Дело № ЗЗа-4525/2019 №2а-685/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 4 декабря 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Стёпина А.Б.
судей областного суда Сорокиной О.А., Берстневой Н.Н.
при помощнике судьи Мариненко Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Стёпина А.Б. дело по апелляционной жалобе административного ответчика Сурова ФИО9 на решение Камызякского районного суда Астраханской области от 7 октября 2019 года по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 5 по Астраханской области к Сурову ФИО10 о взыскании обязательных платежей и санкций,
установила:
Межрайонная ИФНС России № 5 по Астраханской области обратилась в суд с административными исковыми требованиями о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что Суров А.В. является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Астраханская область, г. Камызяк, ул. Ульянова, 3 в виде земельного участка площадью 53984 кв.м., административного здания литер А, ремонтно-механического цеха литер Б2, котельной литер Г, компрессорной литер 3, трансформаторной литер Ж, лакокрасочного цеха литер К1, бетонно-смесительного узла литер Д2, сушильного цеха литер Е, гаража литер В. Согласно статьи 388 и статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации Суров А.В. является плательщиком земельного налога и налога на имущество. Административному ответчику направлено налоговое уведомление № 38634748 от 27 июля 2018 года по уплате налога на имущество за 2016 год в размере 193850 рублей, за 2017 год в размер 22350 рублей, земельного налога за 2017 год в размере 231848 рублей Сумма налога не уплачена. Должнику направлено требование № 47221 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 20 декабря 2018 года на общую сумму задолженности: по налогу на имущество за 2017 год в размере 19538 рублей и пени 285,58 рублей; по земельному налогу за 2017 год в размере 25282 рублей и пени 369,54 рублей. 14 января 2019 года мировым судьей судебного участка № 1 Камызякского района Астраханской области вынесен судебный приказ № 2-240/2019 о взыскании с Сурова А.В. задолженности по налогам. Определением мирового судьи от 22 февраля 2019 года в связи с поступившими возражениями ответчика Сурова А.В. судебный приказ отменен. Просили взыскать с Сурова А.В. налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 193850 рублей, налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 22350 рублей, земельный налог с физических лиц за 2017 год в размере 231848 рублей, всего на общую сумму 448048 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 5 по Астраханской области не явился, просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
Административный ответчик Суров А.В. возражал против удовлетворения административного иска.
Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 7 октября 2019 года административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 5 по Астраханской области удовлетворены.
В апелляционной жалобе административным ответчиком Суровым А.В. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, поскольку отсутствует имущество, по которому исчислены налоги. Имущество передано взыскателю по исполнительному производству в счет погашения долга по акту передачи от 2 декабря 2011 года. Своевременная регистрация прекращения права собственности не осуществлена по причине наложения арестов, которые отменены 28 декабря 2016 года и 13 апреля 2017 года.
На заседание судебной коллегии административный ответчик Суров А.В., будучи надлежаще извещенным, не явился, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не предоставил. При указанных обстоятельствах в силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснения представителя административного ответчика Сурова А.В. по доверенности Шендо В.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 5 по Астраханской области по доверенности Шафиевой И.Х., возражавшей против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии с частью. 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (абзац 2). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац 3).
Пунктом 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из материалов дела следует, что Суров А.В. является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Астраханская область, г. Камызяк, ул. Ульянова, 3 в виде земельного участка площадью 53984 кв.м., административного здания литер А, ремонтно-механического цеха литер Б2, котельной литер Г, компрессорной литер 3, трансформаторной литер Ж, лакокрасочного цеха литер К1, бетонно-смесительного узла литер Д2, сушильного цеха литер Е, гаража литер В.
В адрес административного ответчика Сурова А.В. направлено налоговое уведомление № 38634748 от 27 июля 2018 года о необходимости уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц.
В связи с неисполнением указанного уведомления налоговым органом налогоплательщику направлено требование № 47221 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, согласно которому по состоянию на 20 декабря 2018 года за Суровым А.В. числится общая задолженность по налогам в размере 554838,27 рублей.
14 января 2019 года мировым судьей судебного участка № 1 Камызякского района Астраханской области вынесен судебный приказ о взыскании с Сурова А.В. задолженности по налогам.
Определением мирового судьи от 22 февраля 2019 года в связи с поступившими возражениями ответчика Сурова А.В. судебный приказ отменен.
Удовлетворяя административные исковые требования Межрайонной ИФНС № 5 по Астраханской области о взыскании обязательных платежей и санкций, районный суд исходил из того, что административным ответчиком не исполнены обязательства по уплате налога на имущество и земельного налога. Процедура принудительного взыскания земельного налога налоговым органом соблюдена.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (часть 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Исходя из содержания вышеуказанных норм закона и установленных по делу фактических обстоятельств, районный суд обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Расчет суммы земельного налога за указанные налоговым органом периоды судом проверен.
Поскольку налоговым органом соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налогов и у налогоплательщика Сурова А.В. возникла обязанность по уплате налога на имущество, земельного налога, которую он добровольно не исполнил, районный суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований Межрайонной ИФНС № 5 по Астраханской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствует имущество, по которому исчислены налоги, являются несостоятельными, поскольку не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 "Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в решении отражены результаты оценки доказательств принадлежности имущества административному ответчику, приведены мотивы, по которым доказательства законности административных исковых требований налогового органа приняты в обоснование выводов суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что имущество передано взыскателю по исполнительному производству в счет погашения долга по акту передачи от 2 декабря 2011 года, также несостоятельны, поскольку налогоплательщиками налога на имущество и земельного налога признаются физические лица, обладающие недвижимым имуществом на праве собственности.
Как видно из материалов дела собственником недвижимого имущества при взыскании налогов за 2016 год и 2017 год является Суров А.В.
Сведений о том, что право собственности на указанное имущество зарегистрировано за другим лицом, в материалы дела не представлено. Совершение исполнительных действий не является основанием для признания права собственности на недвижимое имущество, поскольку переход имущественных прав связан с совершением регистрационных действий.
Указание в апелляционной жалобе на то, что своевременная регистрация прекращения права собственности не осуществлена по причине наложения арестов на
недвижимое имущество, которые отменены 28 декабря 2016 года и 13 апреля 2017 года, не свидетельствует о незаконности решения суда.
Разрешая спор, районный суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, районным судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Камызякского районного суда Астраханской области от 7 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Сурова ФИО11 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Сорокина О.А.