении им равнозначного благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого аварийного;
- признать незаконным бездействие МКУ «Жилищный центр» города Свободного, выразившееся в не заключении соглашения с ними об изъятии жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, признанный аварийным, с предоставлением иного равнозначного по площади благоустроенного жилого помещения;
- возложить на МКУ «Жилищный центр» города Свободного обязанность заключить с ними соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого аварийного.
Административный истец Герелес Л.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Административный истец Герелес М.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Представитель административных ответчиков: администрации города Свободного, МКУ «Жилищный центр» города Свободного - Календа С.А. возражала против удовлетворения административных исковых требований в части предоставления жилого помещения, в части остальных требований - на усмотрение суда, Возражала против требования о предоставлении жилого помещения, и в части бездействия ответчика, поскольку программа переселения предусматривает срок исполнения - до 31.12.2024. На сегодняшний день ничего не изменилось. Ранее в ходе судебного разбирательства указывала на то, что 05.08.2005 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: -- --, признан аварийным и включен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области в 2019 - 2025 годах» утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152. На момент вступления в силу Федерального закона от 27.12.2019 № 473-ФЗ, никаких соглашений о выкупе спорной квартиры между истцами и ответчиком заключено не было, процесс изъятия данного жилого помещения не завершился. До приобретения истцами жилого помещения на основании договора купли-продажи, дом был признан аварийным и не пригодным для проживания. Решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, по адресу: -- --, не принималось. Соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд по вышеуказанному адресу административным истцам не направлялось.
Представители заинтересованных лиц - Министерства ЖКХ Амурской области, Правительства Амурской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении рассмотрения дела не просили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом (ч. 1).
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч. 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела следующее.
Согласно акту об отнесении жилого дома (жилого помещения) к категории непригодного для проживания от 05.08.2005 межведомственная комиссия признала жилой дом по -- --, аварийным и подлежащим сносу.
С 15.07.2013 Герелес Л.С. и Герелес М.В. на основании договора купли-продажи от 26.06.2013 являются собственниками (общая совместная собственность) квартиры, общей площадью 53,1 кв.м, в т.ч. жилой 36,1 кв.м., расположенной по адресу: -- --, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Амурской области и выписками из ЕГРН от 22.06.2021 --.
Как следует из сведений отдела АСР ОВМ МО МВД России «Свободненский» и отдела АСР УВМ МВД России по Амурской области с 18.11.2019 Герелес Л.С., а с 29.04.2020 Герелес М.В. по настоящее время зарегистрированы по месту жительства по адресу: -- --.
Постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 № 157 утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2017 годах», согласно которому, в данную программу включен -- --. Первоначальный планируемый срок расселения дома был установлен до апреля 2015 года, после этого срок расселения продлялся.
На момент принятия решения судом дом не входит в перечень домов, подлежащих расселению по вышеуказанной региональной программе от 12.04.2013, так как включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих переселению в соответствии региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152, со сроком расселения до 31.12.2024.
03.11.2020 Герелес Л.С., а 18.11.2020 Герелес М.В. дали согласие на предоставление жилого помещения в рамках региональной адресной программы, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 № 157 «О переселении граждан из аварийного жилищного фонда с четом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2017 годах и Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в строящемся доме по адресу: --.
Письмом МКУ «Жилищный центр» города Свободного от 21.05.2021 № 939 Герелес Л.С. и Герелес М.В. сообщено, что поскольку право собственности на аварийное имущество, расположенное по адресу: -- -- возникло (на основании договора купли-продажи) после признания дома аварийным, то право на предоставление благоустроенного жилого помещения взамен аварийного у них отсутствует, они имеют право на возмещение за аварийное имущество. В настоящее время проводится подготовка необходимых документов для принятия решения об изъятии земельного участка и изъятии жилого помещения, в связи с чем, Герелес Л.С. и Герелес М.В. необходимо предоставить договор купли-продажи в срок до 31.05.2021, после чего им будет направлено соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд.
В ранее представленном письменном отзыве представитель административного ответчика указала, что на данный момент органом местного самоуправления процедура, установленная статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая должна предшествовать заключению с собственником помещения в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, соглашения, не начата, решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и о сносе дома не принималось.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 указанной нормы).
Отказывая Герелес Л.С. и Герелес М.В. в реализации их жилищных прав путем предоставления другого жилого помещения, МКУ «Жилищный центр» города Свободного сослался на положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются. Иные основания отказа в оспариваемом решении не были приведены.
Согласно статье 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 1).
Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (часть 2).
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Право Герелес Л.С. и Герелес М.В. на обеспечение их жилищных прав в связи с признанием многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: пер. Механический, д. 4, в котором им на праве общей совместной собственности на основании договора купли-продажи от 26.06.2013 принадлежит --, аварийным и подлежащим сносу путем предоставления другого жилого помещения либо его выкупа, а также выбора любого из названных способов возникло в связи с принятием Правительством Амурской области постановления от 12.04.2013 № 157, которым утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2017 годах», и последующим принятием региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152, со сроком расселения 31.12.2024.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
То есть, включение многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу переселения является обстоятельством, расширяющим объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" вступил в законную силу со дня его официального опубликования - 28 декабря 2019 года. При этом данный закон не содержит положений о его применении к жилищным отношениям, правам и обязанностям субъектов таких отношений, возникшим до введения его в действие.
В соответствии с Уставом МКУ «Жилищный центр» города Свободного, утвержденным главой города Свободного, МКУ «Жилищный центр» города Свободного создано муниципальным образованием «город Свободный» для целей обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений в соответствии с жилищным законодательством на территории муниципального образования «город Свободный».
Фактически между административными истцами и МКУ «Жилищный центр» города Свободного, возникли разногласия о праве получения собственником жилого помещения, взамен аварийного, другого жилого помещения, что следует из ответа от 21.05.2021 № 939 на обращение заявителя о реализации избранного ею способа переселения из жилого помещения в многоквартирном доме признанном аварийным и подлежащим расселению.
Ответчиком со ссылкой на п. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что право истцов может быть реализовано только в виде получения выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение.
Вместе с тем, положения части 8.2 статьи 32 ЖК РФ к жилищным правам Герелес Л.С. и Герелес М.В. в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу применению не подлежат, поскольку их право на предоставление другого жилого помещения возникло до введения в действий данной нормы.
В связи с чем, оспариваемое административными истцами решение, изложенное в письме МКУ «Жилищный центр» города Свободного от 21.05.2021 № 939, законным признать нельзя, поскольку оно служит препятствием для реализации способа переселения, избранного гражданином, в установленные региональной адресной программой сроки.
При этом суд считает необходимым отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде реформирования жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Следовательно, с учетом положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома.
Кроме того, из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая Герелес Л.С. и Герелес М.В. квартира, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями данной нормы, предоставление собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома.
Принимая во внимание, что процедура, установленная статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не реализована, запланированный срок переселения граждан из аварийного жилищного дома не истек, оснований для признания незаконным бездействия МКУ «Жилищный центр» города Свободного, выразившееся в не заключении соглашения об изъятии жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным, с предоставлением иного равнозначного по площади благоустроенного жилого помещения, и возложении обязанности на МКУ «Жилищный центр» Свободного обязанность заключить соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого аварийного, у суда не имеется.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, частичное удовлетворение судом заявленных истцом требований, суд считает возможным устранить допущенные нарушение прав административных истцов, признав за ними право на предоставление другого равноценного благоустроенного жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу, расположенного в доме по адресу: -- --).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Герелес Людмилы Сергеевны, Герелес Михаила Владимировича к МКУ «Жилищный центр» города Свободного, администрации города Свободного Амурской области о признании незаконным отказа в предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого аварийного, признании незаконным бездействия, возложении обязанности заключить соглашение о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.
Признать незаконным решение об отказе в предоставлении Герелес Людмиле Сергеевне, Герелес Михаилу Владимировичу благоустроенного жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу ввиду отсутствия права, изложенное в письме исполняющего обязанности директора МКУ «Жилищный центр» города Свободного от 21.05.2021 № 939.
Признать за Герелес Людмилой Сергеевной, Герелес Михаилом Владимировичем право на предоставление другого равноценного благоустроенного жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу, расположенного в доме по адресу: -- --).
Возложить на администрацию города Свободного Амурской области обязанность рассмотреть вопрос об обеспечении жилищных прав административного истца Герелес Людмилы Сергеевны, Герелес Михаила Владимировича в связи с признанием многоквартирного дома по -- аварийным в рамках региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 №152.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме
Председательствующий: Т.Н. Матвеева
Мотивированное решение принято судом в окончательной форме 28.01.2022. Судья Свободненского городского суда Амурской области Матвеева Т.Н._______________