дело № 5-191/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
село Елово 30 октября 2017 г.
Судья Осинского районного суда Пермского края Полыгалов В.С., при секретаре Быковой Н.Ю.,
с участием представителя юридического лица привлекаемого к административной ответственности - Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Еловская детская школа искусств», директора Еловиковой Елены Николаевны, представителя Министерства образования и науки Пермского края Потравных Татьяны Александровны, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в помещении Осинского районного суда дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Еловская детская школа искусств», расположенного по адресу: Пермский край, с.Елово, ул.Ленина 43, ОГРН 1025902321092, ИНН 5935003396, по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протокола об административном правонарушении от 11.10.2017 г., администрацией МБОУДО «ЕДШИ», а именно директором школы Еловиковой Е.Н. 30.12.2016 было допущено нарушение требований законодательства при приеме на работу заместитя директора по учебно-воспитательной работе Ш., которое относится к грубому нарушению лицензионных норм и требований, при следующих обстоятельствах.
Решение о приеме Ш имеющей среднее специальное образование, на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе МБОУДО «ЕДШИ» 30.12.2016, принято директором МБОУДО «ЕДШИ» единолично, без рекомендации аттестационной комиссии, при том, что Ш. не имела высшего профессионального образования по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики истаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
В судебном заседании представитель МБОУДО «ЕДШИ» Еловикова Е.Н. указала, что с протоколом согласна, действительно приняла Ш на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе МБОУДО «ЕДШИ», которая не имела высшего образрвания 30.12.2016, поскольку иных кандидатур не имелось. При этом заседения аттестационной комиссии по ее кандидатуре не проводилось. Такое заседание состоялось лишь 27.10.2017. Согласно решения аттестационной комиссии рекомендовано не расторгать трудовой договор заключенный с Ш. 30.12.2016 по должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МБОУДО «ЕДШИ».
Представитель Министерства образования и науки Пермского края указала, что изложенные в протоколе обстоятельства поддерживает, нарушение в настоящее время устранено. Однако ранее МБОУДО «ЕДШИ» допускало подобного рода нарушения и уже было привлечено по той же самой статье к административной ответственности.
Выслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, представителя административного органа, изучив представленные письменные доказательства по делу, полагаю, что вина МБОУДО «ЕДШИ» в совершении вменяемого правонарушения является доказанной.
Установлено, что Ш. 30.12.2016 было подано заявление о принятии ее на работу на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе МБОУДО «ЕДШИ» с 01.01.2017, на 0,5 ставки по совместительству, так же с ней был заключен соответствующий трудовой договор № 07-16 от 30.12.2016, на основании приказа «О назначении на должность» №95 от 30.12.2016, вынесенного директором школы Еловиковой Е.Н. (л.д.9-13).
При этом, Ш имела среднее специальное профессиональное - диплом об окончании Чайковского музыкального училища № ЗГ-1, № 269858 от 12.06.1997 г., по специальности «Баян» (л.д.8).
Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Согласно, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, установлены требования по должности «заместитель руководителя», а именно - высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Пунктом 9 раздела "Общие положения" квалификационных характеристик должностей работников образования, предусмотрено, что по рекомендации аттестационной комиссии возможно назначение на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
Вместе с тем, решений аттестационной комиссии в отношении Ш. ни 30.12.2016, ни 01.01.2017, по этому поводу, не принималось.
Совершенное МБОУДО «ЕДШИ» правонарушение подлежит квалификации по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с примечанием к ст.19.20 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п.11 ст.19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015 г.) "О лицензировании отдельных видов деятельности", исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Установлено, что МБОУДО «ЕДШИ» осуществляла образовательную деятельность с грубым нарушением лицензионных норм, а именно норм, установленных пп. «д» п.6 Положения «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966.
В соответствии с требованиями указанных норм права, при осуществлении образовательной деятельности лицензиат обязан соответствовать следующим требованиям: наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
В соответствии с ч.1 ст.46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В качестве смягчающих ответственность юридического лица обстоятельства, является признание вины юридического лица его представителем, принятие мер к устранению выявленных нарушений. Отягчающих ответственность обстоятельств не усматривается, поскольку МБОУДО «ЕДШИ» хотя и было привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ 10.01.2017, однако само административное правонарушение было совершено 06.12.2016, то есть до совершения юридическим лицом вмененного административного правонарушения (31.12.2016).
При определении вида и размера административного наказания необходимо учесть указанные смягчающие обстоятельствами, а такжеимущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, положения ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, согласно которой, при выборе санкции ее размер должен быть определен с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность и нормы ч.3.2,3.3 ст.4.1 Кодекса.
Согласно указанных норм, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая изложенное, а также разъяснения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, согласно которых, размеры штрафов в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, тем самым обеспечить справедливое и соразмерное допущенному административному проступку наказание, в том числе в ходе судебного контроля за законностью решений административных органов о привлечении к административной ответственности, прихожу к выводу о том, что размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в данном случае, в отношении МБОУДО «ЕДШИ» может быть снижен, учитывая конкретные обстоятельства по делу, с учетом характера совершенного административного правонарушения, степени его общественной опасности и наступивших последствий, имущественного и финансового положение учреждения, принимая во внимание статус детской школы искусств, осуществляющего социально-значимые функции и деятельность которого финансируется за счет бюджетных средств, до 75 000 рублей.
Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Еловская детская школа искусств», расположенное по адресу: Пермский край, с.Елово, ул.Ленина 43, ОГРН 1025902321092, ИНН 5935003396, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.
При неуплате административного штрафа в срок до 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, сумма штрафа на основании ст. 32.2 КоАП РФ будет взыскана в принудительном порядке.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд (постоянное судебное присутствие с.Елово) в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности в УФК по Пермскому краю (Министерство образования и науки Пермского края, л/с 04561D91470), расчетный счет 40101 810 700000010003 в Отделении г.Пермь, БИК 045773001, ИНН 5902290723, КПП 590201001, КБК 077 116 07000 01 6000 140, ОКТМО 57701000*, наименование платежа: средства от денежных взысканий (штрафов) за нурешение законодательства Российской Федерации.
Копия верна:
Судья - В.С.Полыгалов