Дело № 2-2-300/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2017 года
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Коновалова Л.Д.
при секретаре Антоновой Н.Ш.
с участием прокурора Шульгина О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Радужный Владимирской области гражданское дело по иску Владимирского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах В.Н.Н. к администрации ЗАТО г.Радужный Владимирской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма,
установил:
Владимирский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обратился в суд с иском в интересах В.Н.Н. к администрации ЗАТО г.Радужный Владимирской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма, в обоснование указывая, что в ходе прокурорской проверки установлено, что В.Н.Н., родившаяся дд.мм.гггг.., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации ЗАТО г.Радужный от дд.мм.гггг. №... она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В.Н.Н. включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории ЗАТО г.Радужный на дд.мм.гггг.., под №.... Согласно выписке из областного сводного списка по состоянию на дд.мм.гггг. она включена в областной сводный список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
При этом истец нанимателем жилых помещений по договорам социального найма либо собственником жилых помещений не является и должна быть обеспечена администрацией ЗАТО <...> жильем.
На основании ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004г. №226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор просит суд обязать администрацию ЗАТО г.Радужный Владимирской области предоставить В.Н.Н. за счет средств областного бюджета благоустроенное применительно к условиям ЗАТО г.Радужный Владимирской области жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании прокурор просил суд удовлетворить исковые требования, подтвердив изложенные в заявлении доводы.
Истец В.Н.Н. просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель администрации ЗАТО г.Радужный Владимирской области Макарова Е.А. возражала против удовлетворения исковых требований и объяснила, что право истца на получение жилья администрация города не оспаривает. Однако денежных средств из областного бюджета на приобретение для нее квартиры не поступало.
Представитель администрации Владимирской области, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменном отзыве на иск полагает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, указывая, что действующим законодательством муниципальное образование ЗАТО г.Радужный Владимирской области наделено полномочием по обеспечению лиц данной категории жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта РФ по каждому муниципальному образованию и виду субвенции (п.5 ст.140 БК РФ). Финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления для осуществления переданных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в составе областного бюджета в виде субвенций.
В соответствии с Законом Владимирской области от 28.12.2016г. №149-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» на реализацию в 2017 году названного государственного полномочия муниципальному образованию ЗАТО г.Радужный выделены субвенции в сумме <данные изъяты> руб., планируется приобретение трех квартир для лиц указанной категории.
Обязанности администрации области по распределению субвенций в бюджете субъекта Российской Федерации не только по каждому муниципальному образованию, но и по каждому конкретному лицу из числа детей, указанной категории, Бюджетным Кодексом Российской Федерации и законодательством Владимирской области в области бюджетных отношений, Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ не предусмотрено.
Администрация Владимирской области правом самостоятельно устанавливать бюджетные расходные обязательства Владимирской области и размеры субвенций муниципальных образований на выполнение переданных им государственных полномочий не наделена. В данном случае она лишь выполняет обязанность по обеспечению передачи средств субвенции через департамент образования.
Объем субвенций на приобретение жилья принимается исходя из принципа сбалансированности во всех отраслях экономики, а не только отдельных категорий лиц.
Согласно Порядку ведения областного сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, утвержденному постановлением Губернатора Владимирской области от 15.05.2013г. №542, орган местного самоуправления, наделенный государственными полномочиями по обеспечению лиц указанной категории жилыми помещениями ежеквартально формирует сведения по муниципальному образованию, который представляет в департамент образования администрации Владимирской области. Департамент образования формирует областной сводный список.
Жилые помещения предоставляются в соответствии с областным сводным списком.
В.Н.Н. включена в областной сводный список, в настоящее время в данном списке имеет порядковый номер №..., в списке по муниципальному образованию – порядковый №....
Согласно п.8 Порядка сводный список формируется в хронологическом порядке по дате рождения ребенка-сироты (лица), подлежащего обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Формирование сводного списка исключает понятие очередности, однако не исключает понятия «хронологический порядок».
Вышеуказанный список представляет собой реализацию механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Администрация Владимирской области полагает, что право В.Н.Н. на обеспечение жилым помещением специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не нарушено, она имеет право на обеспечение жилым помещением согласно списку по дате рождения при наступлении предусмотренных законодательством обстоятельств.
Кроме того, в силу п.22 ст.7 Закона Владимирской области от 03.12.2004г. №226-ОЗ при невозможности обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладающих правом на обеспечение жилым помещением за счет средств областного бюджета, им выплачивается ежемесячная денежная компенсация платы за поднаем одного жилого помещения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Аналогичная норма содержится п.1 ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004г. №226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст.5 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п.1 ст.8 названного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
В соответствии с абзацем 2 ч.1 ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004г. №226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» порядок однократного предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений указанным категориям лиц устанавливается Губернатором Владимирской области.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 20.05.2013г. №612 утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 2 Порядка установлено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в областной сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим п.1 ст.8 от 21.12.1996г. №159-ФЗ, на основании решения органа местного самоуправления и в соответствии с ч.3 ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004г. №226-ОЗ.
Согласно п.8 ч.1 ст.1 Закона Владимирской области от 28.12.2005г. №201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в части:
формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
управления специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
принятия решений о включении (исключении) жилых помещений в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
признания невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях;
принятия решения о заключении договора найма специализированного жилого помещения и заключению указанного договора с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.5 названного Закона Владимирской области органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.
В силу ч.5 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Судом установлено, что П.Н.С., родившаяся дд.мм.гггг.., относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением <...> районного суда <...> от дд.мм.гггг. №... усыновление П.Н.С. П.Т.В. отменено. В свидетельстве о рождении П.Н.С. от дд.мм.гггг. №..., выданном <...> отделом ЗАГС <...>, отец указан со слов усыновителя.
Постановлением главы <...> от дд.мм.гггг. №... несовершеннолетняя П.Н.С. направлена на воспитание в приемную семью В.Л.Ф. и В.Н.В. с дд.мм.гггг...
Согласно свидетельству о перемене имени П.Н.С. переменила фамилию, отчество на В.Н.Н., о чем отделом ЗАГС администрации ЗАТО г.Радужный Владимирской области составлена запись акта о перемене имени от дд.мм.гггг. №....
Постановлением администрации ЗАТО г.Радужный от дд.мм.гггг. №... В.Н.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
По состоянию на дд.мм.гггг. истец состоит в списке под №....
Согласно выписке из областного сводного списка по состоянию на дд.мм.гггг. В.Н.Н. включена в областной сводный список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, имеет порядковый номер №....
Нанимателем жилых помещений по договорам социального найма либо собственником жилых помещений истец не является.
Учитывая изложенное, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом с доводами представителей ответчика и третьего лица согласиться нельзя.
Как следует из содержания вышеприведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.░., ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░░░