Дело № 2-4923/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2017 года в г.Волжском
Волжский городской Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Василенко Н.В.,
при секретаре Киселевой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Козлова С.А. к бюро № 19 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда России, ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда России о признании действий незаконными, обязании провести заочную медико-социальную экспертизу согласно представленных документов,
УСТАНОВИЛ:
Козлов С.А. обратился с иском к ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ, бюро № 19 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ о признании действия бюро № 19 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ в составления программы дополнительного обследования в связи с принадлежностью к категории бывших сотрудников МВД незаконными, обязании ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ в лице бюро 19 провести освидетельствование и принять решение согласно диагноза в направлении на медико-социальную экспертизу, обязании бюро № 19 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ выдать справку об инвалидности согласно диагноза, указанного в направлении на мсэ с даты фактического обращения в бюро мсэ. В обоснование исковых требований указал, что "."..г. года обратился с заявлением об оказании государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы для определения группы инвалидности в бюро № 19 ФКУ « ГБ МСЭ по Волгоградской области Минтруда РФ". Освидетельствование ему было проведено в бюро № 19 и он был направлен в экспертный состав № 1 для контрольного освидетельствования, куда не явился ввиду плохого состояния здоровья. Козлов С.А. инвалидом не признан по причине неявки в экспертный состав № 1. С действиями ответчика не согласен, поскольку в течение долгого времени имеет хроническое сосудистое заболевание головного мозга, которое протекает с сильными головными болями, головокружением, с нарушением походки и передвижения. Истец просит суд признать действия бюро № 19 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ в составления программы дополнительного обследования в связи с принадлежностью к категории бывших сотрудников МВД незаконными, обязать ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ в лице бюро 19 провести освидетельствование и принять решение согласно диагноза в направлении на медико-социальную экспертизу, обязать бюро № 19 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ выдать справку об инвалидности согласно диагноза, указанного в направлении на мсэ с даты фактического обращения в бюро "."..г. года.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ по доверенности Шевченко В.В. в судебном заседании иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, указав, что медико-социальная экспертиза не может быть проведена заочно, решение бюро принимается только с учетом личного осмотра заявителя. Истец должен был явиться в бюро и в экспертный состав, поскольку заинтересован в оказании ему государственной услуги, действующее законодательство не содержит указания на наличие уважительных причин неявки на освидетельствование.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 утверждены Правила признания инвалидом.
В силу п. 1 указанных Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2 Правил).
Условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию (п. 5 Правил).
Согласно Приказа Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы": к основным видам стойких расстройств функций организма человека относятся: нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений); нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной (дисграфия, дислексия); вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования); нарушения сенсорных функций (зрения; слуха; обоняния; осязания; тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности; вестибулярной функции; боль); нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений); нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем; нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).
Выделяются 4 степени стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, классифицируемые с использованием количественной системы оценки степени выраженности указанных нарушений, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов, предусмотренной приложением к настоящим классификациям и критериям: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
При наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, отдельно оценивается с использованием количественной системы и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма человека в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10 процентов. Значения максимально выраженных нарушений функций организма указаны в приложении к настоящим классификациям и критериям.
Согласно п. 152 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н, получатель государственной услуги может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях: а) нарушение срока регистрации запроса получателя государственной услуги о предоставлении государственной услуги; б) нарушение срока предоставления государственной услуги; в) требование представления получателем государственной услуги документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги; г) отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги; д) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; е) требование внесения получателем государственной услуги при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации; ж) отказ бюро, главного бюро, Федерального бюро, предоставляющих государственную услугу, их должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений".
Из материалов дела усматривается, что Козлов С.А. "."..г. года обратился в бюро 19 ФКУ "ГБ МСЭ по Волгоградской области" с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы.
Согласно п. 28 - 30, п. 77 - 81, п. 97 - 98 Приказа Минтруда России от 29.01.2014 N 59н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы" (зарегистрировано в Минюсте России 02.07.2014 N 32943) для предоставления государственной услуги получатель государственной услуги представляет следующие документы: документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации (паспорт гражданина Российской Федерации (для гражданина Российской Федерации, достигшего 14 лет)); свидетельство о рождении гражданина (для гражданина Российской Федерации, не достигшего 14 лет); дипломатический паспорт; служебный паспорт; удостоверение личности моряка; удостоверение личности военнослужащего (для офицеров, прапорщиков и мичманов); военный билет военнослужащего (для сержантов, старшин, солдат и матросов, а также курсантов военных образовательных организаций профессионального образования); временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое территориальным органом Федеральной миграционной службы до оформления паспорта; - документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина в Российской Федерации или документы, удостоверяющие личность лица без гражданства в Российской Федерации: - заявление о предоставлении государственной услуги.
В заявлении о предоставлении государственной услуги указываются: а) наименование федерального учреждения медико-социальной экспертизы, в которое подается заявление; б) фамилия, имя, отчество (при наличии) получателя государственной услуги; в) страховой номер индивидуального лицевого счета получателя государственной услуги в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии); г) адрес места жительства (места пребывания, места нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации); д) серия и номер документа, удостоверяющего личность, дата и место выдачи указанного документа; е) просьба о проведении медико-социальной экспертизы и ее цели; ж) информация о нуждаемости в предоставлении услуги по сурдопереводу; з) информация о нуждаемости в предоставлении услуги по тифлосурдопереводу; и) фамилия, имя, отчество (при наличии) законного или уполномоченного представителя получателя государственной услуги (при наличии); к) информация о согласии (несогласии) на обработку персональных данных; л) адрес электронной почты получателя государственной услуги (при наличии); м) дата подачи заявления.
Заявление должно быть подписано получателем государственной услуги.
Для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме N 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. N 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. N 874 (далее - направление на медико-социальную экспертизу), либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения) (далее - справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу).
Основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации заявлений о предоставлении государственной услуги является подача в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) заявления о предоставлении государственной услуги с документами, указанными в пунктах 28, 31, 35 - 38 Административного регламента (далее - необходимые документы).
Регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и необходимых документов осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 48 - 52 Административного регламента.
Если заявление о предоставлении государственной услуги подано без необходимых документов, то данные документы должны быть представлены получателем государственной услуги в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления. Срок предоставления государственной услуги в данном случае исчисляется с даты подачи необходимых документов. Датой подачи необходимых документов считается дата их регистрации в журнале регистрации входящей документации.
Результатом административной процедуры по приему и регистрации заявления о предоставлении государственной услуги с необходимыми документами в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) является их регистрация.
В случаях, требующих специальных видов обследования получателя государственной услуги, в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившие медико-социальную экспертизу, составляют программу дополнительного обследования, которая утверждается руководителем бюро, главного (Федерального) бюро (уполномоченным заместителем руководителя главного (Федерального) бюро). Указанная программа доводится до сведения получателя государственной услуги в доступной для него форме.
Программа дополнительного обследования составляется в день проведения медико-социальной экспертизы, в день осмотра получателя государственной услуги, в случае если медицинская организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, и он обратился в бюро самостоятельно.
В день регистрации заявления о предоставлении государственной услуги с необходимыми документами специалист бюро (главного бюро, Федерального бюро), ответственный за регистрацию документов, формирует пакет документов получателя государственной услуги, состоящий из акта медико-социальной экспертизы гражданина и протокола проведения медико-социальной экспертизы, прикладывает к нему заявление о предоставлении государственной услуги, необходимые документы, а также предыдущие акты медико-социальной экспертизы гражданина и протоколы проведения медико-социальной экспертизы гражданина, если государственная услуга предоставляется повторно (в случае обжалования (контроля) решения бюро (главного бюро) или для проведения специальных либо особо сложных специальных видов обследования), и передает его специалистам бюро (главного бюро, Федерального бюро), уполномоченным на проведение медико-социальной экспертизы.
Из материалов дела усматривается, что18 апреля 2016 года Козлов С.А. был уволен из службы в органах внутренних дел на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дело и невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе.
21 апреля 2016 года ему выдано свидетельство о болезни с установленным диагнозом и заключением ВВК о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания:. <...> Заболевание получено в период военной службы.
В дальнейшем Козлов С.А. неоднократно находился на стационарном и амбулаторном лечении.
Согласно протоколу экспертного совета: «В Экспертный состав № 1 на освидетельствование Козлов С.А. в порядке консультации, приглашался 3 раза, не явился. С "."..г.. лечился в ГКБ № <...>. МЭД возвращены в бюро МСЭ № 19 для самостоятельного решения Бюро № 19 группа инвалидности не установлена. Заочный контроль."
Также необходимо отметить, что согласно п. п. 16, 18 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий. Медицинские организации, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Определением суда от 24 августа 2017 по делу назначена судебно-медицинская экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос о наличии стойких выраженных нарушений у Козлова С.А., а также достаточности представленных на мсэ документов для подтверждения указанного в направлении на мсэ состояния здоровья.
Из представленного заключения эксперта № №... АНО «Экспертная Палата Медико-Правовой Защиты», следует, что анализ медицинской документации больного Козлова С.А., "."..г. свидетельствует о наличии у него стойко выраженных функциональных нарушений организма <...>.
Указанные стойко выраженные нарушения функций организма приводят к ограничению способности к трудовой деятельности, передвижению и самообслуживанию, что подтверждается представленной медицинской документацией".
В этой связи суд приходит к выводу о нарушении прав истца на получение государственной услуги, о необоснованности действий бюро № 19 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области».
При этом суд учитывает, что действующие нормативные акты не предполагают отказа в проведении медико-социальной экспертизы в отношении гражданина исключительно по причине неявки его в учреждение МСЭ. Следовательно, суд считает, что уполномоченное бюро ФКУ "ГБ МСЭ по Волгоградской области" обязано было оказать услугу по проведению медико-социальной экспертизы получателя государственной услуги, когда результатом ее предоставления является установление инвалидности, при этом провести экспертизу заочно по решению бюро.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необоснованности действий бюро № 19 в части отказа установления Козлову С.А. группы инвалидности, в связи с его неявкой в экспертный состав № 1, а также несоответствие выводов бюро мсэ представленным медицинским документам и проведенным медицинским исследованиям в лечебных учреждениях при направлении на мсэ."
Данный вывод подтверждается не только положениями регламента об отсутствии оснований в отказе в предоставлении государственной услуги, но ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" по смыслу которого, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя".
В соответствии с пунктами 28, 29, 48 Приказа Минтруда России от 29.01.2014 N 59н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы", суд приходит к выводу о нарушении прав Козлова С.А. на получение государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, когда ее результатом является установлении группы инвалидности: затребованы у получателя государственной услуги документы, не предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги, отказано в установлении инвалидности по основаниям не предусмотреным федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данные нарушения нашли свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела. Право на выбор формы получения государственной услуги предоставляется только получателю государственной услуги, в том числе и на проведение заочной экспертизы как формы оказания государственной услуги.
При таких обстоятельствах заявленный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать действия ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» в лице Бюро № 19 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» выразившиеся в составлении программы дополнительного обследования в связи с принадлежностью Козлова С.А. к категории бывших сотрудников МВД незаконными.
Обязать ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ в лице бюро № 19 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ провести заочное освидетельствование на дату обращения в бюро "."..г. года, согласно диагнозу, указанному в направлении на медико-социальную экспертизу.
Обязать бюро № 19 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ выдать справку об инвалидности согласно диагнозу, указанному в направлении на медико-социальную экспертизу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области.
Судья: Н.С. Василенко
Справка: мотивированное решение составлено 29 декабря 2017 года.
Судья : Н.С.Василенко