Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2019 года с. Красноармейское
Красноармейский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ереминой А.В.,
с участием представителя административного истца Леоновой О.Л.,
представителя административного ответчика Ильина С.Н.,
представителя административного ответчика Телеповой Л.В.,
при секретаре Перцевой Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-139/2019 по административному исковому заявлению Афонина <данные изъяты> к Администрации Красноармейского района Самарской области, заинтересованному лицу МКУ Комитет по вопросам семьи, материнства и детства Красноармейского района Самарской области о признании незаконным в бездействии по постановке на учет в качестве ребенка-сироты, восстановлении права на обращение с заявлением о предоставлении жилого помещения и обязании рассмотреть заявление о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Афонин Д.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Красноармейского района Самарской области, заинтересованному лицу МКУ Комитет по вопросам семьи, материнства и детства Красноармейского района Самарской области о признании незаконным в бездействии по постановке на учет в качестве ребенка-сироты, восстановлении права на обращение с заявлением о предоставлении жилого помещения и обязании рассмотреть заявление о предоставлении жилого помещения, указав, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как отец Афонин <данные изъяты>, умер ДД.ММ.ГГГГ г., мать Афонина <данные изъяты>, умерла ДД.ММ.ГГГГ.; опекун (попечитель) ему не назначался. С ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. он обучался в ГБОУ СПО Самарской области «Новокуйбышевский нефтехимический техникум», в указанный период времени проживал в общежитии техникума. Кроме того, истцу был предоставлен академический отпуск с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в связи с прохождением военной службы в воинской части №. С ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. Афонин Д.Н. обучался в ГБПОУ Самарской области «Красноармейское профессиональное училище». В ДД.ММ.ГГГГ года на вопрос о назначении опекуна, сотрудник органа опеки и попечительства ответил, что личного дела нет, и заявления принимать не будут. С рождения по настоящее время истец зарегистрирован по адресу: <адрес>. Проживать в указанном жилом помещении по окончанию учебного заведения было невозможным, так как общая жилая площадь не отвечает минимальным требованиям на человека, в связи с чем, после окончания учебного заведения ему пришлось проживать на съемных квартирах. Жилых помещений в собственности не имеет. В квартире, где зарегистрирован, по адресу: <адрес> (общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м.) зарегистрировано 8 человек: сестра Салтанова Н.П., братья Афонин П.Н., Афонин И.Н., Афонин А.Н., Афонин А.Н., сестра Афонина А.Н. и ее дочь Афонина Л.М., а также он - Афонин Д.Н. Ответственным квартиросъемщиком является сестра Салтанова Н.П.; обеспеченность жилой площадью составляет 4,6 кв.м. на человека, что является менее учетной нормы. В ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился в администрацию м.р.Красноармейский Самарской области с заявлением о включении его в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации м.р. Красноармейский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ г. Афонину Д.Н. было отказано во включении в список, в связи с превышением 23-летнего возраста. Считает, что, поскольку он был неграмотным, не знающим законов, ответчиком были нарушены его права, которые существенно усугубили положение истца - сироты в трудной жизненной ситуации. Администрация и органы опеки и попечительства вместо того, чтобы защищать его права, пренебрегли ими, и, если бы он знал о своем праве на предоставлении жилищной площади, обязательно собрал документы и подал заявление. В связи с нарушением его законных прав, он обратился в Красноармейский районный суд Самарской области с исковым заявлением, в котором просил признать бездействие администрации района незаконным, обязать включить меня в список детей-сирот и поставить на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением из специализированного фонда. В связи с юридической неграмотностью и подачей иска в суд, он пропустил срок для подачи административного иска, поэтому просит суд восстановить срок для подачи административного иска. Считает, что он относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в специализированном жилом помещении, в связи с чем, имеет право на постановку на учет, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, и улучшение жилищных условий. В связи с чем, просит суд: признать незаконным бездействие Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области в отношении Афонина Д.Н., выразившееся в том, что он не был поставлен на учет, как ребенок-сирота, в период с ДД.ММ.ГГГГ года до достижения 18 лет (ДД.ММ.ГГГГ года). Восстановить право Афонина Д.Н. на обращение в Администрацию муниципального района Красноармейский Самарской области с заявлением о предоставлением жилого помещения в специализированном фонде для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать Администрацию м.р. Красноармейский Самарской области рассмотреть заявление Афонина Д.Н. о предоставлением жилого помещения в специализированном фонде для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом восстановленного права на обращение. Восстановить трехмесячный срок на подачу настоящего административного искового заявления.
В судебном заседании представитель административного истца Леонова О.Л., выступающая по доверенности, заявленные Афониным Д.Н. требования поддержала в полном объеме, и представила уточненные исковые требования в соответствии с ч. 1 ст. 46 КАС РФ, согласно которым, кроме ранее заявленных требований, Афонин Д.Н. просит суд признать незаконным бездействие МКУ Комитет по вопросам семьи, материнства и детства Красноармейского района Самарской области в отношении Афонина <данные изъяты>, выразившееся в том, что он не был поставлен на учет, как ребенок-сирота, в период с ДД.ММ.ГГГГ года до ДД.ММ.ГГГГ года; в связи с чем ходатайствовала о привлечении МКУ Комитет по вопросам семьи, материнства и детства Красноармейского района Самарской области к участию в административном деле в качестве административного соответчика.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качества административного соответчика привлечен МКУ Комитет по вопросам семьи, материнства и детства Красноармейского района Самарской области.
Представитель административного ответчика – Администрации м.р. Красноармейский Самарской области, Ильин С.Н., выступающий по доверенности, административный иск Афонина Д.Н. не признал в полном объеме, и просил в его удовлетворении отказать. Представил отзыв по заявленным требованиям, согласно которому, считает, что на момент смерти последнего родителя Афонина Д.Н. (период ДД.ММ.ГГГГ) существовало Муниципальное учреждение - Комитет по вопросам семьи, материнства и детства, которому были переданы соответствующие полномочия, в том числе по вопросам опеки и попечительства, определение статуса ребенка-сироты, поэтому требования о признании незаконным бездействия именно администрации района являются необоснованными. Кроме того, требование истца о ненадлежащих действиях администрации района и органа опеки и попечительства по непризнанию его ребенком-сиротой уже были предметом судебного разбирательства. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ года были сделаны выводы о том, что доказательства надлежащего обращения Афониным Д.Н. в органы местного самоуправления за признанием его ребенком-сиротой отсутствуют. О том, что истец не имеет статус, ребенка-сироты, ему стало известно при получении уведомления от администрации района об отказе во включении Афонина в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, то есть в ДД.ММ.ГГГГ. Именно это решение и оспаривалось в суде. В связи с чем, требования административного истца о восстановление пропущенного срока для подачи заявления не подлежат удовлетворению, считает, что Афониным Д.Н. пропущен срок обращения с настоящим заявлением, с применением последствий, указанных в ч.8 ст.219 КАС РФ.
В судебном заседании представитель ответчика МКУ Комитет по вопросам семьи, материнства и детства Красноармейского района Самарской области, выступающая по доверенности, Телепова Л.В., при обсуждении вопроса об изменении процессуального статуса МКУ Комитет по вопросам семьи, материнства и детства Красноармейского района Самарской области с заинтересованного лица на административного ответчика не возражала по поводу изменения своего процессуального статуса, и продолжила участвовать в деле в качестве представителя соответчика. Каких-либо ходатайств о предоставлении времени для представления дополнительных доказательств не заявляла, давала объяснения как административный ответчик и пользовалась всеми правами, предоставленными ей КАС РФ как стороне по делу. При этом, поддержала представленный ранее отзыв на исковые требования, в полном объеме.
Из представленного отзыва следует, что МКУ Комитет по вопросам семьи, материнства и детства муниципального района Красноармейский Самарской области, исполняет переданные государственные полномочия по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей. Полномочия по обеспечению своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, предполагает в случаях получения сведений о смерти родителей. После получения сведений специалисты органов опеки и попечительства должны провести обследование условий жизни несовершеннолетних детей, внести данные о ребёнке в журнал первичного учёта, назначить ребёнку опекуна или принять решение о помещении ребёнка в социально-реабилитационный центр. Выбор формы устройства несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, является исключительной компетенцией органа опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего. Журнал первичного учёта детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ведётся с ДД.ММ.ГГГГ года, однако, данные об Афонине <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, в журнале первичного учета отсутствуют, т.е. родственники после смерти матери Афониной <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ году не сообщили об этом факте в орган опеки и попечительства. До ДД.ММ.ГГГГ информация о местонахождении и проживании Афонина Д.Н. отсутствует, с какими-либо заявлениями в орган опеки и попечительства Афонин Д.Н. не обращался, поскольку в журнале регистрации заявлений информация отсутствует. В ДД.ММ.ГГГГ года Афонину Д.Н. выдана справка для Красноармейского ПУ на основании свидетельств о смерти родителей. Информация о том, что Афонин Д.Н. обучался в ГБОУ СПО Самарской области «Новокуйбышевский нефтехимический техникум», в орган опеки и попечительства не поступала, запросов из учебного учреждения не имеется. Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилищная комиссия администрации муниципального района Красноармейский в порядке, установленном законом, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по достижении совершеннолетия, в этот список включаются лица, достигшие возраста 14 лет. Афонин Д.Н. на учёте как ребёнок, оставшийся без попечения, не состоял, в связи с этим не был включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения. Постановка на учет после достижения 18-ти летнего возраста носит заявительный характер, и должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия. Доводы Афонина Д.Н. о том, что органы опеки и попечительства бездействовали, либо не сообщили лицу из числа детей-сирот о его жилищных правах, не заслуживают внимания, так как между 18 и 23 годами у ребенка-сироты имеется возможность самостоятельно осуществлять свои права в органах местного самоуправления, в т.ч. по постановке на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Неполучение поддержки или информации от органов опеки и попечительства объективным препятствием для обращения в соответствующие органы не является. До ДД.ММ.ГГГГ года формировались списки, в которых указывались дети, нуждающиеся в жилье; с ДД.ММ.ГГГГ были внесены некоторые изменения в законодательство. С этого момента в список включаются несовершеннолетние дети 14-летнего возраста и лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, не имеющие помещения по социальному найму и не находящиеся на содержании у приемных родителей.
Изучив материалы дела, заслушав представителя административного истца, представителей административных ответчиков, суд считает административное исковое заявление Афонина Д.Н. необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 226 (часть 8) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей). Жилые помещения предоставлялись указанным лицам по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой меры социальной поддержки.
Частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 9 статьи 8 названного Закона установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста при условии постановки такого лица на соответствующий учет. Если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в администрацию м.р. Красноармейский с заявлением о постановке на учет, и предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Из материалов дела следует, что Афонин Д.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес>, ему полных 27 лет. Отец Афонин Н.И. умер ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о смерти серии №, мать Афонина Л А. умерла ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о смерти серии №.
Согласно справке администрации сельского поселения Кировский м.р. Красноармейский № от ДД.ММ.ГГГГ года, Афонин Д.Н. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> совместно с ним по вышеуказанному адресу зарегистрированы и проживают: Афонин А.Н., Салтанова Н.П., Афонин П.Н., Афонин И.Н., Афонин А.Н., Афонина А.Н., Афонина Л.М. по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ года. Квартира площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит администрации сельского поселения Кировский.
Из информации, предоставленной директором ГАПОУ СО «Новокуйбышевский нефтехимический техникум» Ткачук Н.В., личное дело выпускника техникума Афонина Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сдано в областной архив. В учебном заведении хранятся документы, на основании которых Афонин Д.Н. был поставлен на полное государственное обеспечение как сирота, а именно копия свидетельства о рождении и копии свидетельства о смерти родителей. Попечительство над Афониным Д.Н. не устанавливалось. Учебное заведение опекуном Афонина Д.Н. не назначалось.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года Афонин Д.Н. обратился в администрацию муниципального района Красноармейский Самарской области с заявлением о включении его в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда по договору социального найма.
Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации м.р. Красноармейский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года, Афонину Д.Н. отказано во включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда, в связи с превышением 23-летнего возраста.
Таким образом, Афонин Д.Н. впервые обратился по вопросу обеспечения жилым помещением после достижения возраста 23-х лет, доказательств наличия объективных причин, препятствовавших обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением не представлено.
При таких обстоятельствах у комиссии Администрации м.р. Красноармейский Самарской области по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствовали основания для включения истца в данный реестр.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств обращения Афонина Д.Н. в органы местного самоуправления с заявлением о его включении в список детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, до достижения 23-летнего возраста, истцом суду не представлено.
Таким образом, до достижения 23 лет истец не реализовал свое право на предоставление жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно не встав на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, утратил это право.
Доводы административного истца о том, что он лишен прав на жилище по вине органа опеки и попечительства (МКУ Комитет по вопросам семьи, материнства и детства Красноармейского района Самарской области), не могут быть приняты во внимание, поскольку, как было указано выше, право состоять на учете для льготного получения жилья ограничено достижением 23-летнего возраста.
Материалами дела подтверждается, что до совершеннолетия истца, сведения о нем, как о ребенке-сироте у Органа опеки и попечительства отсутствовали.
Обязательства органов опеки и попечительства прекращены с достижением истцом совершеннолетия, то есть в ДД.ММ.ГГГГ году. На протяжении оставшихся пяти лет до достижения 23-летнего возраста Афонин Д.Н. не был лишен возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в орган местного самоуправления по вопросу постановки его на учет для получения жилья, однако данного права он не реализовал.
Кроме того, законом не предусмотрена обязанность органов опеки и попечительства подавать заявления о постанове на учет для получения жилого помещения вне очереди указанной категории граждан. Постановка на учет носит заявительный характер, должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия.
Доводы Афонина Д.Н., что исходя из положений пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" истец в настоящее время имеет право на обеспечение жилым помещением, суд признает несостоятельными.
Действительно, пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, как указано выше, в силу норм Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в том случае, если такое право было реализовано путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья до достижения лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 23-летнего возраста.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, и не оспаривается самим административным истцом, что он обратился в орган местного самоуправления с заявлением о принятии его на учет для обеспечения жильем как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только в ДД.ММ.ГГГГ года в возрасте 27 лет, ранее с таким заявлением он не обращался, а потому не состоял на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем, в силу закона, предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер, и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Однако, материалами дела подтверждается, что с заявлением о постановке на льготную очередь на получение жилья как лицо из числа детей-сирот, а в дальнейшем с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец в компетентные органы с 2009 г. по 2014 г. не обращался, вопрос о предоставлении ему жилого помещения комиссией Администрации м.р. Красноармейский по решению жилищных вопросов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не рассматривался.
При рассмотрении судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, необходимо учитывать, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Согласно ст. 122 СК РФ Должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".
Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, обязан направить документированную информацию о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".
В судебном заседании достоверно установлено, что информацией о том, что Афонин Д.Н. остался без попечения родителей, ни в орган опеки и попечительства Красноармейского района Самарской области, ни в Администрацию м.р. Красноармейский своевременно не поступила. В связи с тем, что они не располагали такой информацией, следовательно не могли осуществлять свои обязанности по выявлению и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ребенка-сироты.
Истцом в соответствии с положениями ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготной категории, в качестве лица из числа детей-сирот.
Доводы Афонина Д.Н. об отсутствии у него в собственности недвижимого имущества, о том, что жилое помещение за ним не закреплялось, и он не знал о такой возможности, не могут быть приняты в качестве оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку административным истцом не представлено доказательств того, что до достижения возраста 23 лет он не имел возможности подать заявление в соответствующий орган для постановки на жилищный учет. Также, им не было представлено доказательств того, что он предпринимал попытки в юридически значимый период встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не был поставлен на учет по каким-либо обстоятельствам.
Кроме того, суд считает, что Афониным Д.Н. пропущен срок обращения в суд с данным иском, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока для оспаривания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Административным истцом объективных доказательств соблюдения срока обращения в суд с административным исковым заявлением либо наличия уважительных причин пропуска срока, в суд не представлено.
Учитывая, что обжалуемое решение жилищной комиссии Администрации м.р. Красноармейский было вынесено ДД.ММ.ГГГГ года, а Афонин Д.Н. обратился в суд с административным иском ДД.ММ.ГГГГ года, при этом уважительных причин пропуска срока обращения в суд не представил, суд считает необходимым в удовлетворении требований Афонина Д.Н. отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении уточненных административных исковых требований Афонина <данные изъяты>, отказать
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноармейский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ г.
Судья Красноармейского районного суда
Самаркой области Еремина А.В.