Гр. дело № 2-774\18г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области
Сайбель В.В.
при секретаре Божинской А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области
гражданское дело по иску Прокурора Зеленоградского района Калининградской области к Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, Подлегаеву Александру Васильевичу, Левиной Кристине Игоревне об оспаривании разрешения на строительство и приостановлении строительных работ установил:
Прокурор Зеленоградского района Калининградской области обратился в Зеленоградский районный суд с административным исковым заявлением, поданным в интересах неопределенного круга лиц к Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, ПодлегаевуА.В., Лёвиной К.И. о признании незаконным и недействительным с момента вынесения разрешения на строительство дома отдыха семейного типа, приостановлении производства строительных работ.
В обосновании заявленных требований прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что 05.09.2017 Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Подлегаеву А.В. и Лёвиной К.И. было выдано разрешение на строительство дома отдыха семейного типа на земельном участке с КН № расположенном по адресу: <адрес> участок расположен в зоне ОДЗ-4-зоне обслуживания объектов необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности, который расположен в 1 и 2-ой зоне округа горно-санитарной охраны курорта. В нарушение п.3.4 и 6.1 ст.49 ГрК РФ Подлегаев А.В. и Лёвина К.И. не представили заключение государственной экологической экспертизы при получении разрешения на строительство. Со ссылкой на постановление Правительства РФ от 29.03.1999 года № 359 «О признании курортов Зеленоградск и Светлогорск-Отрадное, расположенных в Калининградской области, курортами федерального значения», указал, что земельный участок с КН № имеет ограниченный режим использования, обусловленный требованиями режима горно-санитарной охраны курорта и относится к охраняемой территории, для застройки которой необходимо получение государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы проектной документации. В связи с тем, что положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации застройщиком не предоставлялось, данный факт являлся основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Указал, что производство строительных работ в отсутствие государственной экологической экспертизы может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на охрану окружающей среды, закрепленных в ст. 36,42 Конституции РФ, в связи с чем, просил требования удовлетворить.
Решением Зеленоградского районного суда от 27 апреля 2018 года в удовлетворении исковых требования Прокурора Зеленоградского района Калининградской области, поданных в интересах неопределенного круга лиц к Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, Подлегаеву А.В., Левиной К.И. о признании незаконным разрешения на строительство дома отдыха семейного типа на земельном участке с КН № и приостановления производства строительных работ до получения разрешения на строительство было отказано.
Апелляционном определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 25 июля 2018 года вышеуказанное решение суда было отменено, производство по делу в порядке административного судопроизводства прекращено и дело было возвращено для рассмотрения по существу в порядке гражданского судопроизводства.
При новом рассмотрение дела прокурор Зеленоградского рай она требования уточнил, заявив их в том же объеме в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации
Представитель прокуратуры Зеленоградского района Калининградской области Коннова Ю.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании требования поддержала по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Жданова И.Ю., действующая на основании доверенности требования истца не признала, пояснила, что курорты исключены из состава земель особо охраняемых природных территорий, границы округов определены постановлением Правительства в феврале 2018 года, в связи с чем, земельный участок расположен во второй зоне округа санитарной охраны курорта, поэтому получение заключения государственной экологической экспертизы не требовалось.
Ответчики Подлегаев А.В. и Лёвина К.И. и их представитель Пивоварчик А.Б., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявляли.
Привлеченные судом к участию в деле в качестве 3-х лиц представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Росприроднадзор РФ), Министерства здравоохранения РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили письменные пояснения по существу спора.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве 3-его лица администрации МО «Зеленоградский городской округ» Гринцевич Г.Э., действующий на основании доверенности оставил рассмотрение спора на усмотрение суда.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и представленные в нем доказательства в их совокупности, и дав им оценку, суд приходит к следующему.
Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2). Согласно статье 36 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения таких земель ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подпункты 2 и 6 пункта 1 статьи 1).
Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации МО «Зеленоградский район» от 17 февраля 2009 года за № 143 в аренду сроком на пять лет ООО «Проект «Янтарная дюна » был предоставлен земельный участок, площадью 3140 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, под строительство объектов рекреационного назначения с домами отдыха семейного типа (оздоровительный центр) (л.д. 45), с указанием, на то, что земельный участок расположен во второй зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения Зеленоградск, и что строительство объектов должно быть завершено в срок до 01.01.2014.
04 мая 2009 года между администрацией МО «Зеленоградский район» и ООО «Проект «Янтарная дюна» был заключен договор № аренды земельного участка с КН №, площадью 3140 кв.м, расположенный по вышеуказанному адресу (л.д. 39-44).
Соглашением № от 15.03.2010 права и обязанности арендатора земельного участка от ООО «Проект «Янтарная дюна» были переданы ООО «Проект «Янтарные дюны», в лице Подлегаева А.В. (л.д. 49).
Соглашением № № от 16 января 2015 года, заключенным между администрацией МО «Зеленоградский район» и Подлегаевым А.В. срок действия договора аренды был установлен до 17.02.2019 (л.д. 54).
Соглашением № от 03.08.2015 в договор аренды были внесены изменения в части получения разрешения на строительства до 30.12.2016 и ввод объектов в эксплуатацию до 30.12.2018 (л.д. 58).
30.08.2016 в указанный выше договор аренды в качестве соарендатора была включена Лёвина К.И. (л.д. 63-66).
Договор аренды и заключенные на его основании соглашения прошли регистрацию в ЕГРН.
26 сентября 2016 года администрацией МО «Зеленоградский городской округ» Подлегаеву А.В. был выдан градостроительный план земельного участка с КН 39:05:010326:8, в котором указано, что земельный участок с разрешенным использованием – под строительство объектов рекреационного назначения с домами отдыха семейного типа (оздоровительный центр) расположен в территориальной зоне ОДЗ4 –Зона обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности, в которой возможно возводить объекты отдыха и туризма, культурно -досугового назначения (л.д. 72).
При этом указано, что земельный участок расположен в первой и второй зонах округа санитарной охраны курорта федерального значения Зеленоградск (л.д. 73).
01.11.2016 администрация МО «Зеленоградский городской округ» выдала Подлегаеву А.В. и Лёвиной К.И. разрешение RU № на строительство гостиницы апартаментного типа по <адрес> в <адрес>(л.д. 35-37).
Согласно данного разрешения застройщикам было разрешено строительство многофункционального комплекса 11 этап, Дом отдыха семейного типа ( оздоровительный центр) в <адрес>, общей площадью 536,8 кв.м, с количеством этажей 2, площадью застройки 378,4 кв.м, на земельном участке с КН №, площадью 3140 кв.м, со сроком действия до 01.10.2017(л.д. 23-24).
28.08.2017 Подлегаев А.В. и Лёвина К.И. обратились в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области с заявлением о получении разрешения на строительство дома отдыха семейного типа (оздоровительный центр), на основании которого Агентством 05.09.2017 было выдано разрешение на строительство объекта, с количеством этажей 6, и количеством подземных этажей 1, общей площадью 3866,91 кв.м, площадью застройки 779,20 кв.м (л.д. 18).
Основаниями выдачи такого разрешения послужили градплан от 26.09.2016, проектная документация и положительное заключение экспертизы, подготовленная ООО «Геопроект» от 11 апреля 2017 года.
Не согласившись с такими действиями Агентства, прокурор Зеленоградского района обратился в суд с вышеуказанным иском.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 ЗК Российской Федерации подразделяющего земли Российской Федерации на категории, и части 2 названной нормы, земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со взаимосвязанными положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 40 и пункта 1 статьи 41 ЗК Российской Федерации арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации( в редакции, действующей на момент выдачи разрешения) предусмотрен перечень документов, которые должны быть представлены для выдачи разрешения на строительство.
В указанный перечень, в том числе входят градостроительный план земельного участка, материалы, содержащиеся в проектной документации, положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса).
Частью 11 статьи 51 ГрК Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 указанной статьи установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как уже указано выше, застройщиками Подлегаевым А.В. и Левиной К.И. в Агентство были представлены градостроительный план на земельный участок, проектная документация на объект строительства, составленная ООО «СМТ» по состоянию на 2017 год и положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Сведений о том, что строящийся объект превышает предельные параметры строительства, не имеется.
В соответствии со ст. ст. 3, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, подлежит экологической экспертизе.
Учитывая, что земельный участок по сведениям градостроительного плана располагался в первой и второй зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения, что относило его к землям особо охраняемой природной территории на момент выдачи разрешения на строительство, в отношении проектной документации необходимо было получать положительное заключение государственной экспертизы и положительное заключение государственной экологической экспертизы, однако это застройщиками сделано не было, следовательно, законной выдача разрешения на строительство считаться не может.
Вместе с тем, в настоящее время Правительством Российской Федерации принято Постановление № 188 «Об установлении границ и режимов округов горно-санитарной охраны курортов федерального значения Светлогорск -Отрадное и Зеленоградск, внесении изменений в отдельные постановления Совета Министров РСФСР и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Российской Федерации», которым установлены границы округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Зеленоградск и режим округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Зеленоградск.
Из вышеуказанного Постановления следует, что земельные участки в границах курортов являются особо охраняемыми территориями.
Данный факт так же был установлен и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 11.04.2018 по гражданскому делу по иску прокурора Зеленоградского района Калининградской области, поданного в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «Зеленоградский городской округ» к администрации МО «Зеленоградский городской округ», Лёвиной К. И., Подлегаеву А.В., ООО «КСТ- Зеленоградск» о признании недействительными договоров купли-продажи земельного участка, применении последствий недействительности ничтожных сделок, признании недействительным соглашения о разделе земельного участка с КН 39:05:010326:117,, снятии образованных земельных участков с кадастрового учета, восстановлении на кадастровом учете исходного земельного участка, признании незаконными разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, признании отсутствующим права собственности на объект недвижимости, в удовлетворении которого прокурору было отказано.
При этом земельные участки с КН № и с КН № являются смежными, и как установлено в судебном заседании, в настоящее время земельный участок с КН № расположен только во второй зоне округа санитарной охраны курорта Зеленоградск.
В данной зоне возможно строительство объектов капитального характера, при условии подключения этих объектов к централизованной системе водоснабжения и канализации.
Таким образом, учитывая, что в настоящее время земельный участок с КН № располагается во второй зоне округа санитарной охраны курорта, и при этом, он не относится к особо охраняемой природной территории, следовательно, в настоящее время, отсутствуют основания для проведения государственной экологический экспертизы.
Кроме того, одним из принципов экологической экспертизы является обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.
Как следует из материалов дела и данный факт никем не оспаривался, строительство объектов на земельном участке уже осуществляется, в связи с чем, в настоящее время проведение государственной экологической экспертизы уже не возможно.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что признание незаконным разрешения на строительство дома отдыха семейного типа на земельном участке с КН № и его отмена не приведут к восстановлению прав неопределенного круга лиц, поскольку застройщик имеет возможность в настоящее время получить данное разрешение без экологический экспертизы.
Кроме того, учитывая, что прокурор не заявляет требований о сносе возведенных объектов, удовлетворение заявленных прокурором требований в части приостановления работ до получения разрешения на строительство с учетом получения государственной экологический экспертизы приведет к невозможности достройки этих объектов и породит еще один недострой на территории г. Зеленоградска.
Доводы представителя ответчика, заявленные ранее о пропуске прокурором срока исковой давности суд обоснованными не находит, поскольку трехмесячный срок применяется только при оспаривании разрешения в порядке КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требования Прокурора Зеленоградского района Калининградской области, поданных в интересах неопределенного круга лиц к Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, Подлегаеву Александру Васильевичу, Левиной Кристине Игоревне о признании незаконным разрешения на строительство дома отдыха семейного типа на земельном участке с КН № и приостановления производства строительных работ до получения разрешения на строительство- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через суд Зеленоградского района Калининградской области в течение месяца, со дня изготовления решения окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 02.10.2018.
Судья Сайбель В.В.