Судья Сумкина Е.В. Дело № 33-2577/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Меншутиной Е.Л.,
судей Гарновой Л.П., Филиповой И.В.,
при секретаре Марковой Е.С.,
рассмотрела в заседании от 13 февраля 2019 года апелляционную жалобу Капалкиной Т.Д.
на решение Егорьевского городского суда Московской области от 06 ноября 2018 года по делу по иску Капалкиной Татьяны Дмитриевны в интересах несовершеннолетнего Капалкина Ивана Сергеевича к Отделу опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Егорьевск об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Меншутиной Е.Л., судебная коллегия
установила:
Капалкина Т.Д. обратилась в суд в интересах несовершеннолетнего Капалкина И.С. с иском к Отделу опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Егорьевск об установлении факта невозможности проживания в занимаемом жилом помещении и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование своих требований она сослалась на то, что ее внук Капалкин И.С., 01 ноября 2002 года рождения, остался без попечения родителей, так как его мать Капалкина И.С. по решению Егорьевского городского суда Московской области от 10.02.2014 года лишена родительских прав, а отец Капалкин С.В. умер 26 апреля 2010 года. Она, Капалкина Т.Д., является попечителем (приемным родителем) внука. В соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону внуку принадлежит 1/24 доля жилого дома, общей площадью 65,5 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, сособственниками которого также являются: она - 2/3 доли, дядя несовершеннолетнего Капалкин А.В. - 1/6 доля, сестры Капалкина Ю.С. 1/24 доля, Капалкина В.С. 1/24 доля и Капалкина В.С. 1/24 доля. Исходя из общей площади жилого дома 65,5 кв.м., на принадлежащую Капалкину И. долю дома приходится только 2,7 кв.м. общей площади жилого помещения (65,5/24 х 1=2,7). Решением Совета депутатов городского округа Егорьевск от 22 июня 2016 года №528/48 учетная норма площади жилого помещения в городском округе Егорьевск установлена в размере 9 кв.м. на одного человека, следовательно, общая площадь жилого дома, приходящаяся на долю Капалкина И.С., составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной решением Совета депутатов. В связи с этим Капалкина Т.Д. просит суд установить факт невозможности проживания Капалкина И. в занимаемом им жилом помещении, расположенном по вышеуказанному адресу, и включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счёт средств из бюджета Московской области по договору найма специализированного жилого помещения на территории городского округа Егорьевск Московской области.
Капалкина Т.Д. в судебное заседание не явились, ее представитель - Михайлов А.В. иск поддержал.
Представитель Отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области - Малеева А.Г. иск не признала, пояснив, что несовершеннолетний Капалкин И.С. зарегистрирован и проживает в жилом доме общей площадью 65,5 кв.м., где является собственником 1/24 доли в праве общей долевой собственности. Согласно поквартирной карточке, кроме Капалкина И.С. в доме зарегистрированы и проживают: его бабушка - Капалкина Т.Д., дядя - Капалкин А.В. и три несовершеннолетних сестры Капалкины Ю., В. и В., в связи с чем на каждого проживающего в данном жилом помещении приходится 10,92 кв.м. общей площади жилого помещения (65,5 кв.м. : 6), что больше учетной нормы, установленной решением Совета депутатов городского округа Егорьевск от 22.06.2016 года №528/48. Возможность постановки детей-сирот на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий обусловлена законодателем наличием факта обеспеченности общей площадью в жилом помещении менее учетной нормы, исходя из количества совместно проживающих лиц, а не с размером доли в праве собственности. Доказательств наличия иных предусмотренных Законом обстоятельств, подтверждающих невозможность совместного проживания Капалкина И.С. в доме, не имеется, поэтому отсутствуют основания для включения несовершеннолетнего в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Представитель третьего лица – Администрации городского округа Егорьевск Московской области - Тихонова Я.О. оставила вопрос на усмотрение суда.
Решением суда от 06 ноября 2018 года Капалкиной Т.Д. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Капалкина Т.Д. просит указанное решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Решением Совета депутатов городского округа Егорьевск от 22 июня 2016 года №528/48 установлена учетная норма площади жилого помещения, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 9 кв.м. площади жилого помещения на одного человека.
Судом установлено, что мать ребенка Капалкина И.С., 01 ноября 2002 года рождения, Капалкина И.С. заочным решением суда от 10 февраля 2014 года лишена родительских прав, а его отец Капалкин С.В. умер 26 апреля 2010 года.
Распоряжением отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Егорьевскому муниципальному району №652-р от 16 ноября 2015 года попечителем несовершеннолетнего Капалкина И.С. назначена Капалкина Т.Д.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 13 мая 2017 года, Капалкину И.С. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/24 доля жилого дома, общей площадью 65,5 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>. Сособственниками указанного жилого дома являются: истица 2/3 доли, Капалкин А.В., дядя Капалкина И.С. – 1/6 доля, сестры несовершеннолетнего Капалкина Ю.С. – 1/24 доля, Капалкина В.С. – 1/24 доля и Капалкина В.С. – 1/24 доля. Все собственники зарегистрированы и проживают по данному адресу.
Из акта проверки условий жизни несовершеннолетнего Капалкина И. следует, что семья Капалкиных проживает в одноэтажном деревянном жилом доме по вышеназванному адресу. Дом состоит из трех комнат площадью 10 кв.м., 16 кв.м. и 20 кв.м., и кухни площадью 16 кв.м., дом в хорошем состоянии, комнаты большие, светлые, просторные; Иван имеет регистрацию в данном домовладении, которое раньше принадлежало его деду Капалкину В.Г., умершему в 2015 году; ребенок обеспечен всем необходимым, приемный родитель (бабушка) заботится о ребенке, старается создать для мальчика хорошие условия воспитания и проживания.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к правильному выводу о том, что не имеется оснований для установления факта невозможности проживания Капалкина И.С. в занимаемом им жилом помещении, поскольку это помещение размером более учтенной нормы, а значит, несовершеннолетний не имеет права на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Кроме того судом верно указано, что возможность постановки детей-сирот на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий обусловлена законодателем наличием факта обеспеченности общей площадью в жилом помещении менее учетной нормы, исходя из количества совместно проживающих лиц, а не с размером доли в праве собственности.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал истице в удовлетворении заявленных требований.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, и всем им суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной не могут служить основанием к отмене решения суда первой инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм права, по существу повторяют доводы предъявленного требования и сводятся к несогласию с действиями суда и оценкой представленных по делу доказательств.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Егорьевского городского суда Московской области от 06 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Капалкиной Т.Д. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: