Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара <дата>
Красноглинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Медведевой Н.П.,
при секретаре Драгилеве К.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Дриженко В. В. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Дриженко В.В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности на земельный участок площадью 700,0 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> как прилегающего к основному земельному участку, мотивировав заявленные исковые требования тем, что он является собственником земельного участка площадью 500,0 кв.м. и расположенного на нем жилого дома по вышеуказанному адресу. На основании договора дарения земельного участка от <дата>. истец принял в дар от отца земельный участок с кадастровым номером № площадью 500,0 кв.м., принадлежащий по категории земель к землям населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство и расположенный по адресу: <адрес> На данном участке расположен жилой дом, принадлежащий истцу на праве собственности. Подаренный истцу земельный участок фактически всегда являлся частью единого земельного участка площадью 1200 кв.м., первый владелец которого гр. ФИО2 на основании выданного Председателем комитета по земельной реформе ФИО3 свидетельства № от <дата> о праве собственности на землю - пожизненное наследуемое владение, приобрела право пожизненного наследуемого владения на земельный участок площадью 0,12 га для индивидуального жилищного строительства № в <адрес>.
На основании Постановления администрации г. Самары от <дата>. № часть указанного выше участка площадью 500,00 кв.м. была предоставлена ФИО2 в частную собственность с выдачей свидетельства на право собственности на землю регистрационная запись № от <дата>. На основании Постановления администрации г. Самары от <дата>. № другая часть указанного выше участка площадью 700,00 кв.м. была предоставлена ФИО2 в аренду с правом выкупа в собственность с выдачей договора № на право аренды земельного участка с правом выкупа в собственность от <дата>
В <дата> фактически передав права владения на земельный участок площадью 1200 кв.м., гр. ФИО2 продала земельный участок площадью 500,0 кв.м. отцу истца, который в <дата> подарил его истцу. Таким образом, истец фактически стал владеть участком 1200 кв.м., а юридически переход права собственности на его имя оформлен только на 500,0 кв.м.
В целях оформления прав на прилегающий к основному земельный участок площадью 700 кв.м., истец обращается в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером № под огородничество. Однако, в предоставлении земельного участка площадью 700,00 кв.м. истцу отказано.
Отказ Министерства имущественных отношений <адрес> был обжалован истцом в Промышленном районном суде <адрес>. Решением от <дата> истцу было разъяснено, что поскольку заявителем не представлено документов, подтверждающих его права на строения, расположенные на испрашиваемом участке, его доводы о возведении этих объектов отцом заявителя и отсутствии в отношении них притязаний иных лиц, свидетельствуют о наличии спора о праве, который может быть решен судом в ином, исковом порядке. В связи с изложенным, истец вынужден обратиться в суд с исковым заявлением за защитой своих прав и законных интересов.
В судебном заседании представитель истца – Ларионов Э.В., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования уточнил, просил признать за истцом право собственности на земельный участок площадью 700,0 кв.м., с кадастровым номером №, как прилегающего к основному, расположенный по адресу: <адрес> Дополнил, что земельный участок площадью 700,0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> имеет общую границу с земельным участком площадью 500,0 кв.м., находящимся в собственности истца, спор о границах земельного участка с соседними землепользователями отсутствует, первоначально испрашиваемый земельный участок предоставлялся с соблюдением установленного порядка, к истцу перешло право пользования земельным участком, следовательно, он имеет исключительное право на однократную приватизацию земельного участка. В настоящее время границы испрашиваемого земельного участка площадью 700,0 кв.м. определены и согласованы со смежными землепользователями.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области, в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил письменный отзыв относительно заявленных истцом исковых требований, согласно которого просил в удовлетворении требований о признании права собственности на земельный участок отказать, просил о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, причину не явки не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, суд считает возможным рассмотрение данного дела в его отсутствии.
Суд выслушав представителя истца, изучив и проверив материалы гражданского дела, приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, Дриженко В.В. является собственником жилого дома и земельного участка площадью 500,0 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок с кадастровым номером № площадью 500,0 кв.м. истец принял в дар от отца на основании договора дарения земельного участка от <дата>. Переход права собственности на земельный участок зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> №63-№. Право собственности на принадлежащий истцу жилой дом также зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> серии №
Подаренный истцу земельный участок площадью 500,0 кв.м. фактически всегда являлся часть единого земельного участка площадью 1200 кв.м., первым владельцем которого на праве пожизненного наследуемого владения была гр. ФИО2.
В <дата> гр. ФИО2 на основании выданного Председателем комитета по земельной реформе ФИО3 свидетельства № от <дата>. о праве собственности на землю - пожизненное наследуемое владение, приобрела право пожизненного наследуемого владения на земельный участок площадью 0,12 га для индивидуального жилищного строительства № в <адрес>.
На основании Постановления администрации г. Самары от <дата>. № часть указанного выше участка площадью 500,00 кв.м. была предоставлена ФИО2 в частную собственность с выдачей свидетельства на право собственности на землю регистрационная запись № от <дата>
На основании Постановления администрации г. Самары от <дата>. № другая часть указанного выше участка площадью 700,00 кв.м. была предоставлена ФИО2 в аренду с правом выкупа в собственность с выдачей договора № на право аренды земельного участка с правом выкупа в собственность от 03.10.1994г.
При данном условном разделе участки площадями 500 кв.м. и 700 кв.м. остались под единым адресом: <адрес> что подтверждается планом границ земельного участка № под индивидуальное жилищное строительство гр. ФИО2 в ЖСК «Горелый Хутор» от <дата> (с приложением каталога координат).
В <дата> ФИО2 продала земельный участок площадью 500,0 кв.м. отцу истца ФИО, который <дата> подарил его истцу.
Кадастровый учет испрашиваемого истцом земельного участка площадью 700,0 кв.м. был осуществлен на основании Приказа Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Самара от <дата>. № № «Об утверждении проекта границ земельного участка, занимаемого приусадебным земельным участком, расположенного по адресу: <адрес>
В силу п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
На основании п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими правовыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Среди оснований возникновения прав и обязанностей данной статьей предусмотрены такие основания как акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст. 209 ГК РФ право владение, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежит собственнику.
В соответствии с п. 2 ст. 235 ГК РФ, по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.
С данными законоположениями согласуется ст. 29 Земельного кодекса РФ, устанавливающая, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса.
Таким образом, единственным предусмотренным действующим законодательством основанием возникновения права собственности граждан на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, являются сделки о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан, заключенные с уполномоченными органами публичной власти.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей не связанных со строительством» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара с 01.07.2006 г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.Согласно пунктам 1.1, 1.2 Постановления Правительства Самарской области от 20.06.2007 года № 79 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Самарской области», Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области. Министерство является органом исполнительной власти, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области. На министерство возлагается в том числе, решение задач по обеспечению в пределах своей компетенции осуществления прав граждан и юридических лиц в отношении земельных участков в городском округе Самара, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением Правительства Самарской области от <дата> № (далее – Порядок).
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной собственности или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ установлен заявительный порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из материалов дела следует, что <дата> в Министерство имущественных отношений Самарской области от истца поступило заявление о предоставлении ему бесплатно в собственность под огородничество земельного участка площадью 700,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 9 Закона Самарской области от <дата> № 94-ГД «О земле».
Заявление было принято Министерством имущественных отношений Самарской области в установленном законом порядке, и зарегистрировано за № №
В соответствии со ст. 9 Закона Самарской области «О земле», действовавшей на момент рассмотрения заявления, земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством: 1. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства – в расчете на каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства, 2. для ведения личного подсобного хозяйства – в расчете на каждого члена семьи в случае, если личное подсобное хозяйство будет вестись членами одной семьи; 3. для садоводства; 4. для огородничества; 5. для животноводства; 6. для индивидуального жилищного строительства. Указанные в абзаце первом ст. 9 земельные участки могут быть предоставлены гражданину однократно по одному из оснований, предусмотренных пунктами 1,3,4 и 5 и однократно по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 6.
Указанные в настоящей части земельные участки предоставляются в собственность граждан бесплатно при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения, или долей в праве общей собственности на них. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для садоводства или личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов предоставляются в собственность граждан бесплатно также при отсутствии у граждан земельных участков, которыми они обладают на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и используемых в соответствии с законодательством для индивидуального жилищного строительства, или долей в праве общей собственности на них. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства предоставляются в собственность граждан бесплатно также при отсутствии у граждан расположенных в границах населенных пунктов земельных участков, которыми они обладают на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и используемых в соответствии с законодательством для садоводства или личного подсобного хозяйства, или долей в праве общей собственности на них.
В соответствии п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с п. 3.3 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006г. «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара» в двухнедельный срок с момента получения кадастрового паспорта земельного участка министерство принимает решение о предоставлении земельного участка.
Министерство имущественных отношений Самарской области Уведомлением об отказе в предоставлении земельного участка от <дата> № отказало истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Причиной отказа в предоставлении испрашиваемого истцом земельного участка с кадастровым номером № является нахождение на данном участке части кирпичного гаража и части кирпичного строения, право собственности на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Дриженко В.В.
В судебном заседании представитель истца Ларионов Э.В. пояснил, что расположенные на испрашиваемом земельном участке хозяйственные постройки были возведены более 10 лет назад предыдущим владельцем участка ФИО.
Согласно плану границ земельного участка под индивидуальное жилищное строительство и личное подсобное хозяйство гр. Дриженко В.В. по адресу: <адрес> от <дата>., изготовленному МУП «Городской земельный центр» и согласованному с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по г. Самаре и управлением главного архитектора <адрес>, на испрашиваемом истцом земельном участке на дату составления плана уже находились указанные в Уведомлении об отказе часть кирпичного гаража и часть кирпичного строения.
Как следует из Приказа Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Самара от <дата>. № «Об утверждении проекта границ земельного участка, занимаемого приусадебным земельным участком, расположенного по адресу: <адрес>», проект границ испрашиваемого земельного участка площадью 700,0 кв.м. утвержден в соответствии с положениями ст. 34 Земельного кодекса РФ при наличии на испрашиваемом участке части кирпичного гаража и части кирпичного строения.
Анализируя в совокупности обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что испрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц. Исходя из его местоположения и конфигурации, использование его иными лицами не представляется возможным.
Согласно пункту 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № от <дата> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст. 59 Земельного Кодекса РФ признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Гражданский кодекс РФ – статья 12, в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание права.
Испрашиваемый земельный участок, площадью 700,0 кв.м. может быть предоставлен истцу в собственность бесплатно однократно, поскольку он отвечает требованиям, предусмотренным ст.9 Закона Самарской области «О земле», действовавшей на момент обращения истца с заявлением о его предоставлении, и свободен от прав третьих лиц.
По сведениям, предоставленным Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара, на основании карты правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от <дата> № 61, спорный земельный участок расположен в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1). Использование земельного участка соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков для данной территориальной зоны. Участок не находится в границах красных линий и не является территорией общего пользования
В соответствии со сведениями из Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>, земельный участок по адресу: <адрес>, к землям лесного фонда, к участкам городских лесов, не относится, а также расположен вне водоохраной зоны, вне береговой полосы водных объектов.
Спорный земельный участок согласно сведениям государственного кадастра недвижимости поставлен на государственный кадастровый учет, его площадь соответствует материалам межевания.
Оценивая в совокупности вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что градостроительные нормы, зонирование, права третьих лиц не нарушены, в связи с чем отсутствуют основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 статьи 20 указанного Федерального закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194–199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Дриженко В. В. - удовлетворить.
Признать за Дриженко В. В. право собственности на земельный участок площадью 700,0 кв. м, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес> категория земель – земли населенных пунктов.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с <дата> года.
Председательствующий Н.П. Медведева