РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2022 года г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Томиловой М.И.,
при секретаре Кондратьевой И.Ф.,
с участием помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Толстовой А.О., представителя административного истца ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области – Силакова И.В. по доверенности,
административного ответчика – Чуркина Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №63RS0030-01-2022-004726-21 (производство № 2а-2859/2022) по административному исковому заявлению ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Чуркина Е.А,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Чуркина Е.А. сроком на 3 года, а также ограничений: запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 06.00 часов, кроме случаев, связанных с работой; обязать явкой не реже 3-х раз в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В обосновании заявленных требований административный истец ссылается на то, что Чуркин Е.А. был осужден 07.09.2021 г. Кинельским районным судом г.Самарской области по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима. Отбывает наказание за совершение преступления небольшой тяжести. Преступление совершил в период действия административного надзора. Конец срока отбывания наказания наступает 22.12.2022 года. За все время отбывания наказания зарекомендовал себя удовлетворительно.
Административный истец – представитель ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области поддержал заявление начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора Чуркину Е.А., с учетом уточнений, просил последнему установить административный надзор сроком на 8 лет, так как осужденный, в том числе, имеет непогашенную судимость за тяжкое преступление, совершенное при опасном рецидиве, в связи с чем ранее решением суда ему был установлен административный надзор на срок до погашения судимости, однако он был прекращен по основаниям, предусмотренным п.3 ч.1 ст.9 №64-ФЗ. Вместе с тем пояснил, что, с учетом характеристики личности осужденного, полагает, что все предложенные ограничения будут способствовать предупреждению совершения им преступлений и других правонарушений.
Помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти Толстова А.О. поддержала уточненное заявление начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Чуркина Е.А., иск просила удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Чуркин Е.А. в судебном заседании исковые требования признал частично, просил снизить срок административного надзора, так как восемь лет, как просит в судебном заседании представитель административного истца, считает чрезмерным, а также количество явок в ОВД до одного раза. После освобождения будет проживать по адресу: Самарская область, Кинельский район, п.Комсомольский, ул.Комсомольская, 15-9.
Суд, выслушав участников процесса исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
В соответствии с пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 3 статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая в соответствии с частью 1 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 названного закона срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Судом установлено, что Чуркин Е.А. отбывает наказание по приговору Кинельского районного суда Самарской области от 07.09.2021г., которым признан виновным по ст. 314.1 ч. 1 УК РФ (ст.69 ч.5 УК РФ по приговору от 25.03.2021г. по ст. 158 ч.2 п. «а») и осужден к наказанию в виде 1 года 10 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Ранее решением Красноглинского районного Самарской области от 17.06.2022 Чуркину Е.А. был установлен административный надзор сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, а также установлены ограничения в виде в виде явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 23.00 до 06.00 часов, кроме случаев, связанных с работой.
Административный надзор по решению Красноглинского районного суда Самарской области назначен в связи с тем, что приговором Сызранского городского суда Самарской области от 12.09.2018 Чуркин Е.А. осужден по ст. 158 ч.3 п. «а», ст. 69 ч.5 УК РФ (приговор от 07.02.2018г. по ч.1 ст.119 УК РФ) к 2 годам 9 месяцам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Названным решением установлено, что Чуркин Е.А., освобождаемый из мест лишения свободы по отбытии наказания, имеет непогашенную судимость за совершение преступления при опасном рецидиве.
Таким образом, Чуркин Е.А. в период нахождения под административным надзором, установленным решением Красноглинского районного суда Самарской области от 17.06.2020г., вновь совершил преступление, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Административный надзор в отношении Чуркина Е.А., установленный вышеуказанным решением, прекращен в связи с осуждением лица и направлением в места лишения свободы (п.3 ч.1 ст.9 Федерального закона N 64-ФЗ).
При указанных выше обстоятельствах, учитывая нормы закона, совершенное Чуркиным Е.А. преступление, за которое он в настоящий момент отбывает наказание, а также наличие у последнего непогашенной судимости по приговору от 12.09.2018г. за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве, суд приходит к выводу, что для предупреждения совершения осужденным новых преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов в отношении него необходимо установить административный надзор.
При определении осужденному Чуркину Е.А. срока административного надзора, суд руководствуется следующем.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную, либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (ст. 3, ч. 1 ст. 5 Закона).
Согласно пункту 32 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания являются основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ). С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ.
В настоящее время административный ответчик отбывает наказание, назначенное судом за преступление небольшой тяжести (ст. 314.1 ч.1 УК РФ), совершенное в период административного надзора.
Вместе с тем, после отбытия наказания по приговору Сызранского городского суда от 12.09.2018г. (освобожден 29.09.2020г. ) у Чуркина Е.А. сохраняется неснятая и непогашенная судимость, при этом срок административного надзора в связи с наличием судимости по данному приговору за тяжкое преступление более длительный, чем по приговору от 07.09.2021г., по которому он отбывает наказание в настоящий момент.
В силу пункта "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, действующей на момент совершения преступления, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления - по истечении 8 лет после отбытия наказания.
При таких обстоятельствах административному ответчику следует установить административный надзор на срок 8 лет до погашения судимости за совершение тяжкого преступления, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения в виде: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом следует учесть, что установление судом административного ограничения в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).
Определяя административному ответчику административные ограничения, суд исходит из задач административного надзора, образа жизни осужденного, обстоятельств совершения им преступлений, поведением в период отбывания наказания.
За время отбывания наказания Чуркин Е.А. зарекомендовал себя удовлетворительно. Обязанности, установленные Уголовно-исполнительным кодексом РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений выполнял в полном объеме, допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, в настоящее время действующих взысканий не имеет. Установленный порядок отбывания наказания нарушил 1 раз, за что был выдворен в ШИЗО, взыскания сняты поощрениями, имеет 1 поощрение от администрации ИУ. В ФКУ ИК-16 трудоустроен с 28.01.2021г. на должность «дневальный отряда». Участие в работах по благоустройству ИУ и прилегающих к нему территорий, согласно ст.106 УИК РФ принимает. Лекции, общие собрания осужденных, культурно-массовые и спортивные мероприятия посещает. Библиотекой пользуется, отношение к религии положительное. Состоит на обычных условиях отбывания наказания. Взаимоотношения поддерживает с осужденными положительной направленности. Имеет исковые обязательства по приговору. Поддерживает связь с родственниками. Вину по приговору признал.
Суд полагает, что установление административного ограничения в виде явки на регистрацию в ОВД по месту жительства или пребывания подлежит удовлетворению, так как эта мера является обязательной и направлена на профилактику поднадзорного. При этом суд полагает, что две явки в месяц на регистрацию в ОВД позволят Чуркину Е.А. находиться под наблюдением специализированных органов в целях воспитания в себе законопослушного поведения. Три явки на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания, как просит административный истец, суд считает чрезмерным, поскольку целью административного надзора является, в том числе, социализация гражданина.
Установление административного ограничения в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного в период с 22-00 час. до 06-00 час. следующих суток, за исключением случаев, связанных с работой, подлежит применению, так как нахождение поднадзорного дома в ночное время способствует профилактике преступлений и правонарушений.
Обстоятельства и степень общественной опасности совершенного осужденным преступления, личность осужденного свидетельствуют о том, что установленные судом административные ограничения будут полностью соответствовать задачам административного надзора, закрепленным в статье 2 Закона N 64-ФЗ, и направлены на оказание индивидуального профилактического воздействия на Чуркина Е.А. в целях защиты государственных и общественных интересов, предупреждения совершения им новых преступлений и других правонарушений.
Доказательств, свидетельствующих о том, что установленные административные ограничения повлекут нарушение прав административного ответчика, последним в соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ, не представлено.
Вопреки доводам административного ответчика, срок административного надзора, с которым последний не согласен, соответствует требованиям Федерального Закона N 64-ФЗ, принципам и задачам института административного надзора, назначен с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15, и не создает осужденному препятствий для реализации его прав и обязанностей после освобождения из мест лишения свободы.
Также необходимым следует разъяснить Чуркину Е.А., что ему могут быть назначены дополнительные ограничения в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом РФ от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление начальника Федерального казенного учреждения исправительная колония № 16 УФСИН России по Самарской области – удовлетворить частично.
Установить в отношении Чуркина Е.А административный надзор сроком на 8 лет, со следующими ограничениями:
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 06.00 часов, кроме случаев, связанных с работой;
- обязать явкой 2 раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Сызранского городского суда Самарской области от 12.09.2018г.
Разъяснить Чуркину Е.А., что неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства в определенный судом срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влечет уголовную ответственность по ст.314.1 УК РФ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.11.2022 г.
Судья М.И.Томилова