Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2-263/2019 ~ М-2-244/2019 от 17.07.2019

Дело №2-263/2019

УИД:66RS0041-01-2018-000361-91

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное решение)

г. Новая Ляля                                                                       16 сентября 2019 года

Новолялинский районный суд Свердловской области в составе судьи Макарова И.А., при секретаре Бороздиной Р.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Остриковой С.С. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Новолялинская районная больница» о признании действий главного врача незаконными, взыскании стимулирующей выплаты, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Острикова С.С. обратилась в суд с иском к ГБУЗ СО «Новолялинская районная больница» о признании действий главного врача недействительными, взыскании стимулирующей выплаты, компенсации морального вреда, указав, что она работает в должности участкового врача педиатра в ГБУЗ СО «Новолялинская РБ» с 1981 года. В 2015 году со ней был заключен трудовой договор, где определена заработная плата по основной должности. Согласно «Положению об оплате труда работников ГБУЗ СО Новолялинская РБ» от 22 июня 2018 года и «Положению о материальном стимулировании (премировании) работников ГБУЗ СО Новолялинская РБ» от 30 ноября 2015 года «Положение об оплате труда работников» её заработная плата включает в себя: оклад, стимулирующие выплаты за качество работы - квалификационная категория, выплаты отдельным медицинским работникам, а именно участковому врачу педиатру, компенсационные выплаты за вредные условия труда, компенсационные выплаты за увеличение объема работы, которые определены приказами главного врача. Премии по итогам работы в 2019 году она не получала. В соответствии с Приказами главного врача, в больнице были осуществлены стимулирующие выплаты среднему медицинскому персоналу поликлиники, в том числе и участковым медсестрам, работающих с ними - врачами педиатрами участковыми, за периоды февраль 2019 года и апрель - май 2019 года. Участковым врачам педиатрам, в том числе и ей, не были начислены и выплачены данные стимулирующие выплаты, в связи с чем считает действия главного врача незаконными. Согласно Приказу главного врача от 15 февраля 2019 года № 90-П, на февраль 2019 года был установлен единый фонд материального стимулирования в сумме 977 020 рублей, который был распределен по подразделениям, в том числе на поликлинику, где она работает по основной должности, была выделена сумма 365 890 рублей. По итогам работы за апрель - май 2019 года для выплаты стимулирующих среднему медицинскому персоналу (премий), на поликлинику была выделена сумма 317 792 рубля. Расчет стимулирующих выплат был произведен согласно приложениям № 2 № 3 Положения о материальном стимулирований (премировании). Приказ о стимулирующих выплатах среднему медицинскому персоналу за период апрель - май 2019 г. работодатель ей предоставить отказался. Нормативными актами на уровне Свердловской области не закреплен единовременный характер выплаты премии по итогам работы, данная премия из состава заработной платы не исключена. Включение премии по итогам работы в состав оплаты труда работников (на основании действующих в больнице локальных нормативных актов) с учетом положений ст.ст. 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что данная премия по своей сути является элементом оплаты труда (стимулирующей выплатой в составе заработка). Не назначение и невыплата ей премии по итогам работы за периоды апрель - май 2019 года при выплате такой премии иным работникам поликлиники, в том числе участковой медсестре, которая работает о ней, является нарушением работодателем положения абз. 6 ч.2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, не обеспечивает равной оплаты за труд равной ценности. Премия ей не выплачена при отсутствии к тому законных оснований. Данная стимулирующая выплата является элементом оплаты труда, входит в состав заработной платы. Лишив её части заработной платы, работодатель нарушил ст. 21. Трудового кодекса Российской Федерации. Также действия работодателя она расценивает, как проявление дискриминации по отношению к ней в целом (ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации), дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации).

Просила суд признать действия главного врача в части не начисления и невыплаты ей стимулирующих (премии) за апрель - май 2019 года незаконными. Взыскать с ГБУЗ СО Новолялинская РБ в её пользу стимулирующую выплату (премию) за период апрель - май 2019 года в размере 19 200 рублей, районный коэффициент, начисленный на премию, в размере 2 880 рублей, моральный вред за неправомерные действия работодателя в размере 5 000 рублей.

Впоследствии истец Острикова С.С. дополнила свои требования просив суд:

- взыскать с ГБУЗ СО Новолялинская РБ в её пользу стимулирующую выплату (премию) за июнь 2019 года в размере 32 040 рублей, районный коэффициент, начисленный на премию, в размере 4806 рублей.

В судебном заседании истец Острикова С.С. исковые требования поддержала и пояснила, что указанные в иске выплаты входят в систему оплаты труда, являются премиями по итогам работы. Это подтверждается выписками из протоколов, согласно которым данные выплаты производились на основании показателей эффективности работы. Приоритета заработной платы среднего медицинского персонала перед врачами, не существует. Медсестры получают такую же заработную плату как она и данные выплаты обесценивают труд врача.

Представитель ответчика ГБУЗ СО «Новолялинская РБ» Комаров Д.И. с иском не согласился и пояснил, что спорные выплаты не являются премией по итогам работы. Выплаты носят не систематический характер. Выплаты не предусмотрены ни положениями об оплате труда ни о материальном стимулировании, не включены в трудовой договор. В плане хозяйственной деятельности указаны показатели по средней заработной плате врачей и среднего медицинского персонала. Для достижения целевых показателей средней заработной платы и проводились данные выплаты. Указанные цели достигнуты благодаря спорным выплатам. Положение о материальном стимулировании в данном случае применялось лишь как метод расчета выплат. В дальнейшем выплаты будут производиться пропорционально окладам.

Заслушав стороны, изучив представленные суду доказательства, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

Как следует из искового заявления истец работает в ГБУЗ СО «Новолялинская районная больница» участковым врачом педиатром с 1981 года. 23 ноября 2015 года с ней был заключен трудовой договор .

Согласно приказу главного врача ГБУЗ СО «Новолялинская РБ» от 15 февраля 2019 года №90-П, в целях реализации в Свердловской области Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части достижения целевых показателей средней заработной платы среднего медицинского персонала в 2019 году и в целях безусловного выполнения целевых показателей по средней заработной плате, утвержденных Министерством здравоохранения Свердловской области, установлен на февраль 2019 года единый фонд материального стимулирования в сумме 977020 рублей, в том числе поликлиника 365890 рублей. Фонд материального стимулирования направлен на стимулирующую выплату среднего медицинского персонала .

Согласно приказу и.о. главного врача ГБУЗ СО «Новолялинская РБ» от 25 июня 2019 года №173-П, в целях реализации в Свердловской области Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части достижения целевых показателей средней заработной платы среднего медицинского персонала в 2019 году и в целях безусловного выполнения целевых показателей по средней заработной плате, утвержденных Министерством здравоохранения Свердловской области, установлен на апрель-май 2019 года единый фонд материального стимулирования в сумме 1145102 рублей, в том числе поликлиника 317515 рублей. Фонд материального стимулирования направлен на стимулирующую выплату среднего медицинского персонала .

Согласно приказу и.о. главного врача ГБУЗ СО «Новолялинская РБ» от 16 июля 2019 года №199-П, в целях реализации в Свердловской области Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части достижения целевых показателей средней заработной платы среднего медицинского персонала в 2019 году и в целях безусловного выполнения целевых показателей по средней заработной плате, утвержденных Министерством здравоохранения Свердловской области, установлен на июнь 2019 года единый фонд материального стимулирования в сумме 632885 рублей, в том числе поликлиника 173190 рублей. Фонд материального стимулирования направлен на стимулирующие выплаты среднего медицинского персонала .

Истец указала, что данные выплаты являются премией по итогам работы, входят в заработную плату и ее лишили премии незаконно.

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.

По условиям трудового договора от 23 ноября 2015 года , за выполнение трудовых обязанностей, истцу был установлена заработная плата. Размер заработной платы был оговорен в главе IV трудового договора: должностной оклад, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера. При этом в выплатах стимулирующего характера, предусмотрены выплаты за эффективность деятельности, качество и результативность труда, которые выплачиваются на основании приказа главного врача и их общий размер составляет 4000 рублей.

Согласно подпункту «г» п. 10 Трудового договора работодатель имеет право поощрять работника за добросовестный эффективный труд.

Согласно п. 30 Положения об оплате труда работников ГБУЗ СО «Новолялинская районная больница», в целях поощрения работников за выполненную работу в учреждении могут устанавливаться премиальные выплаты .

Из Положения о материальном стимулировании (премировании) работников ГБУЗ СО «Новолялинская районная больница» следует, что настоящее Положение разработано в целях обеспечения социальной защищенности и упорядочения оплаты труда работников ГБУЗ СО «Новолялинская РБ» и регулирует порядок установления выплат стимулирующего характера. Направленных на повышение интенсивности, качества и результативности труда работников .

Однако как следует из приказов от 15 февраля 2019 года №90-П, от 25 июня 2019 года №173-П, от 16 июля 2019 года №199-П, данные выплаты произведены среднему медицинскому персоналу в целях безусловного выполнения целевых показателей по средней заработной плате.

Обусловлены данные выплаты Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2019 год и плановые периоды 2020-2021 годов, согласно которому средняя заработная плата врача в учреждении должна составлять 60321 рубль, средняя заработная плата среднего медицинского персонала должна составлять 28591 рубль .

Согласно справке средняя заработная плата врача в учреждении за период январь-июнь 2019 года составляет 68093 рубля 23 копейки, среднего медицинского персонала – 29 814 рублей 33 копейки .

Как пояснил представитель ответчика, данное обстоятельство истцом не оспорено, указанные показатель среднемесячной заработной платы по среднему медицинскому персоналу, достигнуты благодаря спорным выплатам.

Таким образом, у работодателя небыло обязанности проводить спорные выплаты истцу, т.к. они не являются премией по итогам работы, не предусмотрены трудовым договором и Положением об оплате труда.

Спорными приказами установлены условия выплаты, при этом качество работы истца никем не оспаривается.

Доводы истца о том, что поскольку выплаты распределялись согласно приложению к Положению о материальном стимулировании и на основании Протоколов об оценке эффективности, данные выплаты являются премиями по итогам работы, не состоятельны, не основаны на материалах дела и на законе.

Также суд считает несостоятельными доводы истца о дискриминации в отношении него, при изменении работодателем условий оплаты труда, т.к. работодателем условия оплаты труда в отношении истца не изменялись.

При таких обстоятельствах суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Остриковой С.С. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Новолялинская районная больница» о признании действий главного врача незаконными, взыскании стимулирующей выплаты, компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Новолялинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 20 сентября 2019 года.

Судья:                                                                                            Макаров И.А.

2-2-263/2019 ~ М-2-244/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Острикова Светлана Семеновна
Ответчики
ГБУЗ СО "Новолялинская районная больница"
Суд
Верхотурский районный суд Свердловской области
Судья
Макаров Игорь Александрович
Дело на сайте суда
verhotursky--svd.sudrf.ru
17.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2019Передача материалов судье
22.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2019Подготовка дела (собеседование)
16.08.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.09.2019Предварительное судебное заседание
16.09.2019Судебное заседание
20.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2020Дело оформлено
25.11.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее