Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-49/2011 от 11.01.2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Пластинин И.В. Дело №33-49/2011г.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.

судей Перминовой Н.А., Ус Е.А.

при секретаре Глобу Н.В.

рассмотрела в судебном заседании 13 января 2011 года дело по кассационной жалобе Государственной инспекции труда в Республике Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 28 октября 2010 года, по которому заявление Открытого акционерного общества "Воркутауголь" об отмене предписания государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Коми № ... от 29 сентября 2010 года удовлетворено.

Предписание государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Коми № ... от 29 сентября 2010 года отменено.

Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ОАО "Воркутауголь" обратилось с заявлением к Воркутинскому отделу Государственной инспекции труда в Республике Коми об отмене предписания № ...

В обоснование заявления представитель заявителя указал, что в период с 10 сентября 2010 года по 29 сентября 2010 года Воркутинским отделом Государственной инспекции труда в Республике Коми была проведена внеплановая документарная проверка ОАО "Воркутауголь" по вопросам, связанным с оплатой труда работников организации. По результатам проверки было выдано ОАО "Воркутауголь" предписание №... от 29 сентября 2010 года с обязанностью разработать и ввести в действие локальные нормативные акты: Положение об оплате труда и Положение о премировании, устанавливающие системы оплаты труда, действующими в ОАО "Воркутауголь" (в том числе доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования), с учётом специфики работы каждого структурного подразделения организации; довести данные локальные нормативные акты до сведения работников с учётом требований трудового законодательства. С данным предписанием ОАО Воркутауголь" не согласно. Считает, что предписание выдано с нарушением норм права, а именно не принят во внимание тот факт, что "Положение об оплате труда работников ОАО "Воркутауголь" и "Положение о премировании работников ОАО "Воркутауголь" не могут быть приняты работодателем самостоятельно, а работодатель совместно с представителями работников предпринимает все меры для принятия данных локальных нормативных актов, а также, что в ОАО "Воркутауголь" есть локальные нормативные акты, отвечающие требованиям статьи 135 Трудового кодекса РФ, составляющие систему оплаты труда.

В судебном заседании представитель ОАО "Воркутауголь" поддержал заявленные требования в полном объёме.

Определением судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 октября 2010 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Государственная инспекция труда в Республике Коми (поскольку Воркутинский отдел Государственной инспекции труда в Республике Коми является структурным подразделением) и Государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Коми Погорелова Е.А.

Представитель Государственной инспекции труда в Республике Коми Погорелова Е.А. в судебном заседании не признала заявленные требования и суду пояснила, что в ходе проведённой проверки было установлено, что в ОАО "Воркутауголь" отсутствовали локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда (Положение об оплате труда), в том числе системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования (Положение о премировании), в нарушение требований статьи 135 Трудового кодекса РФ и пунктов 6.8 и 6.14 Территориального соглашения по организациям угольной промышленности г. Воркуты на 2008 - 2010 годы. Для устранений допущенных нарушений ОАО "Воркутауголь" было выдано предписание.

Суд вынес указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Государственной инспекции труда в Республике Коми Погорелова Е.А. не согласна с решением суда и просит его отменить, указывая, что оно вынесено с нарушением норм материального права, не принято во внимание то обстоятельство, что на предприятиях (структурных подразделениях) Общества существуют различные системы оплаты труда, но локальные нормативные акты, устанавливающие эти системы оплаты труда и регламентирующие выплаты премий и надбавок стимулирующего характера, отсутствуют; не установлены таковые и не регламентируются виды, размеры доплат, надбавок стимулирующего характера работникам различных структурных подразделений ОАО "Воркутауголь", определенных спецификой данных предприятий; приказы директоров структурных подразделений ОАО "Воркутауголь", ряд положений об оплате труда их работников не могут быть признаны локальными нормативными актами, вступившими в действие, поскольку на них отсутствуют даты утверждения и согласования; отсутствие вышеизложенных локальных нормативных актов дает работодателю возможность в одностороннем порядке решать вопрос о размерах, порядке начисления, снижения и лишения работника тех или иных выплат по своему усмотрению, что недопустимо в силу требований трудового законодательства; полагает, что суд не учел компетенцию Государственной инспекции труда, предусмотренную ст.130 и 353 ТК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Основные государственные гарантии по оплате труда работников приведены в ст.130 Трудового кодекса РФ.

Среди государственных гарантий по оплате труда работников (ст.130 ТК РФ) названы государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда; ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В силу статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

На основании статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Действуя в рамках указанных правомочий, с 10 сентября 2010 года по 29 сентября 2010 года Воркутинским отделом Государственной инспекции труда в Республике Коми на основании распоряжения и.о. руководителя государственной инспекции труда - Главного государственного инспектора труда в Республике Коми от 08 сентября 2010 года была проведена внеплановая документарная проверка ОАО "Воркутауголь" по вопросам, связанным с оплатой труда работников организации. В ходе проверки установлено, что имеются нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

29 сентября 2010 года Государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Погореловой Е.А. вынесено предписание №..., которым директору филиала ЗАО в городе Воркуте, генеральному директору ОАО "Воркутауголь" Е. предписано в срок до 30 декабря 2010 года разработать и ввести в действие локальные нормативные акты: Положение об оплате труда и Положение о премировании, устанавливающие системы оплаты труда, действующими в ОАО "Воркутауголь" (в том числе доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования), с учётом специфики работы каждого структурного подразделения организации; довести данные локальные нормативные акты до сведения работников с учётом требований трудового законодательства.

Проверив законность и обоснованность данного предписания, суд признал его подлежащим отмене.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В соответствии с частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с частью 4 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Кроме того, пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", установлено, что системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.

Суд указал, что в ОАО "Воркутауголь" разработаны и приняты локальные нормативные акты: Положение об оплате труда работников Института "ПечорНИИпроект", Положение об оплате работников филиала "Печорская ЦОФ", Положение об оплате труда работников маркшейдерских и геологических служб ОАО "Воркутауголь" и ОАО "Шахта Воргашорская", Положение об оплате труда и мотивации рабочих добычных участков шахт ОАО Воркутауголь" и ОАО "Шахта Воргашорская", Регламент привлечения работников к работе в выходные, нерабочие праздничные дни и сверхурочное время, все документы приняты по согласованию с профсоюзными организациями - представителями работников.

Приказом № ... от 21 июля 20010 года "Об увеличении тарифных ставок и окладов с 01 июля 2010 года установлены тарифные ставки и оклады.

Также в ОАО "Воркутауголь" имеется Территориальное соглашение по организациям угольной промышленности города Воркута на 2008-2010 годы, в котором указаны все основные доплаты и надбавки в разделе VI "Оплата и мотивация труда". Премирование работников ОАО "Воркутауголь" производится на основании приказов, поскольку премия является не гарантированной частью заработной платы и зависит от финансового состояния предприятия.

В соответствии с пунктом 2.3. Территориального соглашения по организациям угольной промышленности города Воркута на 2008-2010 годы между сторонами установлены следующие основополагающие формы социального партнёрства: проведение взаимных консультаций представителей Сторон по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, выполнения ФОС и Соглашения; обеспечения Работодателем (его представителями) участия представителей Профсоюзов в разработке и осуществлении планов социально-экономического развития Организаций и других социально значимых документов; согласование с соответствующими органами Профсоюзов проектов локальных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-экономические интересы работников Организации.

В соответствии с пунктом 6.1. Территориального соглашения, системы оплаты труда устанавливаются руководителем организации (структурного подразделения) по согласованию с соответствующими органами Росуглепрофа и НПГ.

Пунктами 6.8. и 6.14. Территориального соглашения стороны социального партнёрства договорились разработать и подписать Положения об оплате труда и о премировании работников ОАО "Воркутауголь".

Учитывая эти договорённости, начиная с 25 мая 2010 года в рамках проведения коллективных переговоров по разработке и заключению Территориального соглашения по организациям угольной промышленности города Воркута на 2011-2013 годы проводятся переговоры по принятию локальных нормативных актов, регулирующих вопросы оплаты труда. Согласно протоколу от 20 июня 2010 года о подведении промежуточных итогов работы комиссии по разработке "Положения об оплате труда работников ОАО "Воркутауголь" и "Положения о премировании работников ОАО "Воркутауголь", в связи с неурегулированностью некоторых пунктов Положения об оплате труда и замечаниями по Положению о премировании, постановили обсуждение проектов положений продолжить после окончательного согласования проекта Территориального соглашения на 2011 -2013 годы.

Оценивая установленные фактические обстоятельства, суд первой инстанции признал, что ОАО "Воркутауголь" не допущено нарушений норм трудового права и, в частности, положений статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей основные права и обязанности работодателя. Суд пришел к верному выводу о том, что работодателем разработаны локальные нормативные акты (Положение об оплате труда и Положение о премировании), регулирующие оплату труда, однако он не может самостоятельно принять данные локальные акты, поскольку они принимаются работодателем по согласованию с Воркутинской территориальной профсоюзной организацией Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (Росуглепроф) и Независимым профсоюзом горняков (НПГ). При принятии локальных нормативных актов возникли разногласия, которые не были урегулированы, и обсуждение проектов отложено.

При таких обстоятельствах суд посчитал выполненными ОАО "Воркутауголь" свои обязательства, указав, что право вмешиваться в деятельность профсоюзов ОАО "Воркутауголь" не имеет, так как в соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

Возникшие разногласия между сторонами Территориального соглашения коллективного трудового спора по разработке и подписанию Положения об оплате труда и Положения о премировании суд признал коллективным спором, разрешение которого в рамках данного дела невозможно, указав, что любая из сторон имеет право обратиться для разрешения возникшего спора в судебном порядке в соответствии с главой 61 Трудового кодекса Российской Федерации.

Вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

В соответствии со ст.8 Трудового кодекса РФ - работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Из материалов дела следует, что на момент проведения Государственной инспекцией труда в Республике Коми проверки и вынесения предписания проекты "Положения об оплате труда работников ОАО "Воркутауголь" и "Положения о премировании работников ОАО "Воркутауголь" разработаны, проведено их обсуждение с представителями работников - профсоюзных организаций, но они не введены в действие в связи с неурегулированностью разногласий.

Недостижение сторонами переговоров соглашения о содержании Положений правомерно признано судом коллективным трудовым спором, разрешение которого невозможно в рамках данного гражданского дела.

В соответствии с положениями ст.372 Трудового кодекса РФ работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Поскольку в приведенной норме указывается о праве работодателя на принятие локального нормативного акта, применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела у Государственной инспекции труда не было оснований для указания в предписании об обязанности ОАО "Воркутауголь" о введении их в действие.

По изложенным основаниям судебная коллегия считает доводы жалобы о неправильном применении судом норм материального права при рассмотрении дела необоснованными.

Доводы жалобы о том, что суд не учел компетенцию Государственной инспекции труда, предусмотренную ст.130 и 353 ТК РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку правомерность действий указанного органа проверена судом именно исходя из его компетенции, предусмотренной действующим законодательством.

Утверждение в жалобе о том, что ряд положений об оплате труда работников структурных подразделений ОАО "Воркутауголь" не могут быть признаны локальными нормативными актами, вступившими в действие, поскольку на них отсутствуют даты утверждения и согласования; отсутствие вышеизложенных локальных нормативных актов дает работодателю возможность в одностороннем порядке решать вопрос о размерах, порядке начисления, снижения и лишения работника тех или иных выплат по своему усмотрению, не может быть принято во внимание в качестве обстоятельства, влекущего отмену решения суда, поскольку предписание вынесено в адрес ОАО "Воркутауголь" о разработке и введении в действие локальных нормативных актов в целом по Обществу и не касалось отдельных Положений, действующих в структурных подразделениях Общества.

Судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих отмену решения суда, по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 28 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной инспекции труда в Республике Коми - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-49/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ОАО Воркутауголь
Ответчики
Государственная инспекция труда в РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Суслова Н А
Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
13.01.2011Судебное заседание
25.01.2011Передано в экспедицию
25.01.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее