Дело № 2-353/12
Р Е Ш Е Н И Е(не вступило в законную силу на день публикации)
Именем Российской Федерации
г. Можга Удмуртской Республики 19 марта 2012 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шуравина А.А.,
при секретаре Санниковой А.В.,
с участием старшего помощника Можгинского межрайонного прокурора Соколовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Можгинского межрайонного прокурора, поданному в интересах Российской Федерации и муниципального образования «<***>» к обществу с ограниченной ответственностью «<***>» о признании бездействия по предоставлению расчета за негативное воздействие на окружающую среду незаконным и понуждении предоставления расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду,
у с т а н о в и л:
Можгинский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и муниципального образования «<***>» к ООО «<***>» о признании бездействия по предоставлению расчета за негативное воздействие на окружающую среду незаконным и понуждении предоставления расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Исковое заявление мотивировано тем, что Можгинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ООО «<***>», ИНН №, расположенного по адресу: <***>, которой установлено, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3,4 кварталы ДД.ММ.ГГГГ в установленные сроки ответчиком в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике не предоставлялся.
Сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов является основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, поживающих на территории Российской Федерации. В целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, необходимо укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Не предоставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет невнесение и неправильное внесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих перечислению в бюджет Российской Федерации, бюджет Удмуртской Республики, муниципального образования «<***>», в чьих интересах и обращается прокурор в рамках своих полномочий в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.
В судебном заседании старший помощник Можгинского межрайонного прокурора Соколова А.И. исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «<***>» М.С.А., действующий на основании Устава, и третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии представителя ответчика и третьего лица.
Суд, выслушав доводы прокурора, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Законе «Об охране окружающей среды».
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране окружающей среды" (далее Закона «Об охране окружающей среды») охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статья 3 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со ст. 11 Закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статья 14 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относит установление платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Письмо Министерства природы РФ от 21 июля 1994 года № 01-15/29-2115 «О временных правилах охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации» в п. 2.15 разъясняет, что природопользователь в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» и природоохранными нормативными документами РФ ведет учет наличия, образования, поставок, использования и размещения всех отходов собственного производства и отходов завозимых со стороны.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об отходах производства и потребления" плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632.
Согласно п.1 данного Порядка на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года N 204 утверждена форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п.2 и п.3 Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также п.1 и п.2 Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 расчет представляется в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект. Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 №717 функции Ростехнадзора в части ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду, обращения с отходами и государственной экологической экспертизы с 01.10.2010 переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор).
Можгинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства общество с ограниченной ответственностью «<***>» ИНН №, расположенного по адресу: <***>, осуществляющего деятельность в сфере оптовой торговли автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.
Согласно представленным истцом сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «<***>» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) №.№.
Из справки Управления Росприроднадзора по УР от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что ООО «<***>» расчеты платы, а также плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3,4 кварталы ДД.ММ.ГГГГ не представило.
Как установлено в судебном заседании расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3,4 кварталы ДД.ММ.ГГГГ в установленные сроки общество с ограниченной ответственностью «<***>» в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике не предоставлялся.
В соответствии со ст. 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41-46 Кодекса, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов.
Статья 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41 - 43, 46 Кодекса, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов.
Статья 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентирует, что в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов.
Таким образом, неисполнение ООО «<***>» требований действующего законодательства по предоставлению расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду препятствует достижению установленных Конституцией Российской Федерации прав каждого на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст.333.36 НК РФ прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, от уплаты государственной пошлины освобожден.
Согласно п.1 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер госпошлины для организаций составляет 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Можгинского межрайонного прокурора, поданное в интересах Российской Федерации и муниципального образования «<***>» к обществу с ограниченной ответственностью «<***>» о признании бездействия по предоставлению расчета за негативное воздействие на окружающую среду незаконным и понуждении предоставления расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду удовлетворить.
Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «<***>» по предоставлению расчетов за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3,4 кварталы ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике незаконным.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «<***>» предоставить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3,4 кварталы ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «<***>» государственную пошлину в доход муниципального образования «<***>» в размере 4 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья А.А. Шуравин