Гр.дело №...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ ...
Советский районный суд ... в составе судьи Танганова Б.И.
при секретаре Танхаевой Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркова ЮВ к Комитету по управлению имуществом и землепользованиюг.Улан-Удэ, Администрации ... о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и обязании предоставить земельный участок в собственность,
установил:
Марков Ю.В. обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом и землепользованию(далее КУИЗ)..., Администрации ... о признании незаконным решения МУ «КУИЗ ...» от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: ..., и обязании предоставить испрашиваемый земельный участок в собственность.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МУ «Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству Администрации ...».
В судебное заседание истец Марков Ю.В. не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Его представитель по доверенности Мальцева А.Г. доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме. Просила суд признать решение КУИЗ ... от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным и обязать предоставить земельный участок.
Представитель ответчика МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию ...» Шаракшанэ А.В., одновременно представляющая по доверенностям интересы Администрации ... и МУ «Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству Администрации ...» с исковыми требованиями не согласилась по доводам изложенным в письменном отзыве. Просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 указанного Кодекса произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Из представленных в дело материалов судом установлено, что истец проживает по адресу: ..., в самовольно возведенном доме. Для предоставления занимаемого земельного участка Марков, в лице представителя Мальцевой А.Г., обратился в Комитет по управлению имуществом и землепользованиюг.Улан-Удэна основании ст.1 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", на что 24.06.2014г. был получен ответ о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в связи с его нахождением в санитарно-защитной зоне кладбища.
В соответствии с п. «д» ч.1 ст. 1 Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность имеют граждане, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1305-1 "О собственности в СССР", права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, находящиеся вне зон ограничения жилищного строительствав соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных частью 4.1 статьи 1.2 настоящего Закона.
Порядок реализации Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ № 115-III на территории МО «...» регулируется Положением о порядке предоставления земельных участков на территории ..., государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденным РешениемУлан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 807-82 (далее- Положение). При этом порядок рассмотрения заявления граждан, предусмотренных п. «д» ч. 1 ст. 1 Закона РБ от 16.10.2002г. № 1-15-III, установлен п. 6.8. Положения.
Согласно пп.3 п.6.8 КУИЗ ... направляет поступившее заявление в Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству ... для определения возможности предоставления земельного участка относительно зон ограничения жилищного строительства в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации.
При определении невозможности предоставления земельного участка для испрашиваемых целей Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству ... в течение 14 календарных дней со дня поступления заявления направляет письменное соответствующее заключение в Комитет по управлению имуществом и землепользованию .... В случае невозможности предоставления земельного участка Комитет по управлению имуществом и землепользованию ... в недельный срок со дня получения заключения от Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству ... направляет заявителю письменный мотивированный отказ в предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 6.8.1.2 Положения.
Из представленных в дело материалов и пояснений представителя КУИЗ ... заявление Маркова было направлено в Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству .... Согласно заключения Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству ... от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по ..., расположен в санитарно-защитной зоне кладбища.
В соответствии с п. 5.1 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
Режим санитарно-защитной зоны налагает запрет на размещение жилой застройки, а поскольку испрашиваемый земельный участок, расположен в зоне ограничения жилищного строительства, то совокупности обстоятельств, предусмотренных п. «д»ч. 1 ст. 1 Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ № , в данном случае не имеется.
Отказывая в предоставлении земельного участка, КУИЗ ... руководствовался п. 6.8.1.2 Положения, согласно которому одним из оснований для принятия решения об отказе является нахождение земельного участка в зоне ограничения жилищного строительства в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно п. 3.9 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" Граница санитарно-защитной зоны на графических материалах (генплан города, схема территориального планирования и др.) за пределами промышленной площадки обозначается специальными информационными знаками.
Отсутствие утвержденного проекта санитарно-защитной зоны кладбища в данном случае не свидетельствует о фактическом отсутствии санитарно-защитной зоны, поскольку санитарно-защитное зонирование предусмотрено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" и предусмотрено Генеральным планом ....
При обращении Маркова Ю.В. Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г.Улан-Удэ, действуя в рамках полномочий предусмотренных п. 6.8 Положения, руководствовался Генеральным планом ... утвержденным Решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № ...
В обоснование своихдоводовсторона истца ссылается на Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ. N 35 «О введении в действие СанПиН 2.1.1279-03», однакоданный документ утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Из разъяснений п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" следует, что суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту
Учитывая, что в соответствии с документами территориального планирования городского округа "..." испрашиваемый Марковым Ю.В. земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны, градостроительный регламент которой не допускает использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства, суд приходитк выводу о правомерности решения МУ «КУИЗ ...» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Маркову истребуемого им земельного участка как несоответствующего Генеральному плану городского округа "..." и Правилам землепользования и застройки.
Доводы стороны истца о нарушении его прав и законных интересов суд находит несостоятельными, поскольку при установленных судом обстоятельствах, исходя из того, что у истца не возникло право на приобретение земельного участка в связи с его нахождением в санитарно-защитной зоне, где размещение жилой застройки не предусмотрено, и прямого указания Закона, суд находит, что у истца в данном случае никаких прав на занимаемый им земельный участок не возникло.
Доводы стороны истца о том, что санитарно-защитная зона кладбища определена неправильно и не соответствует закону, не могут быть приняты во внимание, поскольку проверка судом законности установления санитарно-защитной зоны кладбища не является предметом настоящего спора и выходит за рамки заявленных истцом требований.
Иные доводы заявления не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
Учитывая установленные судом обстоятельства, принимая во внимание отсутствие оснований для предоставления истцу земельного участка, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199,258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Маркова ЮВ к Комитету по управлению имуществом и землепользованию, Администрации ... о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и обязании предоставить земельный участок в собственность, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд ....
Судья Б.И. Танганов