Дело № 2-198/2014 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.<адрес> 13 мая 2014 года
Знаменский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Калининой Р.П.,
с участием помощника прокурора <адрес> Парамзиной И.В.,
при секретаре Богомоловой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о возложении обязанностей на администрацию <адрес> принять меры по постановки бесхозяйной недвижимой вещи - жилых домов на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
установил:
В Знаменский районный суд <адрес> в порядке ст.45 ГПК РФ поступили заявления прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес>. В заявлениях прокурор района просит суд обязать администрацию <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлениями о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи – жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Парамзина И.В. заявленные требования прокурора <адрес> поддержала и суду пояснила, что во исполнение указания прокуратуры <адрес> прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о благоустройстве населенных пунктов и безопасном содержании зданий и сооружений. Проверкой выявлен факт нахождения на территории <адрес> Данные помещения постепенно разрушаются, имеют неэстетический вид: отсутствуют стекла в оконных блоках и запорные устройства. На вид указанные строения длительное время не используются по назначению, в связи с чем приходят в негодность. Вместе с тем, бесхозные домовладения не используются по назначению и являются потенциально-опасными объектами с точки зрения антитеррористической защищенности и общественной безопасности. Свободное проникновение в такие дома создает условия для совершения противоправных действий, в том числе несовершеннолетними, а также могут стать объектами пребывания нелегально находящихся на территории Российской федерации лиц, бомжей, преступных элементов. Однако каких-либо мер к определению правового статуса указанного жилья администрацией сельсовета не принимается. Тогда как в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения защиты основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Кроме того, согласно ст. 5 того же закона федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина, дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Кроме того, к вопросам местного значения поселения относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. (п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда. В силу указанных положений законодательства органы местного самоуправления, осуществляя учет муниципального жилищного фонда, обязаны выполнять и другие полномочия, связанные с надлежащей эксплуатацией жилых помещений, в том числе, и являющимися бесхозяйными. Комплексом мероприятий по повышению уровня антитеррористической защищенности в <адрес>, утвержденного постановлением администрации области от 12 сентября 2007 года № 1013, главам городов и районов, главам администраций городов и районов области необходимо обеспечить, в том числе готовность выполнения плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; принятие мер, исключающих пребывание посторонних лиц в неиспользуемом жилом фонде и промышленных сооружениях, а также осуществление мер, направленных на обеспечение безопасности жилых микрорайонов. По правилам ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к компетенции органов по государственной регистрации относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей. Указанные дома и квартира расположены в административных границах муниципального образования р.<адрес>, и не обращение должностных лиц администрации района в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии их на учет в качестве бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ. На основании изложенных обстоятельств прокурор <адрес> обратился в суд и просит возложить обязанности на администрацию <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлениями о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи – жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>.
Представитель ответчика администрации <адрес> по доверенности Соколов В.И. в судебном заседании согласился с заявленными требованиями прокурора <адрес> и с их основаниями. В судебном заседании Соколов В.И. пояснил, что в <адрес> по переулку <адрес> на протяжении пятнадцати лет никто не проживает. В указанной квартире проживали мать и сын, которые впоследствии уехали примерно 15 лет назад, в квартире за этот период времени никто не проживал и никто не прописан.. В <адрес> ранее проживала ФИО6, которая умерла несколько лет назад, и после её смерти в доме никто не проживал, в наследство никто не вступал, право собственности ни за кем не зарегистрировано. В <адрес> проживал Фомин, который умер несколько лет назад, наследников у Фомина нет, право собственности ни за кем на дом не зарегистрировано.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, свидетеля Лепилину Л.Ю., изучив материалы дела, суд считает, что требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
К вопросам местного значения поселения относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. (п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда.
В силу указанных положений законодательства суд считает, что органы местного самоуправления, осуществляя учет муниципального жилищного фонда, обязаны выполнять и другие полномочия, связанные с надлежащей эксплуатацией жилых помещений, в том числе и являющимися бесхозяйными.
Как установлено в судебном заседании в ходе проводимой прокуратурой района проверки исполнения законодательства о благоустройстве населенных пунктов и безопасности содержания зданий и сооружений установлено на территории р.<адрес> находятся квартира и дома по адресам: <адрес> собственники которых неизвестны по данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. Данные помещения постепенно разрушаются, имеют неэстетический вид: отсутствуют стекла в оконных блоках и запорные устройства. Указанные строения не используются по назначению, в связи с чем приходят в негодность. С данными обстоятельствами в судебном заседании согласился представитель ответчика администрации района Соколов В.И.
Допрошенная в судебном заседании свидетельница ФИО7. пояснила, что она работает заместителем начальника отдела по решению вопросов местного значения администрации <адрес> <адрес> на праве собственности ни за кем не зарегистрированы. В настоящее время в указанных домах никто не проживает в течение нескольких лет. Дома находятся в аварийном состоянии. Про <адрес> свидетельнице ничего не известно.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В судебном заседании установлено, что жилые дома, расположенные по адресам: <адрес> не имеют собственников, а поэтому орган местного самоуправления, на территории которого находятся данные дома и квартира ( в данном случае администрация <адрес>, которая осуществляет функции органа местного самоуправления в р.<адрес>), обязан подать заявление о постановке на учет указанных бесхозяйных недвижимых вещей.
На основании изложенного суд принимает во внимание тот факт, что бесхозные домовладения являются потенциально-опасными объектами с точки зрения антитеррористической защищенности и общественной безопасности. Свободное проникновение в такие дома создает условия для совершения противоправных действий. Поэтому в целях защиты прав и законных интересов жителей р.<адрес> суд удовлетворяет заявленные прокурором требования и обязывает администрацию <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлениями о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи – жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>
Руководствуясь ст.225 ГК РФ, ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявленные требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о возложении обязанностей на администрацию <адрес> принять меры по постановки бесхозяйной недвижимой вещи - жилых домов на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удовлетворить.
Возложить обязанности на администрацию <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлениями о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи – жилых домов и квартиры, расположенных по адресам:
- <адрес> р.п.<адрес>
<адрес>
<адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тамбовский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Знаменский районный суд.
Председательствующий, судья Р.П. Калинина