Дело № 2- 1982/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27.06.2014 Кировский районный суд г. Томска в составе:
судьи Ларина С.Н.
при секретаре Чемерзовой Т.Н.,
при участии представителя ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Томской области Лаздыньш С.А. (доверенность от 09.09.2013, сроком действия по 27.12.2015), представителя УМВД России по Томской области Бакшеева В.О. (доверенность /________/ от 03.01.2014, сроком действия 1г),
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Мельникова В.И. к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Мельников В.И. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в ИВС.
В обоснование требований указал, что содержался под стражей в ИВС /________/» в октябре 2008 года. В период его содержания камеры не были оборудованы в соответствии с ФЗ от 15.07.1995 № 103 – ФЗ, а бытовые условия не отвечали требованиям гигиены и нормам санитарной площади в камере на одного человека. Ввиду ненадлежащих условий содержания ему причинен моральный вред в размере /________/ руб., поскольку были нарушены его права, он содержался в бесчеловечных условиях, испытал моральные страдания. Просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда /________/ руб.
В судебное заседание, назначенное путем проведения видеоконференц - связи, истец не явился, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика в судебном заседании полагала, что требования истца подлежат частичному удовлетворению, поскольку доводы истца частично подтвердились, а именно, в части отсутствия санитарного узла и душа.
Представитель третьего лица поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которым, истцом не доказаны условия, необходимые для наступления ответственности. Истцом не представлено доказательств наличия нравственных страданий при его нахождении в ИВС и причинно-следственной связи между незаконными, по его утверждению, действиями сотрудников ИВС во время его содержания в ИВС и указанными им нравственными и физическими страданиями. Негативные последствия, на которые указывает истец, могли быть вызваны сложившейся в отношении него следственной ситуацией в целом, а также содержанием его в неблагоприятных для нормального человека условиях – в условиях изоляции от общества. Кроме того, истец не представил доказательств, подтверждающих именно такую степень (такой характер) его нравственных или физических страданий, размер компенсации которой он указывает. Полагал, что сумма компенсации морального вреда является чрезмерно завышенной.
Выслушав представителя ответчика, третьего лица, изучив доказательства по делу в их совокупности, определив рассмотреть дело в отсутствие истца (ч.5 ст.167 ГПК РФ) суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются прав и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из этого, а также из положений ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации.
В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания.
В соответствии со ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
Конституция РФ, провозглашая права и свободы человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (ст.2), гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53).
Гражданское законодательство, согласно ст.1 ГК РФ, основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, обеспечении восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Материалами дела подтверждается, что действительно, Мельников В.И. содержался в ИВС /________/ с 10.10.2008 с 15 час. 40 мин. по 16.10.2008 до 04 - 00 час., что подтверждается справками начальника ОП /________/ (по обслуживанию /________/) МО /________/» УМВД России по Томской области от 21.04.2014, 16.06.2014.
Содержание под стражей Мельникова В.И. в ИВС Первомайского РОВД в период времени, указанный в иске, регулировалось ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту - Федеральный закон № 103-ФЗ), Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденные Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950.
В соответствии со ст.9 Федерального закона № 103-ФЗ, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей, задержанных по подозрению в совершении преступлений.
В статье 15 Федерального закона № 103-ФЗ предусмотрено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно - процессуальным кодексом РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно ст. 23 Закона № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
В соответствии с разделом V. Материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых, п. 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 43 Правил, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование.
Бритвенные принадлежности (безопасные бритвы либо станки одноразового пользования, электрические или механические бритвы) выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю. Пользование этими приборами осуществляется этими лицами под контролем сотрудников ИВС.
Согласно п. 44 Правил, для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды); издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств; предметы для уборки камеры; уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудников ИВС).
В соответствии с п. 45 Правил, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Согласно п. 47 Правил, не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
При отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности ( п. 48).
Согласно доводам истца, он содержался в ненадлежащих условиях, которые выразились в том, что камеры не были оборудованы в соответствии с ФЗ от /________/ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», бытовые условия не отвечали требованиям гигиены, норма санитарной площади в камере на одного человека, не соблюдалась.
Доводы истца о ненадлежащих условиях содержания, нашли частичное подтверждение в судебном заседании.
В соответствии со справкой начальника ОП /________/ (по обслуживанию /________/) МО /________/» УМВД России по Томской области от 21.04.2014, камеры, в которых содержался истец, были оборудованы индивидуальными спальными местами, скамейками, столами, бачками 50 литровыми для питьевой воды. В камерах отсутствовал водопровод. Горячая вода выдавалась сотрудниками ИВС 3 раза в день во время приема пищи и по мере надобности для стирки или помывки в связи с отсутствием душа в ИВС. Санитарный узел в камерах отсутствовал, в прогулочном дворике находился общий санитарный узел.
Указанные данные подтверждаются справкой начальника ОП /________/ (по обслуживанию /________/) МО /________/» УМВД России по /________/ от 16.06.2014, которая дополнена указанием на то, что средства для личной гигиены и постельное белье выдавались. Ежедневно обеспечивалась прогулка лицам, содержащимся в ИВС. Лица, содержащиеся в ИВС, обеспечивались трехразовым питанием. Камеры ИВС отвечали требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека.
Таким образом, судом установлено отсутствие в камерах, где содержался истец, санитарного узла, в ИВС душ отсутствовал.
Доводы истца о несоблюдении норм санитарной площади в камере на человека не подтвердились.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению соответственно за счет казны РФ.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и ст. 151 ГК РФ.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ в случае причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права, в том числе, и унижающими достоинство, суд может возложить на нарушителей обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) Моральный вред, в частности, может заключаться временным ограничением или лишением каких-либо прав.
Согласно п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных норм международного права и международных договоров РФ» унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом требований режима содержания.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает требования указанного Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.1994. №10 о том, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных истцу физических и нравственных страданий, с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда может быть возложена на причинителя вреда или лицо, обязанное возмещать указанный вред, при доказанности состава правонарушения (наличие вреда у потерпевшего, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между указанными фактами, вина причинителя вреда).
В соответствии со ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Поскольку в судебном заседании доводы истца о содержании его в ненадлежащих условиях нашли частичное подтверждение, что нарушило его права, гарантированные законом, и причинило ему страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, требование Мельникова В.И. о взыскании денежной компенсации причиненного ему морального вреда подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, факт причинения истцу в результате установленных судом обстоятельств каких-либо физических страданий, а также возникновение у истца на этой почве нарушений здоровья, не подтвержден доказательствами.
При определении размера денежной компенсации морального вреда суд в соответствии со ст. 1101 ГК РФ учитывает характер и степень тяжести причиненных истцу нравственных страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, период нахождения Мельникова В.И. в ИВС /________/ (5 суток), личность истца, и полагает разумным и обоснованным установить размер компенсации в /________/ руб.
Доказательств, позволяющих суду удовлетворить требования о компенсации морального вреда в заявленном истцом размере, согласно ст.56 ГПК РФ, истцом не представлено.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от ее имени выступает финансовый орган.
Как устанавливает ч.3 ст.125 ГПК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно ч.1 ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного действиями государственных органов РФ или их должностных лиц, возложена на Министерство финансов РФ.
В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 12.02.1998 № 26 «О порядке организации и ведения Министерством финансов РФ работы по выступлению от имени казны РФ, а также по представлению интересов Правительства РФ в судах» (с учетом Приказов Министерства финансов РФ от 30.12.2004 № 378, от 17.01.2005 № 1), обязанность по организации и ведению в судах работы по выступлению от имени казны РФ возложены на Управления Федерального казначейства Минфина России по республикам, краям, округам, областям, каждому из которых Министерством финансов РФ выдаются соответствующие доверенности.
Таким образом, обязанность компенсации морального вреда законом возложена на Министерство финансов РФ
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Мельникова В.И. компенсацию морального вреда в размере /________/ рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья – /________/
/________/
/________/