УИД 53RS0016-01-2021-002145-10
(производство № 2-1241/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Старая Русса 30 ноября 2021 года
Старорусский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Семеновой Н.В., при секретаре Васильевой А.В., с участием истца Родиной Т.В., представителя ответчика ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Новгородской области Акулаевой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старорусского районного суда гражданское дело по иску
Родиной ФИО22 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Новгородской области о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости и об обязании назначить пенсию,
У С Т А Н О В И Л :
Родина Т.В. обратилась в Старорусский районный суд Новгородской области с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской <адрес> (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии и установлении федеральной социальной доплаты к пенсии; об обязании принять решение о досрочном назначении страховой пенсии по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с <данные изъяты> с даты достижения возраста 50 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ; взыскании в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей. В обоснование требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГг. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с <данные изъяты>. Решением № от 16 сентября 2021 года в назначении досрочной страховой пенсии отказано по тем основаниям, что она занимает должность государственной гражданской службы РФ и в соответствии с п.1 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку лицам, замещающим должности государственной гражданской службы РФ, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону. Ответчик считает, что согласно Приложению 5 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», гражданам, приобретающим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-33 настоящего Федерального закона, в 2021 года возраст выхода на пенсию увеличивается на 36 месяцев. Такое право по мнению ответчика возникает у истца с ДД.ММ.ГГГГ. Истец полагает такой отказ незаконным и необоснованным, нарушающим ее права и законные интересы. Отец ребенка - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, правом на установление досрочной страховой пенсии по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи <данные изъяты> не пользуется.Истец не просила о назначении пенсии по старости как лицо, замещающее на постоянной основе должность государственной гражданской службы (ч. 1.1 ст. 8 ФЗ), а просила назначить досрочную страховую пенсию в связи с <данные изъяты> по п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях». При этом каких-либо указаний, исключений и ссылок на ч. 1.1 ст. 8 ФЗ п. 1 ч. 1 ст. 32 ФЗ не содержит. Истец полагает, что она приобрела право на пенсию по п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, как родитель, <данные изъяты>, поэтому страховая пенсия по старости должна быть назначена ей ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, то есть с ДД.ММ.ГГГГ (достижение 50-летнего возраста).
Определением Старорусского районного суда от 01 ноября 2021 года ненадлежащий ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) заменен на надлежащего ответчика Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Новгородской области
Истец Родина Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, по указанным в исковом заявлении основаниям. Пояснила, что к ответчику с заявлением о назначении пенсии сразу обратилась по п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», а не по каким-либо другим основаниям, в связи с чем ей пенсия должна быть назначена с 50 летнего возраста.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Новгородской области возражала против удовлетворения иска, указав в представленных- возражениях, что Родина Т.В. ДД.ММ.ГГГГ действительно обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 32 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013года № 400-ФЗ«О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) в связи <данные изъяты>. Поскольку на момент обращения она замещала на постоянной основе должность государственной гражданской службы Российской Федерации, они посчитали, что при рассмотрении вопроса о праве на назначение ей досрочной страховой пенсии по старости следует руководствоваться кроме п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ также и ч. 1.1 ст.8 Закона № 400-ФЗ, в соответствии е которым, право на назначение досрочной пенсии по старости у истицы возникнет с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, одному из родителей <данные изъяты> если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. Пенсионное обеспечение истца, должно осуществляться с учетом положений Федерального закона № 143 от 23 мая 2016 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», дополнившим статью 8 Закона № 400-ФЗ, частью 1.1. Согласно п.1 ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - мукиципалыше должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховаяпенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанногов приложении5 к настоящему Федеральному закону. В приложении 5 Закона РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ указано, что возраст,по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей,муниципальных должностей, должностейгосударственной гражданскойи муниципальной службы для женщин в 2021 году, составляет: 50 лет плюс 36 месяцев. Право у Родиной Т.В.на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1ч.1от, 32 Закона № 400-ФЗ отсутствует, и возникнетс ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому в удовлетворении иска необходимо отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1 Конституции РФ), относит определение механизма реализации данного конституционного права, включая установление оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2 Конституции РФ).
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 ноября 2009 года N 1365-О-О, подпункт 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий право многодетной матери, одного из родителей (опекунов) ребенка-инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.
Необходимым условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости одному из родителей (опекуну) в соответствии с оспариваемым законоположением является факт признания ребенка инвалидом в установленном порядке.
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону, п.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ( далее по тексту Федеральный закон №400-ФЗ ). При этом, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В то же время, в соответствии с п.1. ч.1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).
Истец Родина Т.В. обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ребёнка <данные изъяты> ФИО4, т.е. в ином порядке, вызванными иными причинами.
Указала и представила документы, подтверждающие, что имеет еще одного <данные изъяты> ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Первый брак, с ФИО3 у истицы был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, Старорусским ОЗАГС Новгородской области ( актовая запись №).
Сын ФИО4 родился ДД.ММ.ГГГГ, отцом <данные изъяты> ФИО2, матерью Степанова ФИО22, что подтверждается свидетельством о рождении № №, выданным <адрес> актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ года №) и свидетельством об усыновлении, выданным на основании актовой записи <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке МСЭ, выданной филиалом бюро № <адрес>» серии № № ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является <данные изъяты>, что подтверждается также удостоверением №, выданным <адрес>.
Сын ФИО7 родился ДД.ММ.ГГГГ. В отношении его истица является <данные изъяты>. Актовая запись отдела <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Тогда же, ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 поменял свою фамилию на ФИО14 ( актовая запись отдела <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №).
ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имел согласно справке <данные изъяты> ( серия №) от ДД.ММ.ГГГГ статус <данные изъяты>. Брак со ФИО2 прекращен по суду ДД.ММ.ГГГГ ( свидетельство и актовая запись о расторжении брака отдела <данные изъяты> за № от ДД.ММ.ГГГГ).
Истица изменила свою фамилию со Степановой на добрачную Родина тогда же ДД.ММ.ГГГГ ( актовая запись отдела <данные изъяты> за № от ДД.ММ.ГГГГ).
ФИО7 обучается по очной форме обучения в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра 1».
Согласно материалам пенсионного дела следует, что Родина Т.В. обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, по п.1 ч.1 ст. 32 Федеральный закон №400-ФЗ, указав в заявлении сведения об обоих сыновьях- инвалидах, а также о том, что бывший муж получателем пенсии не является.
Из сведений комитета образования администрации Старорусского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ к Родиной Т.В. не применялись меры <данные изъяты>
На момент обращения за пенсией, по данным персонифицированного учета истица являлась сотрудником межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №2 по Новгородской области и замещает должность государственного служащего с 1990 года по сентябрь 2021 года.
Сведений о назначении ФИО2 пенсии в связи с установленными льготами <данные изъяты>.
Согласно решению об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (межрайонное) Родиной Т.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости. Отказ мотивирован тем, что истица, на дату подачи заявления замещает на постоянной основе должность государственного служащего, а следовательно, право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 частим 1 статьи 32 Федерального закона №400-ФЗ возникает у нее с ДД.ММ.ГГГГ.
В целом, представленные доказательства непротиворечивы, последовательны, поэтому принимаются судом в качестве допустимых доказательств.
Исследованные доказательства подтверждают наличие у Родиной Т.В. <данные изъяты>. Данных о том, что супруг истицы воспользовался правом выхода на пенсию по указанному основанию, суду не представлено.
Как установлено в судебном заседании, истица не претендовала на назначение пенсии по старости как лицо, замещающее на постоянной основе должность муниципального служащего (ч. 1.1 ст. 8 ФЗ). Родина Т.В. обратилась за назначением досрочной страховой пенсии в <данные изъяты> по п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях". При этом каких-либо указаний, исключений и ссылок на ч. 1.1 ст. 8 ФЗ п. 1 ч. 1 ст. 32 ФЗ не содержит.
Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ определены граждане, которым увеличивается пенсионный возраст по основаниям назначения пенсии согласно части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, при изменении предельного возраста для возникновения права на пенсию не предусмотрены граждане, которым назначается пенсия согласно п. 1 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях".
Вопреки доводам ответчика, применение п. 1 ч. 1 ст. 32 ФЗ и ч. 1.1 ст. 8 ФЗ в совокупности приведет к нарушению социальной справедливости в отношении граждан, которые занимают муниципальные должности, по сравнению с гражданами, которые осуществляют трудовую деятельность в иной сфере, при том, что и те, и другие граждане в силу сложившихся жизненных обстоятельств воспитывали детей-инвалидов, имеют право на равные социальные права.
Таким образом, суд полагает, что истец приобрела право на пенсию по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ как родитель, <данные изъяты>, поэтому страховая пенсия по старости должна быть назначена ей ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона.
Требуемые критерии для назначения истцу досрочной страховой пенсии по основаниям пункта 1 части 1 статьи 32 ФЗ «О страховых пенсиях» с момента достижения истцом возраста 50 лет и при наличии у неё страхового стажа не менее 15 лет и величины ИПК 30 лет, позволяют обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В части назначения социальной доплаты к пенсии требования истицы также подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку основание к отказу заключалось только в не назначении пенсии по старости.
На основании Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; Федерального закона от 01 апреля 1996 года №-27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; ст.ст. 11, 56, 98, 194-199 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Родиной ФИО22 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Новгородской области - удовлетворить:
Признать решение Государственного Учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонного) об отказе в досрочном назначении страховой пенсии и об отказе в установлении федеральной социальной доплаты к пенсии Родиной ФИО22 от ДД.ММ.ГГГГ № - незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области назначить Родиной ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения досрочную страховую пенсию в порядке п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ, установить федеральную социальную доплату к пенсии.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области в пользу Родиной ФИО22 в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.В. Семенова