19 апреля 2013 года Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего: Майко П.А.
при секретаре: Мухачевой К.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кучеренко А6 к администрации Х о признании права собственности на жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с данным иском, мотивируя тем, что он занимает на законных основаниях жилое помещение по адресу – Х на основании путевки на заселение от 00.00.0000 г.. Данное жилое помещение занимается на условиях соцнайма, т.к. оно было отнесено к специализированному жилому фонду после того, как истец приобрели на него право пользования. Ранее истец не участвовал в приватизации.
В судебное заседание истец А2 и представитель истца А5 не явились, представитель истца представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором поддержала исковые требования полностью и не возражала против рассмотрении дела в заочном порядке.
Представитель ответчика – администрации Х в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили.
Представители третьих лиц - администрации Х., МБУ «Дирекция специализированного жилищного фонда», департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации Х в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили.
В силу ст.167, ч.ч.1,2,3 ст.233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в заочном порядке, с учетом мнения представителя истца, т.к. они были надлежаще уведомлены и не ходатайствовали об отложении процесса.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, установил –
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
По смыслу указанного выше Закона, право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения, в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию, принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом, государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
В силу ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу ст. ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 г. №189-ФЗ, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из содержания ст. 92 ЖК РФ усматривается, что жилые помещения в общежитиях, равно как и служебные жилые помещения составляют лишь часть специализированного жилищного фонда. Таким образом, придание жилому помещению статуса общежития не означает автоматического отнесения его к служебным жилым помещениям.
Согласно путевки на заселение У от 00.00.0000 г., А2 и членам его семьи было предоставлена ОВО Центрального РУВД Х для проживания комната Z в общежитии ст. Z».
Из выписки из домовой книги следует, что истец постоянно проживает в спорном жилом помещении на основе договора найма общежития.
Согласно постановления администрации Х от 00.00.0000 г., У, спорное помещение отнесено к общежитию (специализированный жилой фонд) муниципального формы собственности.
Доказательств того обстоятельства, что указанное здание строилось и вводилось в эксплуатацию, как общежитие, именно ответчиком – муниципальным образованием, в материалах дела не имеется, сторонами не представлено.
Наоборот, согласно выписки из реестра муниципальной собственности, общежитие по адресу Х внесено в данный реестр муниципальной собственности, на основании постановления администрации от 00.00.0000 г. У, т.е. после возникновения прав истца на спорное жилое помещение. При этом, специализированным жилым фондом здание признано на основании Постановления У администрации Z от 00.00.0000 г., т.е. после того, как у истца и членов ее семьи возникло право на спорное жилье.
В силу прямого указания статьи ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ общежития, принадлежавшие государственным или муниципальным предприятиям, переданные в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежития. К ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению истцами прав нанимателей жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Принимая во внимание, что здание по адресу: Х, в котором расположено спорное жилое помещение, находится в настоящее время в муниципальной собственности, истец постоянно проживал и проживает в спорной комнате, отношения по пользованию спорной комнатой регулируются нормами о договоре социального найма. Права истца производны от прав ее родителей, которые заселились на законных основаниях и на момент отнесения спорного жилья к специализированному жилому фонду, проживали в нем на условиях соцнайма.
Из представленной истцом выписки из технического паспорта усматривается, что комната Х в Х является изолированным жилым помещением общей площадью Z кв. м.
Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из представленных истцом документов следует, что истец, в приватизации жилья не участвовал.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что истец имеют право приобрести занимаемое ими жилое помещение в собственность в порядке приватизации в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Поэтому исковые требования суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
на основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать за Кучеренко А7 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение Z Х по Х, общей площадью Z кв.м. и жилой Z кв.м..
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течении месяца с момент изготовления мотивированного решения. Ответчик имеет право в течении 7 дней с момента получения решения обратиться в суд с заявлением об отмене заочного решения и пересмотре дела по существу.
Председательствующий: П.А. Майко