Дело № 2-264/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Корткерос 30 сентября 2019 года
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Елфимовой И.А., с участием прокурора Сердитовой М.А, представителей ответчика АМР «Корткеросский» - Мальцева В.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, - Андреева И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора Корткеросского района
к администрации муниципального района «Корткеросский» об обязании приведения в соответствие с требования ГОСТ автомобильных дорог,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Корткеросского района обратился в суд, с учетом уточненных требований. об обязании АМР «Корткеросский» в срок до <дата> привести в соответствии с требованиями пп. 4.5.1.2-4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007, п. 11.5 СП 42.13330.2011 обустроив тротуарами следующие участки автомобильных дорог в <адрес>
<адрес>. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой по обращению начальника ОГИБДД ОМВД России по Корткеросскому району проведена проверка о нарушении требований законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах в <адрес>, а именно отсутствие тротуаров. В ходе которой установлено, что указанные участки автомобильных дорог не оборудованы пешеходными тротуарами. Выявленные нарушения создают предпосылки повышения уровня возможности возникновения дорожно-транспортных происшествий, и как следствие возникновение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Прокурор Сердитова М.А. в судебном заседании уточненные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика АМР «Корткеросский» - Мальцев В.А. возражений по заявленным требованиям не имеет, указав, что в акте указана сторона дороги от начала (по нумерации домов, а также указано их место расположение на схеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, - Андреев И.А. поддержал заявленный прокурором иск.
Опрошенный в качестве специалиста государственный инспектор ОГИБДД ОМВД России по Корткеросскому району ФИО6 суду пояснил, что обращение к прокурору было связано с ДТП <...> на одном из участков дорог в <адрес>. <адрес>, на республиканском уровне в реестре эта часть дороги называется «<адрес>». Расположение тротуаров регламентировано Сводом правил. В соответствии с таблицей (местные дороги) при ширине полосы движения 2.75 м., ширина тротуара должна составлять 1 м. с одной стороны. На этот же Свод правил идет ссылка в ГОСТе Р52766, а именно там прописано, что тротуары обустраиваются в соответствии со Сводом правил. При обследовании принято решение обустроить тротуары по сторонам, указанным на схеме. Метраж в акте указан с четом разрывов, въездов на придомовые территории и т.п.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, третьего лица, специалиста ФИО6, рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту Закон № 257-ФЗ) определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно положениям ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации
должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
По п. 3 ст. 15, 13 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в т.ч. осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Полномочия в области дорожной деятельности реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Из норм действующего законодательства Российской Федерации, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что полномочия по ведению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, ранее относившимся к компетенции сельских поселений и переданных Федеральным законом № 136-ФЗ в ведение муниципальных районов, ни нормативным актом Республики Коми, ни соглашением о передаче указанных полномочий, сельским поселениям не переданы.
Соответственно, в силу действующих норм законодательств, полномочия, в частности в отношении проектирования и строительства, ремонта автомобильных дорог в границах сельского поселения «Корткерос», относится к полномочиям администрации МО МР «Корткеросский», что не оспаривалось представителями ответчика.
Частью 1 ст.13 Закона №196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Требования к элементам обустройства автомобильных дорог общего пользования, определены ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 №270-ст.
В соответствии с требованиями п.4.5.1.1-4.5.1.3 указанного ГОСТа
тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Пунктом 11.5 СП 42.13330.2011. «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», предусмотрены расчетные параметры улиц и дорог сельских поселений, в т.ч. ширины пешеходной части тротуара. Указанный Свод правил утратил силу с 01.07.2017, при этом в п. 11.6 СП 42.13330.2011. «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», введенным в действие с 01.07.2017, отражены аналогичные, раннее действовавшим расчеты ширины пешеходной части тротуаров.
Сотрудниками ГИБДД по результатам обследования составлен акт об отсутствии на вышеуказанных участках автомобильных дорог предусмотренных законодательством тротуаров. Юридическое лицо АМР «Корткеросский» <дата> привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
Наличие указанных нарушений и необходимость их устранения не оспаривалось стороной ответчика.
Из акта комиссионного обследования автомобильных дорог <адрес> от <дата> следует, что автомобильная дорога по <адрес>
<адрес>. Обустройство тротуара возможно выполнить с правой стороны автомобильной дороги по <адрес> на следующем участке:
<адрес>
Суду предоставлена схема по обустройству тротуаров на спорных участках автомобильных дорог, расположенных по <адрес>
По действующему законодательству полномочия по дорожной деятельности, касающиеся строительства, обустройства, содержания дорог, в настоящее время отнесены к компетенции администрации МР «Корткеросский», соответственно данный ответчик обязан проводить работы по приведению в соответствии с требованиями ГОСТа спорные участки дорог.
При этом выявленные нарушения создают предпосылки повышения уровня возможности возникновения дорожно-транспортных происшествий, и как следствие возникновение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
С учетом положений ст. 204 ГПК РФ, учитывая характер разрешенных требований и возложенной на ответчика обязанности, суд считает разумным заявленный прокурором срок исполнения решения суда до <дата>.
Учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства, суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований в полном объеме.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» в срок до <дата> привести в соответствии с требованиями пп. 4.5.1.2-4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 следующие участки автомобильных дорог в <адрес>, а именно обустроив их тротуарами:
с правой стороны автомобильной дороги по <адрес>);
с правой стороны автомобильной дороги по <адрес>);
с правой стороны автомобильной дороги по <адрес>);
с правой стороны автомобильной дороги по <адрес>);
с левой стороны автомобильной дороги по <адрес>).
Схема по обустройству тротуаров на автомобильных дорогах, расположенных по <адрес> является неотъемлемой частью решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд РК в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Буян Э.Ф.
В окончательной форме решение принято 07 октября 2019 года